Еврейская история сектора Газа

Jul 23, 2015 09:19



9 ава (26 июля) 2015 года исполняется ровно 10 лет с момента выселения Гуш-Катифа (сектор Газа) и поселений Северного Шомрона. Эта траурная дата добавилась к другим еврейским траурным датам 9 ава прямо у нас на глазах.

Сектор Газа, пожалуй самое ненавидимое современным израильским обществом место, в котором когда-либо были поселения... На протяжении первых 15 лет моей жизни в Израиле, до 2005 года, до выселения Гуш-Катифа, не было ни дня, когда бы наши СМИ не поносили сектор Газа и еврейских поселенцев в нем... На иврите могут даже послать подальше, сказав: "Иди ты в Газу".
В отношение к еврейскому присутствию в Газе до сих пор сказываются последствия психологической подготовки к размежеванию, когда одним из аргументов в пользу выхода был "что нам там искать - в Газе никогда не жили евреи".
Однако, что поделать, если евреи там жили практически всегда, начиная 145г.д.н.э., когда при братьях Хаcмонеях евреи поселились в Газе впервые.
Евреев выселяли, а они снова селились... И так на протяжении более 2 тысяч лет. Что так тянуло евреев туда, в это странное и недружелюбное, казалось бы, место?



Наверно, надо начать с того, что город Газа один из самых древних городов своего района и существует непрерывно 3500 лет как минимум. Город удачно расположен на море между Азией и Африкой, имеет в окрестностях плодородные земли. Порт в этом месте в древности имел стратегическое значение и кровопролитные сражения за владения им велись на протяжении всей истории.
Фактически Газа оставалась во владении ханаанеев, когда евреи вошли в Эрец-Исраэль. Формально она входила в надел колена Иехуды, но не была тогда завоевана евреями.
В начале 13 в.д.н.э. Газа была завоевана филистимлянами и вступила в союз пяти независимых городов - государств Филистеи.
В ТаНаХе Газа упоминается как один из пяти городов филистимлян, вместе с Ашдодом, Ашкелоном, Гатом и Экроном. "Вот земля оставшаяся: все округи пелиштимские и весь гешурийский. От Шихора, что перед Египтом, и до предела Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский и аввийцы...". Йеошуа (13:2-3) ("Первые и последние пророки". Издательство "Мосад арав Кук", Йерушалаим, 1978 год).

Город Газа упоминается в ТаНаХе больше 20 раз.

Самый запоминающийся рассказ ТаНаХа, действие которого происходит в городе Газа, конечно же связан с Самсоном (Шимшоном). Поскольку Шимшон посвящен Б-гу в качестве назарея, ему было запрещено пить вино и есть что-либо нечистое и он носил длинные волосы, которые нельзя было стричь. Волосы служили источником его необычайной силы. Всю свою жизнь он боролся с филистимлянами, но к их женщинам питал большую слабость.



Однажды Шимшону очень понравилась филистимлянка Далила, которая обещала филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём же сила Шимшона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы: источником силы были его никогда нестриженые волосы.
"И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его" (Суд.16:19).
Так эта сцена изображена на художником Ариком Брауэром на фасаде хайфского молла Кастра.

Утративший свою силу Шимшон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу. Это тяжелое испытание заставило Шимшона раскаяться. Вскоре филистимляне решили устроить праздник, чтобы поблагодарить своего бога Дагона за победу над Шимшоном. Они доставили Шимшона в храм Дагона, чтобы посмотреть на побежденного героя.



За время пребывания в темнице волосы Шимшона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. "И воззвал Шимшон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!" (Суд.16:28)
"И сказал Шимшон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Шимшон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей." (Суд.16:30)

Еврейская история поселения в Газе начинается с братьев - Mаккавеев (Хаcмонеев).



Так увидел братьев - маккавеев Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Ханукия, создана в 50е годы 20 века. Из коллекции Музея Эрец-Исраэль.
Йонатан, брат знаменитого Йегуды Маккаби, занял Газу в 145 году до н.э., а его брат Шимон поселил в неё евреев (подробнее о братьях-маккавеях тут).

Со временем жители Газы освободились от Хасмонеев, но Газа была занята вторично во времена Александра Янная в 96 году до н.э.. Около 50 лет продолжалось правление Хасмонеев - до захвата страны римлянами.



