9 ава, в день разрушения Первого и Второго Храмов очень хочется вернуться на Храмовую гору хотя бы мысленно. Последний раз я была там в апреле 2021 и как обычно, осталась очень впечатлена...
Уже не в первый раз мой путь к Южной подпорной стене, в Центр Дэвидсона начинался в Городе Давида.
Начнем с видовой площадки в Городе Давида с видом на Масличную гору и деревню Шилуах\Силуан. У этой деревни очень интересная многовековая история. Я скажу буквально пару слов про последние 150 лет.
Евреи выходцы из Йемена поселились в в деревне Шилуах\Силуан в 1884г. и жили 45 лет в мире с арабами. Это была весьма бедная деревня. Во время беспорядков 1929г. никто из еврейских жителей деревни не пострадал. Евреи полностью покинули деревню только во время Арабского восстания в 1936г.
Деревня стоит на древних захоронениях времен Первого Храма.
С 80х годов прошлого века евреи стали возвращаться в эту деревню.
В деревне становится все больше и больше еврейских домов. На самом верхнем развивается израильский флаг.
С этой же точки видна и Южная стена, куда мы попадем ...
...пройдя всю дорогу под землей.
Если раньше чтобы попасть в древнюю дренажную систему, которая приведет нас к Южной стене, надо было выйти из археологического парка Город Давида. Затем перейти на другую сторону улицы и войти на бывшую стоянку Гивати (теперь археологические раскопки).
Теперь есть подземный проход прямо из Города Давида. Там постоянно идут археологические раскопки и подземные части города все больше и больше открываются во всем своем разнообразии.
О Городе Давид мой подробный рассказ
тут Подробно об экскурсии по древней дренажной системе Иерусалима я рассказала
тут. Я ее прошла в 2017г.
Здесь под землей на стене растет папоротник
адиантум венерин волос (Adiantum capillus-veneris שערות-שולמית מצויות). У него тут условия почти как в оранжерее: тепло, влажно и лампочка заменяет солнце.
После подземной части экскурсии мы вышли к солнцу в Центре Дэвидсона - Археологическом парке Южной стены, как раз под Аркой Робинсона.
Железный заборчик огораживает выход из под земли, откуда мы вылезли в конце экскурсии.
Фото 2017г.
Чтобы было понятнее где это по отношению к Котелю, посмотрим на парк издали, с лестницы, ведущей к Котелю\Западной стене.
Панорама площади перед Котелем и вид на Центр Дэвидсона-Археологический парк Южной стены до Мусорных ворот.
Click to view
Это фотография из Музея Рокфеллера, хотя в музее год не указан (!), я думаю, что начало 20в., а может и конец 19в.. Так это место выглядело тогда.
Раскопки открыто тогда не проводились, но зато хорошо видно все это место и угол, где сходятся Западная и Южная стены Храмовой платформы.
Виден купол мечети Аль-Акса.
Первым вел раскопки в этих местах
Чарльз Уоррен (Charles Warren) в 60е годы 19в. Площадь для раскопок на Храмовой горе была ограничена, поэтому он копал с помощью тоннелей и скважин, чтобы по ним пробраться под Храмовую гору.
В 1968г. начались серьезные раскопки, их проводил
проф. Биньямин Мазар (28 июня 1906 - 9 сентября 1995) - пионер израильской археологии, "отец" направления танахической археологии в Израиле. Его раскопки продолжались 10 лет.
Отчеты о раскопках были опубликованы его внучкой, Эйлат Мазар в 1989 г. Внучка и продолжила его работу после его смерти. В раскопках в этом месте участвовали и другие археологи. В конце 90 х этот участок был объявлен Археологическим парком, был также открыт музей, Центр Дэвидсона, в котором были представлены археологические находки, найденные в этом месте.
У. М. Дэвидсон пожертвовал деньги на раскопки и развитие этого места, поэтому в честь него назван музей.
Здесь были найдены предметы времен Первого Храма, Второго Храма, Византийского периода и раннего мусульманского периода.
Во времена Второго Храма здесь был вход на Храмовую гору и были найдены артефакты, связанные с Храмовой горой, паломниками и потребностями паломников перед подъемом на гору.
В Византийский период в этом районе были жилые кварталы.
В ранний мусульманский период мусульмане снова стали считать гору священной и отремонтировали стены, которые были разрушены в прошлом. Было построено четыре дворца у подножия горы.
В моем рассказе о Центре Дэвидсона-Археологическом парке Южной стены использованы фотографии разных лет этого места.
Тем, кто хочет действительно составить представление об истинных масштабах древнего иудейского Храма, нужно обязательно посетить этот Археологический парк.
Стена, которую вы видите здесь - "продолжение" Котеля. Всё та же самая Западная стена. Хорошо видна высота ограждения, я бы сказала нижней "платформы" (кусок горы), которая находилась под Храмом. При Ироде все было облицовано камнем. Верхний край, на уровне которого и стоял Храм, в кадр не влез, а до нижнего отсюда еще спускаться и спускаться... Чтобы его увидеть можно поучаствовать в такой экскурсии как эта из Города Давида или посетить
Тоннели Храмовой горы.
Здесь тоже можно молиться, что и делает пара в углу на фотографии.
Огромные камни, те, что лежат кучей - камни, которые римские легионеры сбрасывали со стен Храма...
