Израильская опера начинает новый сезон и первый спектакль "Сказки Гофмана" (фр. Les contes d’Hoffmann ) -фантастическая опера Жака Оффенбаха. Будем надеяться, что сезон пройдет благополучно и ему ничто не помешает.
Опера эта весьма популярная, ставилась и ставится давно и много по всему миру. Первый спектакль 6.11.2022.
Сам Жак Оффенбах не дожил до премьеры всего 4 месяца, это была его последняя работа.
Во время написания "Сказок Гофмана" Оффенбах уже был блестящим композитором. Он писал оперетты, исполнявшиеся с огромным успехом. Он создал к тому моменту множество музыкальных произведений, но среди них не было ничего серьезного. Либретто для оперы написал Жюль Барбье по его собственной пьесе, которая, в свою очередь, основана на трех новеллах Э.Т.А.Гофмана.
Работа над оперой шла медленно, прерываясь на написание более легких произведений. У Оффенбаха было предчувствие, как и у Антонии, героини 2-го акта, что он умрет до ее завершения.
Оффенбах продолжал работать над оперой на протяжении 1880 года, он посетил несколько репетиций. 5 октября 1880 года он умер с рукописью в руке, всего за четыре месяца до премьеры.
К сожалению, эта опера осталась незавершенной. Оффенбах закончил вокально-фортепианную партитуру, но оркестровал только пролог и первый акт. Эрнест Гиро завершил оркестровку. Существуют несколько редакций оперы (с диалогами и речитативами).
В Париже опера имела огромный успех уже в 1881 году, в свой первый сезон была исполнена 101 раз.
Но при первой постановке за границей, в Вене, случилась ужасная трагедия - возник пожар, приведший к человеческим жертвам. Такое же ужасное невезение за 60 лет до этого постигло самого Гофмана во время постановки его оперы "Ундина" в Берлине. Такое невезение помешало быстрому успеху "Сказок Гофмана" в Германии. Но в конце концов опера вошла в традиционный постоянный репертуар и в этой стране, как, впрочем, и во всем мире.
Не часто в классических операх рассказывается о реальных лицах. В данной опере главным героем является Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Он изменил свое третье имя на Амадей (Амадеус) из-за своей страстной любви к творениям Моцарта. Самое известное его произведение, которое знает каждый - это "Щелкунчик". Он написал еще много других сказок\новелл, но они черезвычайно мрачные, пыталась когда-то читать - не пошло. Балет "Коппелия" тоже имеет в своей основе произведение Гофмана.
По семейной традиции он выучился на юриста, но ощущал себя творческой личностью. Он был не только писателем, он также рисусовал и писал музыку. К сожалениею творчеством он зарабатывал с трудом, в основном был вынужден работать юристом.
В основу либретто оперы "Сказки Гофмана" положены 3 новеллы "Песочный человек", "Сказка о потерянном изображении" и "Советник Креспель", а также биография самого Гофмана. У Гофмана новеллы намного более мрачны и романтичны, чем их переложение в либретто оперы.
В жизни, по мнению современников, Гофман был распутным человеком и три новеллы оперы как раз рассказывают о трех его возлюбленных: актрисе, куртизанке и юной девушке. При этом писатель не занимается творчеством, что очень возмущает его Музу. Она хочет заставить его отказаться от всех других видов любви, чтобы он мог быть предан только ей: поэзии.
Душевные мучения Гофмана режиссер изобразил с помощью вращающегося квадрата, в котором находится комната писателя.
Хорошо, что исполнитель роли Гофмана Оресте Козимо молодой и крепкий - он поет очень долго и хорошо, вращаясь все время. Многие из зрителей его жалели :) Он также по мысли режиссера весь спектакль ходил босиком.
Оресте Козимо я слушала совсем недавно в
Травиате в июле этого года.
Стелла (исполняла Регина Александровская) - возлюбленная писателя, которая несет в себе черты трех предыдущих его возлюбленных.
По идее самого Жака Оффенбаха петь партии четырех возлюбленных Гофмана Стеллу, Олимпию, Джульетту и Антонию в опере должна одна певица. Все для того, чтобы чтобы она предстала как одна личность, но в разных ипостасях.
На премьере оперы 10 февраля 1881 года в публичном зале Комической оперы в Париже все 4 партии исполняла одна певица,
Адель Изаак.
Это были первоначальные намерения композитора. В наши дни они выполняются редко. Вокальные требования к этим партиям столь велики, что очень немного найдется сопрано, которые могли бы быть на высоте предъявляемых им партиями требований. Партии, особенно Олимпия и Антония очень сложные.