В период Талмуда и Мишны (1-7в.н.э.) евреи жили в городе Газа, который был еврейским центром, вторым по размеру после Иерусалима (Иерусалим в это время лежал в руинах).



В 4в.н.э. при императоре Константине христианство стало государственной религией Рима, а Газа входила в состав Римской империи. Это изображение Константина в виде колосса, обломки которого хранятся в Капитолийских музеях Рима.
Константин решил крестить также и население Газы. Он пытался построить в Газе церковь, но ему противостояла еврейская община, на тот момент самая сильная община в городе. Каждый раз после начала строительства, евреи разрушали фундамент.
Отказавшись от строительства церкви в Газе, Константин решил восстановить развалины портового города Газа-Маюмас (Газы Морской) и возвести на берегу моря самостоятельный город, без евреев.



Но и этим планам Константина не суждено было осуществиться. Через какое-то время евреи поселились и в Газе Морской. В те годы это был важный порт, а среди евреев всегда было много купцов. Таким образом в в Газе сформировалась большая еврейская община, которая занималась торговлей в порту Суэц.

В Газе были построены синагоги, украшенные многочисленными мозаиками. Отдельные мозаики сохранились. Это одна из сохранившихся мозаик, пожалуй самая известная.


"Царь Давид играет на лире". Чтобы не было сомнений, подписано "Давид". Копия, находящаяся в "Музее доброго самаритянина". Ориентировочно 6 в.н.э.

В 7в.н.э. было большое сражение в районе Газы между византийцами и мусульманами. Существуют свидетельства, что евреи, жители окрестных деревень, участвовали в сражение на стороне византийцев.



В 8в.н.э. вокруг города Газа были еврейские сельскохозяйственные поселения.

В знаменитой Каирской генизе были найдены многочисленные документы с упоминанием еврейской общины Газы.
Из воспоминаний караимского мудреца Сахеля бен Мацлиаха жившего в 10-м веке, становиться известно, что у Газы даже появилась особая функция. Мусульмане, тогда правившие страной, запретили евреям совершать традиционные паломничества в Иерусалим. И евреи, жившие за пределами своей страны, добирались из стран пребывания до трех городов в Эрец-Исраэль - Тверии, Цоара и Газы, и оттуда они обращали к Всевышнему все свои молитвы.

Известно, что в 11в.н.э. еврейскую общину в Газе возглавлял раввин Иешуа Барби Натан, из потомков пророков, и говорят, что также он имел отношение к дому Давида.



"Путешествие раввина Мешулама из Вольтерры по Эрец-исраэль, 1481 год" фото Википедии.
В 15 веке, вернее в 1481 году еврейский путешественник раввин Мешулам из Вольтерры посетил Эрец-Исраэль и написал об этом путешествии книгу. Вот что он писал: "Ишмаэлиты называют Азу - Газа, и это место хорошее и обильное, и фрукты здесь очень хорошие. И имеются там хорошие хлеб и вино, но вино делают только евреи. И там - 60 евреев домовладельцев, у которых есть небольшая красивая синагога, имеются у них и виноградники, и поля, и дома, и они уже начали делать новое вино.
Особенно уважительно ко мне отнёсся сефард, г-н Моше Бен Йеhуда, и сефард, г-н Меир - ювелир ..., и евреи, живущие на возвышенной части района, - хвала Господу. И дом Далилы на возвышенности - глава иудаики".

Раввин Овадья из Бар-Танура, известный толкователь Мишны, посетил Газу через 7 лет после Мешулама из Вольтерры, в 1488 году, и описал своё путешествие в книге "Путешествие в Эрец Исраэль". "Мы находились в Газе 4 дня, и там сейчас проживает ашкеназийский раввин Моше из Праги, бежавший из Иерусалима, и мы поневоле пришли в его дом, и жили там всё время нашего пребывания в Газе. А в субботний день пришли туда все старейшины общины на трапезу с нами, и принесли пироги с виноградом и фрукты согласно их обычаю, и выпили мы 7 - 8 бокалов вина перед едой и были веселы". Также и по его описанию в основе трапезы в Азе всегда были пироги с виноградом и фрукты, являвшиеся, по-видимому, обычными в еврейской среде Газы.

