Эти легендарные слова, которые произнес Мота Гур, 7 июня 1967 года, "Храмовая гора в наших руках!" после освобождения Храмовой горы израильскими десантниками, всегда звучат у меня в ушах, когда я смотрю на эту самую гору... Только вместо восклицательного знака, у меня вопросительный. Много вопросительных.
Очень хочется спросить, когда же эта гора была нашей, когда не была и почему. Как мы дошли до жизни такой? И почему сейчас происходит то, что происходит.
"Могу подарить лишь учебник истории" (с)В.Высоцкий 1978
В наше время мусульманские духовные лидеры особенно активно стараются полностью отрицать связь евреев с Храмовой горой и яростно возмущаться использованием в отношении этой горы названия "Храмовая". Вас тут не стояло. Они отрицают и наличие на горе еврейского Храма в прошлом.
Еще и поэтому я решила написать этот пост...
Я не претендую на всеобъемлющий рассказ об этом самом святом месте для евреев и месте, которое является постоянным надуманным поводом для очередной волны терактов и просто регулярной поножовщины. Политика и религия смешались в этом месте, так что уж и не разделить их... Тема эта необъятная и неохватная. Я не претендую на ее раскрытие.
На русском языке до сих пор мало книг и сайтов, рассказывающих об этом замечательном месте и я попытаюсь внести свои 5 копеек свой скромный вклад.
Вот несколько всем известных фактов о Храмовой горе и ее изображений.
Храмовая гора, она же гора Мория. Считается, что именно здесь происходило жертвоприношение Ицхака. Это жертвоприношение на изображении 19в. (?), на заднем плане просматривается контур старого города и Купол Скалы. Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Идея строительства "дома" для Всевышнего была изложена в Торе, но это было переносное святилище времен странствий по пустыне, Скиния Завета.
Так Скиния выглядела в пустыне, еще не стационарная, а настоящий шатер. Вокруг народ жил тоже в шатрах. Огненный столб над Скинией, это традиционные изображение Б-жественного присутствия (Шехина). В первые столетия пребывания евреев в Стране Израиля Скиния находилась в
Шило, к северу от Иерусалима.
Когда в начале 10в.д.н.э. царь Давид завоевал Иерусалим и сделал его своей столицей, возникает и идея строительства Храма. Но как было предсказано пророками, Храм строит уже не Давид, а его сын - Шломо (Соломон). О Храме Шломо мы знаем только из текста Писания (Млахим) и позднее из "Иудейских ценностей" Иосифа Флавия.
Это границы Храмовой горы времен Первого Храма.
Первый Храм, Храм Шломо (Соломона), реконструкция Института Храма, Иерусалим.
"
Jerusalem temple3" מאת
Johnreve - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון נחלת הכלל דרך
ויקישיתוף.
Реконструкция Первого Храма из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1906-1913гг. Тут видна и сама гора. А вот об архитектуре Храма на этом рисунке можно и поспорить:)
"
Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e15 669-0" by Unknown
-
.torrent with
info-hash 323EBA8FBD7C6A3F30C1147B39760E978C95BB9B. Licensed under Public Domain via
Wikimedia Commons.
Так как на Храмовой горе никогда не проводились раскопки, за исключением участков, примыкающих к внешней стороне стен, образующих ограду Храма, то нет никаких археологических данных о Первом Храме.
В 516г.д.н.э. начато строительство Второго Храма. В 169-163гг.д.н.э. Храм был осквернен Антиохом.
Произошло восстание Маккавеев и
чудо Хануки. Снова была зажжена менора в Храме после победы.
Так изобразил это
Зеэв Рабан, 20е годы прошлого века, серебро, Музей Эрец-Исраэль.
В конце 1в.д.н.э. царь Иудеи Ирод провел грандиозные строительные работы по расширению территории Храмовой горы. Он также перестроил и украсил здание Храма.
О Втором Храме мы знаем на много больше, есть несколько макетов этого Храма. Несколько макетов и изображений Второго Храма я уже показывала
здесь. А на этой фотографии не столь известный макет, который находится на крыше здания организации
"Эш Атора". (В переводе с иврита "Эш Атора" - огонь Торы.)
Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен и сожжен римлянами под предводительством Тита.
В 361-363 гг. при римском императоре Юлиане была неудачная попытка восстановить Храм.
В византийский период Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка. Храмовая гора не играла значимой роли в христианской традиции и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.
В 638 году эти земли захватили арабы. В 687-691 годах над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы.
Камень основания внутри Купола Скалы, фотография 1910г.
"
Dome of the rock 1910" מאת
American Colony, JerusalemBook author:
Robert Smythe Hichens -
Robert Smythe Hichens, The Holy Land, 1910 p.223. ברישיון נחלת הכלל דרך
ויקישיתוף.
В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 году.
В 1099 году крестоносцы вошли в Иерусалим. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона.
Власть Крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго, меньше ста лет. 4 июля 1187 года Аюбиды, под предводительством Салах ад-Дина разбили крестоносцев в битве при Хаттине. Салах ад-Дин завладел Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были превращены в мечети.
В 13 веке власть перешла в руки мамлюков. Они соорудили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.
В 16-19 веках Земля Израиля находилась под властью Османской империи.
План Иерусалима с Храмовой горой в центре, конец 17 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
Котель (Западная стена) и сооружения на Храмовой горе. Изображение 18 или 19в. (?),
Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Надпись сверху:
"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы." Йешайа (1-2:2)
Надпись снизу:
"...помните вдали о Господе и да будет Йерушалаим в сердце вашем." Йирмейа (51:50)
А это уже изображение 19 века, 1857г. На нем очень хорошо видно, что находилось на нынешней площади перед Котелем и как мало места было для молящихся евреев.
"
James Robertson (British - Mount Moriah and the Mosk of Omar - Google Art Project" by
James Robertson (British, 1813 - 1888) (1813 - 1888) (British) (photographer,
Details of artist on Google Art Project) -
0wH5LXwqv0vaiw at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Licensed under Public Domain via
Wikimedia Commons.
"Молящиеся у Котеля", 1880г., автор Félix Bonfils, Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Купол Скалы или "Место Храма" как называют это место в некоторых еврейских источниках. В скобках, как мне кажется, неправильно указано, что это мечеть Омара. Мечеть Омара - отдельное сооружение.
Конец 19 - нач. 20в. (?) Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Котель - Западная стена, изображения конец 19 - начало 20 веков из Музея Эрец-Исраэль, в Тель-Авиве. К сожалению, и в музее не указаны даты.
В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Британского мандата. В это время впервые появились националистические тенденции среди арабов, проживающих на территории Израиля. С подачи муфтия Иерусалима Амин аль-Хусейни Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов. Проповеди, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, были полны подстрекательств, направленных против евреев.
Вот история начала времени правления Британского Мандата (1917-1948гг), рассказанная на экскурсии. Насколько это история реальна - не знаю, не нашла подтверждения, но аллегория понятна.
Должна была состоятся встреча раввина Зонненфельда и Верховного комиссара Британского мандата Герберта Самуэля.
Верховный комиссар должен был посетить раввина, который жил в маленьком убогом домике в Еврейском квартале Иерусалима.
Богатые евреи предлагали раввину принять Верховного комиссара в их больших и богатых домах, чтобы не стыдится. Но раввин стоял на своем. Если встречаться, то обязательно в его маленьком и разваливающемся домике с немощеным полом.
В назначенный день прибыл Верховный комиссар со своей большой свитой в крошечный дом раввина. Комиссар был человек воспитанный и не сказал раввину напрямую, что он думает о его доме, а только с сожалел о том, что был вынужден спускаться по ступенькам, чтобы войти во внутрь дома. Раввин понял намек и пригласил комиссара к одному из окон дома, которое выходило прямо на Котель. За окном был Котель тех времен, во всей его скудности.
В те времена было принято выбрасывать мусор прямо на Котель и камней было не видно из-за мусора.
И тогда сказал раввин: "Если Всевышний живет так, то мне и подавно не стыдно".
И вот эта фотография 1920 года точно иллюстрирует эту историю.
