Храмовая гора в наших руках?

Dec 27, 2015 11:38



Эти легендарные слова, которые произнес Мота Гур, 7 июня 1967 года, "Храмовая гора в наших руках!" после освобождения Храмовой горы израильскими десантниками, всегда звучат у меня в ушах, когда я смотрю на эту самую гору... Только вместо восклицательного знака, у меня вопросительный. Много вопросительных.
Очень хочется спросить, когда же эта гора была нашей, когда не была и почему. Как мы дошли до жизни такой? И почему сейчас происходит то, что происходит.



"Могу подарить лишь учебник истории" (с)В.Высоцкий 1978

В наше время мусульманские духовные лидеры особенно активно стараются полностью отрицать связь евреев с Храмовой горой и яростно возмущаться использованием в отношении этой горы названия "Храмовая". Вас тут не стояло. Они отрицают и наличие на горе еврейского Храма в прошлом.
Еще и поэтому я решила написать этот пост...
Я не претендую на всеобъемлющий рассказ об этом самом святом месте для евреев и месте, которое является постоянным надуманным поводом для очередной волны терактов и просто регулярной поножовщины. Политика и религия смешались в этом месте, так что уж и не разделить их... Тема эта необъятная и неохватная. Я не претендую на ее раскрытие.
На русском языке до сих пор мало книг и сайтов, рассказывающих об этом замечательном месте и я попытаюсь внести свои 5 копеек свой скромный вклад.
Вот несколько всем известных фактов о Храмовой горе и ее изображений.



Храмовая гора, она же гора Мория. Считается, что именно здесь происходило жертвоприношение Ицхака. Это жертвоприношение на изображении 19в. (?), на заднем плане просматривается контур старого города и Купол Скалы. Музей Эрец-Исраэль, ТА.



Идея строительства "дома" для Всевышнего была изложена в Торе, но это было переносное святилище времен странствий по пустыне, Скиния Завета.
Так Скиния выглядела в пустыне, еще не стационарная, а настоящий шатер. Вокруг народ жил тоже в шатрах. Огненный столб над Скинией, это традиционные изображение Б-жественного присутствия (Шехина). В первые столетия пребывания евреев в Стране Израиля Скиния находилась в Шило, к северу от Иерусалима.

Когда в начале 10в.д.н.э. царь Давид завоевал Иерусалим и сделал его своей столицей, возникает и идея строительства Храма. Но как было предсказано пророками, Храм строит уже не Давид, а его сын - Шломо (Соломон). О Храме Шломо мы знаем только из текста Писания (Млахим) и позднее из "Иудейских ценностей" Иосифа Флавия.



Это границы Храмовой горы времен Первого Храма.

Первый Храм, Храм Шломо (Соломона), реконструкция Института Храма, Иерусалим.


"Jerusalem temple3" מאת Johnreve - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון נחלת הכלל דרך ויקישיתוף.

Реконструкция Первого Храма из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1906-1913гг. Тут видна и сама гора. А вот об архитектуре Храма на этом рисунке можно и поспорить:)


"Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e15 669-0" by Unknown - .torrent with info-hash 323EBA8FBD7C6A3F30C1147B39760E978C95BB9B. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.

Так как на Храмовой горе никогда не проводились раскопки, за исключением участков, примыкающих к внешней стороне стен, образующих ограду Храма, то нет никаких археологических данных о Первом Храме.

В 516г.д.н.э. начато строительство Второго Храма. В 169-163гг.д.н.э. Храм был осквернен Антиохом.



Произошло восстание Маккавеев и чудо Хануки. Снова была зажжена менора в Храме после победы.
Так изобразил это Зеэв Рабан, 20е годы прошлого века, серебро, Музей Эрец-Исраэль.

В конце 1в.д.н.э. царь Иудеи Ирод провел грандиозные строительные работы по расширению территории Храмовой горы. Он также перестроил и украсил здание Храма.



О Втором Храме мы знаем на много больше, есть несколько макетов этого Храма. Несколько макетов и изображений Второго Храма я уже показывала здесь. А на этой фотографии не столь известный макет, который находится на крыше здания организации "Эш Атора". (В переводе с иврита "Эш Атора" - огонь Торы.)

Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен и сожжен римлянами под предводительством Тита.
В 361-363 гг. при римском императоре Юлиане была неудачная попытка восстановить Храм.
В византийский период Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка. Храмовая гора не играла значимой роли в христианской традиции и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.
В 638 году эти земли захватили арабы. В 687-691 годах над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы.

Камень основания внутри Купола Скалы, фотография 1910г.


"Dome of the rock 1910" מאת American Colony, Jerusalem
Book author: Robert Smythe Hichens - Robert Smythe Hichens, The Holy Land, 1910 p.223. ברישיון נחלת הכלל דרך ויקישיתוף.

В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 году.



В 1099 году крестоносцы вошли в Иерусалим. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона.
Власть Крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго, меньше ста лет. 4 июля 1187 года Аюбиды, под предводительством Салах ад-Дина разбили крестоносцев в битве при Хаттине. Салах ад-Дин завладел Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были превращены в мечети.
В 13 веке власть перешла в руки мамлюков. Они соорудили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.
В 16-19 веках Земля Израиля находилась под властью Османской империи.



План Иерусалима с Храмовой горой в центре, конец 17 века. Музей Израиля, Иерусалим.



Котель (Западная стена) и сооружения на Храмовой горе. Изображение 18 или 19в. (?), Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Надпись сверху:
"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы." Йешайа (1-2:2)
Надпись снизу:
"...помните вдали о Господе и да будет Йерушалаим в сердце вашем." Йирмейа (51:50)

А это уже изображение 19 века, 1857г. На нем очень хорошо видно, что находилось на нынешней площади перед Котелем и как мало места было для молящихся евреев.


"James Robertson (British - Mount Moriah and the Mosk of Omar - Google Art Project" by
James Robertson (British, 1813 - 1888) (1813 - 1888) (British) (photographer, Details of artist on Google Art Project) - 0wH5LXwqv0vaiw at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.



"Молящиеся у Котеля", 1880г., автор Félix Bonfils, Музей Эрец-Исраэль, ТА.



Купол Скалы или "Место Храма" как называют это место в некоторых еврейских источниках. В скобках, как мне кажется, неправильно указано, что это мечеть Омара. Мечеть Омара - отдельное сооружение.
Конец 19 - нач. 20в. (?) Музей Эрец-Исраэль, ТА.

Котель - Западная стена, изображения конец 19 - начало 20 веков из Музея Эрец-Исраэль, в Тель-Авиве. К сожалению, и в музее не указаны даты.







В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Британского мандата. В это время впервые появились националистические тенденции среди арабов, проживающих на территории Израиля. С подачи муфтия Иерусалима Амин аль-Хусейни Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов. Проповеди, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, были полны подстрекательств, направленных против евреев.

Вот история начала времени правления Британского Мандата (1917-1948гг), рассказанная на экскурсии. Насколько это история реальна - не знаю, не нашла подтверждения, но аллегория понятна.

Должна была состоятся встреча раввина Зонненфельда и Верховного комиссара Британского мандата Герберта Самуэля.
Верховный комиссар должен был посетить раввина, который жил в маленьком убогом домике в Еврейском квартале Иерусалима.
Богатые евреи предлагали раввину принять Верховного комиссара в их больших и богатых домах, чтобы не стыдится. Но раввин стоял на своем. Если встречаться, то обязательно в его маленьком и разваливающемся домике с немощеным полом.
В назначенный день прибыл Верховный комиссар со своей большой свитой в крошечный дом раввина. Комиссар был человек воспитанный и не сказал раввину напрямую, что он думает о его доме, а только с сожалел о том, что был вынужден спускаться по ступенькам, чтобы войти во внутрь дома. Раввин понял намек и пригласил комиссара к одному из окон дома, которое выходило прямо на Котель. За окном был Котель тех времен, во всей его скудности.
В те времена было принято выбрасывать мусор прямо на Котель и камней было не видно из-за мусора.
И тогда сказал раввин: "Если Всевышний живет так, то мне и подавно не стыдно".