В 16 веке, в 1517 году Газа была захвачена турецким султаном Салимом I и еврейское население в ней увеличилось за счет евреев, изгнанных из Испании.

В начале 17 века раввином Газы был знаменитый раввин Исраэль Наджара. Его знаменитое стихотворение "Ях риббон олам ве-‘алмая" ("Владыка мира, Господь предвечный") (י-ה ריבון עלם), исполняется и сегодня в виде песни на каждой вечерней субботней трапезе, как в ашкеназийской, так и в сефардской общинах. Раввин Исраэль Наджара скончался в Газе в 1625 году и был там похоронен. После него раввином Газы был его сын раввин Моше Наджара.

В 17 веке прославил Газу знаменитый еврейский лжемессия, Шабтай Цви. Именно в Газе он объявил себя мессией в 1665году.


"Sabbatai tsevi". Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.
В Газе Шабтай Цви нашел и своего верного помощника и последователя, который так и остался в истории как Натан из Газы или Натан Газский.
Появление саббатианство (движение последователей Шабтая Цви) вызвало глубокую трещину в еврейском народе. Оно нанесло огромный ущерб еврейской общине Газы. Община, которая так процветала в начале 17 века, и духовно и экономически, в конце этого века потеряла свои позиции.



"Chaim Yosef David Azulai". Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.
В 18 веке еврейская община Газы вновь вернулась к жизни и на это у нее ушло не так много времени. Свидетельство этого есть в книге путешествий раввина Хаима Йосефа Давида Азулая. Раввин Азулай прибыл в Газу в 1753 году, по дороге из Хеврона в Египет. Он рассказывает, что вынужден был задержаться в Газе на 5 дней, пока не нашел караван, идущий в Египет. Он обнаружил в городе довольно большую группу жителей-евреев и синагогу, чему был очень рад.

Финал 18 века для еврейской общины был очень грустным. В феврале 1799 года армия Наполеона вышла из северного Синая на восток и две недели спустя осадила Газу. Захватив город, солдаты Наполеона бесчинствовали в Газе более трех месяцев, разворовали и разрушили город. В итоге в Газе вспыхнула эпидемия чумы, и евреи были вынуждены бежать. Многие из них перебрались в Иерусалим и Хеврон. В 1811 году полностью исчезла еврейская община Газы после непрерывного существования в течение 1907 лет.

Самую верхнюю часть города арабы Газы и по сей день называют Харет эль-яхуд, то есть "еврейский квартал". В настоящее время там находится католическая церковь, повернутая к Иерусалиму, что почти не встречается у таких церквей. Во дворе церкви была найдена колонна, на которой написано:


"Спасающий меня от всякого зла ангел да позволит мне взойти в Иерусалим"
Церковь, как нетрудно догадаться, построена на фундаменте синагоги, функционировавшей непрерывно с 15 по 19 век.

Таким образом 19 век продолжился безрадостно...



"Газа" 1839 David Roberts - Library of Congress Prints and Photographs Division. Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.
Может быть тут перед нами как раз развалины синагоги, а церковь еще не построена? Или развалины "дома Далилы"? Место художник выбрал самое высокое, весь город просматривается, явно Харет эль-яхуд ("еврейский квартал").

Трудно назвать точную дату, когда евреи вновь вернулись в Газу. Мнения по этому поводу разделились. Так, известный востоковед Ицхак Бен-Цви (в 50х годах 20 века президент Израиля) пишет, что евреи возвратились в Газу между 1870 и 1872 годами. А Иехиэль Бриль, редактор первой в Эрец-Исраэль газеты “А-Леванон” (на иврите), посетил Газу в 1883 году, и упомянул, что еврейское присутствие в городе возобновилось лишь к 1882 году.

Точно известно, что в 1885 году, в разгаре Первой алии, в страну приехал Зеэв Калонимус Высоцкий (известный торговец чаем), один из руководителей движения Ховевей-Цион. Высоцкий поездил по стране, осмотрел сельскохозяйственные посёлки, обещал помочь всем, чем сможет и высказал "революционную идею" - создавать еврейские городские поселения в арабских городах Эрец-Исраэль.
Когда Высоцкий говорил об "арабских городах в Эрец-Исраэль", он имел ввиду также такие города, как Лод, Нацрат, Шхем, Газа, Рамалла, Бейт-Лехем, Ашкелон, Рабат-Амон, Цур и Цидон (нынешние иорданский Амман, ливанские Тир и Сайда). Это Эрец-Исраэль, которую они знали, которая описана в ТаНаХе. Городская жизнь нужна была евреям из России, большая их часть плохо приживалась в деревнях.