По замыслу композитора роли отрицательных персонажей, возможно даже "дьявола" в разных ипостасях, Линдорфа, Коппелиуса, Дапертутто и д-ра Миракля должны исполняться одним и тем же баритоном. В данном спектакле это осуществили.
Пел Йонуц Паску. Хорошо пел, надо сказать.
Гофман, романтичный молодой студент без памяти влюбляется в куклу Олимпию, которую шарлатаны, ее создатели, выдают за человека. Что тут скажешь - только в сказках можно перепутать куклу и живого человека...
Олимпия (исполняла Вероника Брук). Тут певице тоже досталось - режиссер, он же сценограф, одел ее в силиконовую маску в которой она пела очень сложную партию. Красиво пела - нет слов.
Гофман был потрясен, когда куклу сломали. Наконец-то он понял, в кого влюбился.
Еще одна возлюбленная Гофмана - Антония, молодая, еще неопытная певица, дочь умершей великой актрисы. Ее отец убеждает ее отказаться от пения. Она обещает ему это. Антония не знает о том, что неизлечимо больна чахоткой. Она поет и умирает.
Совершенно замечательно эту партию пела Ира Бертман. Ей необыкновенно хорошо удаются именно драматические роли.
Джульетта - куртизанка, еще одна возлюбленная Гофмана, пела Шакед Струль.
В конце-концов Гофман остался с Музой, как и положено поэту. И нечего по бабам дамам бегать.
Образ Музы занимает в опере особое место. Она появляется в начале и конце действия. Этот фантастический персонаж в данном спектакле превращается в Никлауса, друга Гофмана, и постоянно присутствует на сцене. Исполняется одной певицей, мы слушали Шай Блох.
Треугольник часто звучал в спектакле, вот его портрет.
Если Вы видели
Фауста в 2017 году, это того же режисера\сценографа - Стефано Пода и похожая постановка.
Официальное видео спектакля.
Click to view
Технические подробности для желающих послушать оперу:
Жак Оффенбах. Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann)
Фантастическая опера (Opéra fantastique) в трех действиях с прологом и эпилогом (1881 г.). Либретто (по-французски) Жюля Барбье, основанное на пьесе самого Барбье и Мишеля Карре, которая, в свою очередь, основана на трех новелалх Э.Т.А. Гофмана.
Продолжительность спектакля три с половиной часа.
Время действия: начало XIX века.
Место действия: Германия и Италия.
Первое исполнение: Париж, 10 февраля 1881 года.
Дирижер - Дан Эттингер
Поставка и сценография - Стефано Пода
Копродукция с l'Opera de Lausanne и l'Opera Royal de Wallonie, Liege
Солисты:
Гофман - Оресте Козимо / Чарлз Воркман
Никлаус (Муза) - Анат Чарны / Шай Блох
Линдорф / Коппелиус / Миракль /Дапертутто - Вито Прианте / Йонуц Паску
Олимпия - Хила Фахима / Вероника Брук
Антония - Алла Василевицкая / Ира Бертман
Джульетта - Элинор Зон / Шакед Струль
Андреас / Кошниль /Франц / Питтикиначчо - Венсан Ордоно
Креспель - Скотт Уайлд / Ноах Бригер
Лютер - Яир Полищук / Юрий Киссин
Герман - Юрий Кисин /Пнини Леон Грубнер
Шлемиль - Одед Рейх
Спаланцани - Энтони Уэбб
Натанаэль - Ошри Сегев
Мать Антонии - Рона Шрира / Ярден Киперман
Хор Израильской оперы под управлением Ассафа Бенрафа
Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона
Исполнение на французском. Титры на иврите и английском языке. Перевод титров - Исраэль Юваль
Воскресенье | 06.11.2022 | 20:00
Понедельник | 07.11.2022| 19:30 (Премьера)
Вторник | 08.11.2022 | 20:00
Четверг | 10.11.2022 | 20:00
Пятница | 11.11.2022 | 13:00
Суббота | 12.11.2022 | 20:00
Воскресенье | 13.11.2022 | 18:00
Понедельник | 14.11.2022 | 20:00
Среда | 16.11.2022 | 20:00
Пятница | 18.11.2022 | 13:00
За час до начала каждого представления в зале проходит вступительная лекция продолжительностью около получаса, вход на лекцию для обладателей билетов в этот вечер бесплатный
Заказ билетов в кассе Израильской Оперы по телефону 03-6927777, в «Браво»:
https://bit.ly/3S7xyua, а также на странице оперы
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1303&ArticleID=5739 Спектакли проходят в Оперном театре имени Шломо Лахата
Бульвар Шауль а-Мелех 19, Тель-Авив
Театр на карте
https://goo.gl/maps/LG66gDGJ8XPtWe496 Еще о спектакле
https://www.israelculture.info/stefano-poda-i-skazki-gofmana/