"
Historical images of the Western Wall - 1920 C SR 016" by National Library of Israel - Own work. Licensed under Public Domain via
Wikimedia Commons.
"Котель", 1936, Тим (Нахум) Гидал, выставка
"Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль", Музей Штрука, Хайфа
Замечательная фотография - такой ракурс я ни разу не встречала. Это евреи сидят напротив Котеля. В те времена все выглядело по-другому. Был только узкий коридор между Котелем и городской застройкой, где евреям позволялось молится. Это очень хорошо видно на фотографии 1920г., см. выше.
Вид на Храмовую гору сверху, 1938 год.
"
The Temple Mount, aerial view 1938" מאת Photo: Orient by Kluger - The National Geographic Magazine, Dec. 1938. דרך
ויקישיתוף.
В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Иордании и под ее властью находилась до 1967 года, до Шестидневной войны.
Конечно же, эту фотографию Давида Рубингера знают все, никого не удивишь десантниками у Котеля (Западной стены). Десантники у Котеля в честь освобождения Иерусалима в 1967г.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю: «Храмовая гора в наших руках! Повторяю - Храмовая гора в наших руках!».
Видео с архивными кадрами и радиопередачей от 7 июня 1967 года об освобождении Иерусалима.
Click to view
Однако вскоре управление Храмовой горой было передано мусульманскому Вакфу.
А площадь перед Котелем была расчищена. Вот как это происходило на фотографии 1967г.
"
Kotel 1967" מאת
Olevy - נוצר על ידי מעלה היצירה. ברישיון
CC BY-SA 3.0 דרך
ויקישיתוף.
Храмовая гора, вид сверху. Ко Дню Иерусалима, 1969г. Здесь хорошо видно, как увеличилась площадь перед Котелем, но и видны различия по сравнению с сегодняшним днем. Отсутствуют, на мой взгляд, жуткий мост, ведущий наверх, Археологический парк и Центр Давидсона. Я уверена, что специалисты найдут больше различий. Интересно, поднимались ли тогда наверх и где?
Честно говоря, мне даже не хочется обсуждать, кто согласился отдать Храмовую гору и почему... Есть разные версии, но сам факт, что с 1967 года наше правительство неважно какое, правое или левое, не проводило последовательной политики по отношению к Иерусалиму и ко всему освобожденному в результате Шестидневной войны, совсем не радует.
Моя собственная фотография 1992 года, когда я поднималась на Храмовую гору как турист. Туристов, почти бегом, под охраной полиции прогоняли мимо Купола так сказать, во избежание...
Посмотреть на Храмовую гору с крыши "Эш Атора".
Самый лучший вид на Котель и Храмовую гору, который мне пока довелось увидеть, вид с крыши здания "Эш Атора". И вы правильно понимаете, что это организация продает вид на провал проводит экскурсии с рассказом о Храмовой горе, а также сдает свою крышу для проведения шикарных свадеб с видом на Котель.
Я, естественно, попала туда с экскурсией экскурсовода
Инны Чернявской.
Котель и жуткий мост - переход, через который можно попасть наверх к Куполу скалы и прочим мусульманским сооружениям. Где наши пАртнеры по так называемому "мирному процессу" регулярно демонстрируют свое желание побросать камни о чем-либо с нами договориться.
Переход покрупнее. Скромно прикрытый тканью, чтобы не была видна длинная очередь желающих подняться наверх и вынужденных долго ждать. Особенно долго держат там религиозных евреев, представителей национально-религиозного лагеря, которые совершают регулярные восхождения на Храмовую гору. Но об этом ниже.
Если посмотреть налево от Котеля, то виден мусульманский квартал и выходящие на площадь здания, принадлежащие евреям. Слева, с маген-давидами на крыше, йешива NETIV ARIEH.
Мусульманский квартал около Котеля, за йешивой NETIV ARIEH.
Новое еврейское строительство недалеко от этой йешивы.
Вид на мужскую часть Котеля и Купол Скалы.
Мост наверх, слева - мужская часть Котеля, справа - женская.
Направо мы видим вдали с белым куполом йешиву Порат Йосеф.