В книге "40 лет еврейского поселения в Газе, Беэр-Шеве и основание фермы Рухама" (Мордехай Эликаям) рассказывалось о том, что группа, выехавшая в Газу, была самой большой. Во главе её стояли Авраам Хаим Шалуш и Хахам Нисим Эликаям, сын рабби Моше Эликаяма, одного из руководителей общины в Яффо. В конце 1886 года в Газе насчитывалось более 30 еврейских семей.
Евреи Газы получали доходы от работы в лавках и в передвижных ларьках. Все прилично зарабатывали и жили обеспеченной жизнью. Поселение в Газе, будучи очень религиозным, содержало двух резников, раввина, имело собственное кладбище и микве. Каждая группа евреев имела свои синагоги "по интересам", таким образом в Газе было 3 синагоги.
Еврейские семьи в Газе жили в съемных домах. Каждая семья имела дополнительную меблированную комнату для евреев, путешествующих в Египет. В те времена было принято по дороге в Египет ночевать в Газе, в которой не было ни кашерных ресторанов, ни подходящих для евреев гостиниц. Было принято приезжать в синагогу, а там уже заботились о размещении гостя у какой-то из местных семей.

В 1907 году раввином города стал раввин Нисим Охана, деятельность которого была интенсивна и эффективна. Одним из его проектов стало открытие школы по обучению иудаизму. Преподавание в школе велось на иврите, вещь довольно редкая по тем временам, и поэтому на открытие приехал сам Элиэзер Бен-Йегуда. Зарплату школьному учителю платили из пожертвований… сионистски настроенных евреев Одессы.

В марте 1917 года фронт Первой мировой войны приблизился вплотную к Газе и турки, которые тогда правили в этих местах, изгнали из города всех жителей, и евреев, и мусульман, и христиан. Писатель Моше Смиланский писал, что евреи не могли спасти свое имущество, но спасли три свитка Торы и унесли их с собой.

По окончании войны, в начале 1919 года, еврейское присутствие в Газе стало постепенно восстанавливаться и даже открылась еврейская школа, которую назвали... "Шимшон (Самсон)".

В 1925 году британцы предложили Еврейскому национальному фонду (ЕНФ) купить песчаные дюны Гуш-Катифа для еврейских поселенцев, но ЕНФ отказался, сказав, что эта земля непригодна для сельскохозяйственной деятельности.

В 1929 году во время арабского восстания англичане, хозяева мандата, приказали освободить Газу от евреев, вместо того, чтобы помешать погромам. В тот момент в Газе жило 50 еврейских семей. Британскому руководству легче было эвакуировать евреев из Газы, чем бороться с арабами. Они приняли решение поездом переправить евреев в северные районы страны.

В 30е годы следующая попытка заселить окрестности города Газа, сектор Газа. Начали сажать рощи финиковых пальм. Но в 1936 году вспыхивает новое арабское восстание и евреев опять изгоняют из Газы.

Бен-Гурион в свое время принял решение, что границы еврейского государства пройдут по бороне еврейского плуга, и он призвал всех, кто может заселять юг.
В 1945 году участок в окрестностях города Газа выкупил Еврейский национальный фонд (ЕНФ). Интересно, что уже тогда в Эрец-Исраэль существовали территории “А”. Так назывались земли, которые, в соответствии с Белой Книгой Макдональда (1939 г.), было запрещено продавать не арабам. В ЕНФ опасались, что арабы дадут продавцу больше денег, и он продаст землю им. В итоге, после длинного и утомительного торга, участок все же перешел к ЕНФ.

На исходе Судного дня 1946 года, сионистские лидеры и командование штаба “Хаганы” решили, в ответ на “План Моррисона”, согласно которому предлагалось не включать Негев в границы будущей еврейской страны, в течение одной ночи основать одиннадцать еврейских поселений.