И вот эта фотография 1920 года точно иллюстрирует эту историю.


"Historical images of the Western Wall - 1920 C SR 016" by National Library of Israel - Own work. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.



"Котель", 1936, Тим (Нахум) Гидал, выставка "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль", Музей Штрука, Хайфа
Замечательная фотография - такой ракурс я ни разу не встречала. Это евреи сидят напротив Котеля. В те времена все выглядело по-другому. Был только узкий коридор между Котелем и городской застройкой, где евреям позволялось молится. Это очень хорошо видно на фотографии 1920г., см. выше.

Вид на Храмовую гору сверху, 1938 год.


"The Temple Mount, aerial view 1938" מאת Photo: Orient by Kluger - The National Geographic Magazine, Dec. 1938. דרך ויקישיתוף.

В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Иордании и под ее властью находилась до 1967 года, до Шестидневной войны.



Конечно же, эту фотографию Давида Рубингера знают все, никого не удивишь десантниками у Котеля (Западной стены). Десантники у Котеля в честь освобождения Иерусалима в 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю: «Храмовая гора в наших руках! Повторяю - Храмовая гора в наших руках!».

Видео с архивными кадрами и радиопередачей от 7 июня 1967 года об освобождении Иерусалима.

image Click to view



Однако вскоре управление Храмовой горой было передано мусульманскому Вакфу.

А площадь перед Котелем была расчищена. Вот как это происходило на фотографии 1967г.


"Kotel 1967" מאת Olevy - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון CC BY-SA 3.0 דרך ויקישיתוף.



Храмовая гора, вид сверху. Ко Дню Иерусалима, 1969г. Здесь хорошо видно, как увеличилась площадь перед Котелем, но и видны различия по сравнению с сегодняшним днем. Отсутствуют, на мой взгляд, жуткий мост, ведущий наверх, Археологический парк и Центр Давидсона. Я уверена, что специалисты найдут больше различий. Интересно, поднимались ли тогда наверх и где?

Честно говоря, мне даже не хочется обсуждать, кто согласился отдать Храмовую гору и почему... Есть разные версии, но сам факт, что с 1967 года наше правительство неважно какое, правое или левое, не проводило последовательной политики по отношению к Иерусалиму и ко всему освобожденному в результате Шестидневной войны, совсем не радует.



Моя собственная фотография 1992 года, когда я поднималась на Храмовую гору как турист. Туристов, почти бегом, под охраной полиции прогоняли мимо Купола так сказать, во избежание...

Посмотреть на Храмовую гору с крыши "Эш Атора".

Самый лучший вид на Котель и Храмовую гору, который мне пока довелось увидеть, вид с крыши здания "Эш Атора". И вы правильно понимаете, что это организация продает вид на провал проводит экскурсии с рассказом о Храмовой горе, а также сдает свою крышу для проведения шикарных свадеб с видом на Котель.
Я, естественно, попала туда с экскурсией экскурсовода Инны Чернявской.



Котель и жуткий мост - переход, через который можно попасть наверх к Куполу скалы и прочим мусульманским сооружениям. Где наши пАртнеры по так называемому "мирному процессу" регулярно демонстрируют свое желание побросать камни о чем-либо с нами договориться.



Переход покрупнее. Скромно прикрытый тканью, чтобы не была видна длинная очередь желающих подняться наверх и вынужденных долго ждать. Особенно долго держат там религиозных евреев, представителей национально-религиозного лагеря, которые совершают регулярные восхождения на Храмовую гору. Но об этом ниже.



Если посмотреть налево от Котеля, то виден мусульманский квартал и выходящие на площадь здания, принадлежащие евреям. Слева, с маген-давидами на крыше, йешива NETIV ARIEH.



Мусульманский квартал около Котеля, за йешивой NETIV ARIEH.



Новое еврейское строительство недалеко от этой йешивы.



Вид на мужскую часть Котеля и Купол Скалы.



Мост наверх, слева - мужская часть Котеля, справа - женская.