Археологический парк и Центр Давидсона, подробно об этом комплексе я писала
тут Арка Робинсона и мечеть Аль-Акса.
Подниматься или не подниматься, вот в чем вопрос.
И как вы понимаете, на эту тему есть как минимум два религиозных еврейских мнения, помимо политической ситуации.
Ортодоксальное еврейство и его лидеры еще в 1967 году отказались от подъема на Храмовую гору. Вот отрывок из оригинального постановления 1967г.:
«После того, как Храмовая гора, по милосердию Всевышнего, оказалась в нашем владении, многочисленные представители еврейского народа хотят своими глазами увидеть место, в котором находился Храм. Многие из них поднимаются на территорию Храмовой горы, несмотря на то, что на протяжении всех поколений нам запрещено делать это из-за запрета осквернять святое место».
Подробно о взгляде ортодоксов на посещение Храмовой горы можно прочитать
здесь Но есть, естественно, и другое мнение.
Раввин Шломо Горен трубит в шофар у Котеля в 1967 году.
Первым и главным из поднимающихся на Гору является рав Шломо Горен, бывший во время освобождения Иерусалима главным раввином Армии Обороны Израиля, а впоследствии ставший Главным ашкеназийским раввином Израиля. Он был активным противником передачи Храмовой горы под управление мусульманскому Вакфу.
О Галахических аспектах восхождения на Храмовую Гору можно почитать
тут Есть большое количество раввинов национально-религиозного лагеря, которые считают, что нужно подниматься на Храмовую гору в соответствие с законами иудаизма, и есть организация
Место встречи, которая организует подъемы на Храмовую гору.
Эта организация выпустила и очень интересную книгу "Восхождение. Путеводитель по Храмовой горе", автор Меир Антопольский, научный консультант Ицхак Фишелевич.
Все, что я рассказала выше о Храмовой горе это - всем известные факты.
Тем, кого действительно интересует Храмовая гора и все, что с ней связано, безусловно заинтересует эта совершенно замечательная книжка.
Я не хочу пересказывать или переписывать эту книжку, и даже использовать изображения из нее, я же хочу чтобы вы ее купили взяли в руки и почитали.
Она подробнее и квалифицированней меня рассказывает об этом столь важном для каждого из нас месте, а для желающих в ней рассказывается, где что посмотреть и как совершить подъем на Храмовую гору в соответствие с законами иудаизма. Для не соблюдающих эта книжка дает возможность не только узнать о том, что сейчас можно увидеть на самой горе, но и узнать о законах иудаизма с горой связанных.
Книгу можно заказать по почте, по этому линку указано и как купить не по почте, а у распространителей в Израиле.
В русскоязычной общине первыми организаторами подъемов были покойные
Ицхак и Талья Имас, погибшие от рук арабских террористов 30 августа 2010 года. Они были юзерами ЖЖ и сохранился их журнал
itzhak_imas.
Продолжателями дела Ицхака и Талии стали Меир и Аня Антопольские. Меир написал "Восхождение. Путеводитель по Храмовой горе" и водит группы на Храмовую гору.
Хороший видео-рассказ о восхождениях на Храмовую гору, с рассказом о покойном Ицхаке Имасе (ז''ל), на русском.
Click to view
И закончить я хочу словами Юлия Кима, напечатанными на обложке "Восхождения":
"Эта книга приведет вас к сердцу любимого города, на Храмовую гору, где Соломон три тысячи лет назад воздвиг незабываемый Храм. Берите книгу и идите в Гору".
Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8_%D7%94%D7%91%D7%99%D7%AAhttp://the--temple.blogspot.co.il/2012/08/blog-post_4122.htmlhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A7%D7%A8%D7%91_%D7%A2%D7%9C_%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D_%D7%91%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA_%D7%A9%D7%A9%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%9Dhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C_%D7%91%D7%9E%D7%9C%D7%97%D7%9E%D7%AA_%D7%A9%D7%A9%D7%AA_%D7%94%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%9Dhttp://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/2010-10-10-06-56-26/templemount1/715-facts This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/