Одно из поселений появилось в районе города Газа. Это был религиозный кибуц, названный Кфар-Даром, в честь бывшего здесь поселения времен Талмуда. Четверо из основателей кибуца на фоне кибуцной столовой, которая была и кибуцной синагогой.



"Жители Кфар-Даром, 1948 год" Licensed under Public Domain via Wikimedia Commons.



Во время Войны за независимость (1948 г.) кибуцники воюют с египтянами и ухитряются их остановить. Но центральное руководство не верит, что они могут удержаться и говорят им оставить позиции.
Кибуц просуществовал 222 дня. Эта фотография обложки книги "222 дня жизни Кфар-Даром" Арье Ицхаки.

В ходе Войны за Независимость, под давлением Великобритании (которая угрожала прямым военным вмешательством) Израиль передал территорию сектора Газа Египту. Вся еврейская инфраструктура района, включая поселение Кфар Даром, была уничтожена.



"Gaza - IDF 1956" מאת פריץ כהן - http://147.237.72.31/topsrch/datafile/wwwm8868.gif. דרך ויקישיתוף.
10 декабря 1956 года, военный губернатор Газы подполковник Хаим Гаон открывает городское почтовое отделение. Фото Википедия
Во время операции Кадеш в 1956 году Газа была захвачена 2 ноября Армией обороны Израиля (АОИ). Египтяне, которые находились в городе, сдались. АОИ покинула Газу в начале 1957 года.



За время отсутствия евреев, все что было еврейского, занесло песком.



Чудо Шестидневной войны (1967 год), еще одна страница в истории еврейского заселения Газы.

Интересно, что после войны правительство Леви Эшколя рассматривало предложение партии Авода, составленное Игалем Алоном, в котором говорилось: "Сектор Газа будет неотъемлемой частью Израиля с его постоянными жителями."



Из-за ситуации с безопасностью, вначале там были только военные базы - форпосты, которые на деле постепенно превращались в сельскохозяйственные поселения.
Появление форпостов было вызвано прежде всего желанием разделить сплошное арабское заселение, с тем чтобы навести порядок. Уже тогда убедились, что сплошное заселение сектора арабами приводит к увеличению террористической деятельности.
План заселения можно представить как "руку поселений" из Израиля, запущенную в сектор Газа. У руки, как известно есть пять пальцев, и в предложении как раз говорилось о 5 пальцах еврейских поселений в секторе Газа, целью которых являлось разбиение непрерывного арабского населения вдоль побережья и внедрение еврейских поселений между ними.

Фактически процесс создания поселений начался в 1970 году.



Подразделение "Нахаль" (נח"ל) - первые поселенцы в Кфар-Даром после Шестидневной войны.



После Шестидневной войны у правительства ушло 10 лет на решение начать официальное еврейское заселение Газы.
В феврале 1977 года тогдашний глава правительства Ицхак Рабин прибыл на церемонию придания форпосту "Катиф" статуса гражданского посёлка под названием "Нецер-Хазани". С ним на церемонию прибыло 2000 гостей, в том числе старшие армейские офицеры и люди со всей страны, воевавшие за этот район во время Шестидневной войны.

В это время в секторе проживало 600.000 арабов.

После Шестидневной войны всего было построено 21 новое поселение в секторе Газа. Среди этих поселений было поселение Алей Синай (23 км от Ашкелона) - выселенцы с Синайского полуострова из Ямита. Они мечтали, что смогут поселиться где-то навсегда, а оказалось, что их выселили дважды.



Это знаменитые теплицы на песке, где все выращивалось с помощью гидропоники. Знаменитая иешиват-эсдер (иешива в которой учатся юноши, параллельно служащие в АОИ) в форме маген-давида.



Это книга "Корни в песках" Хагая Губермана (חגי הוברמן), журналиста, исследователя поселений, в прошлом жителя поселения Нецарим (сектор Газа), а теперь жителя поселения Элькана (Шомрон-Самария).
Книга подробно рассказывает историю Гуш-Катифа с начала 70х годов прошлого века.
В 2010 году Хагай Губерман был награжден Призом Аминах за книги "Корни в песках" и "Несмотря на все трудности". Приз Аминах присуждается писателям, поэтам и исследователям за произведения в областях, связанных с ценностями религиозно-сионистского движения.