Направо мы видим вдали с белым куполом йешиву Порат Йосеф.



Археологический парк и Центр Давидсона, подробно об этом комплексе я писала тут



Арка Робинсона и мечеть Аль-Акса.

Подниматься или не подниматься, вот в чем вопрос.

И как вы понимаете, на эту тему есть как минимум два религиозных еврейских мнения, помимо политической ситуации.

Ортодоксальное еврейство и его лидеры еще в 1967 году отказались от подъема на Храмовую гору. Вот отрывок из оригинального постановления 1967г.:
«После того, как Храмовая гора, по милосердию Всевышнего, оказалась в нашем владении, многочисленные представители еврейского народа хотят своими глазами увидеть место, в котором находился Храм. Многие из них поднимаются на территорию Храмовой горы, несмотря на то, что на протяжении всех поколений нам запрещено делать это из-за запрета осквернять святое место».
Подробно о взгляде ортодоксов на посещение Храмовой горы можно прочитать здесь

Но есть, естественно, и другое мнение.



Раввин Шломо Горен трубит в шофар у Котеля в 1967 году.
Первым и главным из поднимающихся на Гору является рав Шломо Горен, бывший во время освобождения Иерусалима главным раввином Армии Обороны Израиля, а впоследствии ставший Главным ашкеназийским раввином Израиля. Он был активным противником передачи Храмовой горы под управление мусульманскому Вакфу.

О Галахических аспектах восхождения на Храмовую Гору можно почитать тут

Есть большое количество раввинов национально-религиозного лагеря, которые считают, что нужно подниматься на Храмовую гору в соответствие с законами иудаизма, и есть организация Место встречи, которая организует подъемы на Храмовую гору.
Эта организация выпустила и очень интересную книгу "Восхождение. Путеводитель по Храмовой горе", автор Меир Антопольский, научный консультант Ицхак Фишелевич.


Все, что я рассказала выше о Храмовой горе это - всем известные факты.
Тем, кого действительно интересует Храмовая гора и все, что с ней связано, безусловно заинтересует эта совершенно замечательная книжка.
Я не хочу пересказывать или переписывать эту книжку, и даже использовать изображения из нее, я же хочу чтобы вы ее купили взяли в руки и почитали.
Она подробнее и квалифицированней меня рассказывает об этом столь важном для каждого из нас месте, а для желающих в ней рассказывается, где что посмотреть и как совершить подъем на Храмовую гору в соответствие с законами иудаизма. Для не соблюдающих эта книжка дает возможность не только узнать о том, что сейчас можно увидеть на самой горе, но и узнать о законах иудаизма с горой связанных.
Книгу можно заказать по почте, по этому линку указано и как купить не по почте, а у распространителей в Израиле.

В русскоязычной общине первыми организаторами подъемов были покойные Ицхак и Талья Имас, погибшие от рук арабских террористов 30 августа 2010 года. Они были юзерами ЖЖ и сохранился их журнал itzhak_imas.

Продолжателями дела Ицхака и Талии стали Меир и Аня Антопольские. Меир написал "Восхождение. Путеводитель по Храмовой горе" и водит группы на Храмовую гору.

Хороший видео-рассказ о восхождениях на Храмовую гору, с рассказом о покойном Ицхаке Имасе (ז''ל), на русском.

image Click to view



И закончить я хочу словами Юлия Кима, напечатанными на обложке "Восхождения":
"Эта книга приведет вас к сердцу любимого города, на Храмовую гору, где Соломон три тысячи лет назад воздвиг незабываемый Храм. Берите книгу и идите в Гору".

Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8_%D7%94%D7%91%D7%99%D7%AA
http://the--temple.blogspot.co.il/2012/08/blog-post_4122.html
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A7%D7%A8%D7%91_%D7%A2%D7%9C_%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D_%D7%91%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA_%D7%A9%D7%A9%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%9D
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C_%D7%91%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA_%D7%A9%D7%A9%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%9D
http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/2010-10-10-06-56-26/templemount1/715-facts

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Иерусалим, Израиль, еврейское, экскурсии

Previous post Next post
Up