Должна сказать, что информации об еврейской истории Газы в интернете очень мало, источников единицы и все сводится к тому же самому Хагаю Губерману в виде разных его статей, цитируемых в разных вполне уважаемых источниках.

Желающие узнать подробнее историю Гуш-Катифа сразу после Шестидневной войны, могут почитать перевод на русский книги Хагая Губермана "История Гуш-Катифа", вышедший в 1999 году.

часть 1. ВОЗВРАЩЕНИЕ В «КФАР ДАРОМ»
часть 2. ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ГАЗЕ
часть 3. «5 ПАЛЬЦЕВ ПОСЕЛЕНИЙ»
часть 4. "ВОЕННАЯ ТАЙНА: ФОРПОСТ КФАР ДАРОМ"
часть 5.«СИОНИСТСКИЙ ОТВЕТ ТЕРРОРУ»
часть 6. «СКОРЕЕ НА МОЕЙ ЛАДОНИ ВЫРАСТУТ ВОЛОСЫ, ЧЕМ ЗДЕСЬ ВСТАНУТ ПОСЕЛЕНИЯ»
часть 7. «ПЕРВЕНЕЦ ПОСЕЛЕНИЙ - НЕЦЕР ХАЗАНИ»
часть 8. ПОСЕЛЕНЦЫ УБЕДИЛИ ЭЗЕРА ВЕЙЦМАНА.
часть 9. ГОРСТОЧКА ПОСЕЛЕНЦЕВ СОЗДАЁТ СОВЕТ.
часть 10. «2000 ПАР БРЮК»
часть 11. СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ, КАК КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ОТСТУПЛЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
часть 12. «БУТЫЛКИ С ЗАЖИГАТЕЛЬНОЙ СМЕСЬЮ НЕ ВЫНУДЯТ НАС УБЕЖАТЬ»



В этом посте использованы фотографии, которые я сделала в Мемориальном центре Гуш-Катифа в Авней-Этан (Голанские высоты), во время экскурсии экскурсовода Инны Чернявской. Также использованы фотографии из "песочного" мультфильма об истории еврейских поселений в Газе, демонстрировавшегося во время экскурсии.

Еще 2 части моего рассказа о Гуш-Катифе:

Вспоминая Гуш-Катиф (часть 1)

Вспоминая Гуш-Катиф (часть 2)

Инфа:
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=1692
http://maof.rjews.net/history/18-history/6098-o--sp-328255099
http://maof.rjews.net/history/18-history/6150-o--sp-109146079
http://moreshet-morocco.com/category/%D7%90%D7%A8%D7%91%D7%A2%D7%99%D7%9D-%D7%A9%D7%A0%D7%95%D7%AA-%D7%99%D7%99%D7%A9%D7%95%D7%91-%D7%91%D7%A2%D7%96%D7%94-%D7%93-%D7%90%D7%9C%D7%A7%D7%99%D7%99%D7%9D/
http://www.jearc.info/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BD
http://www.evrey.com/sitep/object/arkhiv.php3?menu=309
http://www.jewishagency.org/ru/blog/7666/article/19276
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%96%D7%94_%D7%94%D7%91%D7%99%D7%96%D7%A0%D7%98%D7%99%D7%AA#.D7.94.D7.90.D7.95.D7.9B.D7.9C.D7.95.D7.A1.D7.99.D7.99.D7.94_.D7.94.D7.99.D7.94.D7.95.D7.93.D7.99.D7.AA
http://www.jearc.info/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B0?rdfrom=http%3A%2F%2Fejwiki.org%2Fw%2Findex.php%3Ftitle%3D%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B0%26redirect%3Dno
http://www.eleven.co.il/article/12893
http://www.inn.co.il/News/News.aspx/298668
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=3692
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9B%D7%A4%D7%A8_%D7%93%D7%A8%D7%95%D7%9D
http://jpress.org.il/Olive/APA/NLI_Heb/SharedView.Article.aspx?parm=zAlpD50V5iDNTXYLW4RvIQHHEArnYFFiMCeHisXpt1Bigy3RzeFTg0zRzjwqjSF4Yw%3D%3D&mode=image&href=DAV%2f1971%2f11%2f19&page=3&rtl=true

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

еврейское, статья

Previous post Next post
Up