Во время одной из экскурсий экскурсовод
Ицик Фишелевич держал в руках изображение реконструкции Второго Храма и построек вокруг. Без реконструкций тут сложно что-либо понять.
Для того, чтобы Храм был по-настоящему величественным и чтобы как можно больше людей могли его посетить одновременно, Ирод хотел расширить площадь Храмовой горы. Для этого он обнес гору высокой стеной (некоторые камни были до 30 тонн веса и до 12 метров в длину), между горой и стеной он построил систему арок и засыпал все сверху землей.
Арки под Храмом нужны были не столько для увеличения площади Храмовой горы (хотя этот побочный эффект безусловно с успехом использовался) сколько, для того что бы сохранить ритуальную чистоту.
Это знаменитая Арка Робинсона, вернее ее остатки. Тут была одна из лестниц, которые вели на Храмовую гору.
Изображение лестницы, которая вела на Храмовую гору к Арке Робинсона. Сфотографировала в парке.
Про Арку Робинсона я рассказывала
тут В древности улицы были узкими, скорее то, что теперь мы называем переулками.
Но в Иерусалиме, который должен был принимать много паломников, были построены широкие улицы около Храма. Они были вымощены камнями. Ширина улицы 8-10м. По ее сторонам были лавки. Под улицей проходит система сбора дождевой воды. Дренажные каналы могли собрать и доставить много воды. Их ширина была 60-80см, а высота 1.5-3м.
Именно по подземной дренажной системе мы пришли из Города Давида в Центр Дэвидсона.
Так выглядит сейчас фрагмент с этой реконструкции: то, что осталось от лестницы и стены.
Фотография апреля 2021, тут явно какой-то ремонт прямо на стене и рядом.
Угол, где сходятся Западная и Южная стены Храмовой платформы.
Здесь раскопали синагогу, существовавшую в начала раннего мусульманского периода (7в.н.э.).
Сначала это был дом византийского периода, который в ранний период ислама был превращен в синагогу. Там было найдено изображение семисвечника. Эта синагога существовала 60 лет, пока на ней не был построен дворец в начале 8в.н.э.
Этот же угол чуть, но чуть под другим углом.
Знаменитый камень, который римляне сбросили сверху. Этот камень находился на стыке Западной и Южной подпорных стен Храмовой горы.
На камне есть надпись "לבית התקיעה להכ" (תקיעה - трубный глас).
Видите тут есть стык между камнями? Это потому, что часть с текстом - копия.
Этот камень обозначал место, где обычно стоял коэн-священник и трубил чтобы оповестить о приходе и исходе субботы.
Рассказ об этом есть у Иосифа Флавия в "
Иудейских войнах" (книга 4, глава 7): "...становился один из священников и трубным звуком возвещал о наступлении последней, равно как на следующий вечер - об ее окончании, чтобы таким образом в первый раз дать знать народу о прекращении всех дел, а во второй раз - об их возобновлении"
Реконструкция из парка.
Этот камень был найден в 2008г., сейчас он выставлен в Музее Израиля.
Южная стена Храмовой платформы и часть парка, примыкающая к ней. Здесь в парке можно увидеть всю Южную стену.
Самое обидное, что бывая в Центре Дэвидсона много раз, я доходила до ворот, которые впереди и ни разу, ни разу не входила в них... а ведь за ними практически отдельный археологический парк, поражающий охватом времен и глубиной слоев истории в буквальном смысле слова. То есть на самом деле Археологический парк Южной стены находится именно там.
Над воротам лестницы, ведущие вверх. Не знаю, можно ли по ним подняться.
Наконец-то мы вошли в ворота, в которые никогда не входили.
Тут открывается вид на иродианское сооружение и его водосборники. Это большое здание, частично восстановленное. Оно и строения вокруг него были разрушены с разрушением Храма. Оно восстановлено частично, чтобы можно было увидеть как оно устроено внутри. В нем найдены мозаики и несколько микв.
Это очень большое здание, предположительно использовавшееся как общественное здание и место ночлега паломников. Миквы, возможно, также использовались паломниками. Под зданием водосборники, частично связанные между собой. Объем каждого водосборника десятки кубических метров дождевой воды, которая, видимо, использовалась для микв здания. Водосборники вырублены в скале, часть полностью, часть частично. Они оштукатурены, чтобы сделать их герметичными. Хотя здание называется иродианским, но видимо оно построено раньше, во времена Хасмонеев, а во времена Ирода расширено. Около здания был найден также оштукатуренный бассейн.
Здесь вы можете гулять по специальным мосткам и видеть сооружения разных эпох. Все это на фоне Южной стены.
Теперь о самой Южной стене.
Кстати, посетителей почти не было. Можно было сказать, что Южная стена была в наших руках...
Нижний ряд камней стены сохранился из постройки Храма времен Иродиона.
Ворота Хульды.
В Мишне говорится, что на Храмовую гору было пять ворот. Двое ворот Хульды с юга. Ворота Хульды были основными воротами, через которые входили на Храмовую гору. Их расположение на юге имело несколько причин.
Во-первых, традиция подъема на Храмовую гору во времена Первого Храма была с юга, так как Город Давида был южнее Храма.
Во-вторых, в Храм поднимаются, и только с южной стороны это возможно, т.к. там ниже.
В-третьих, большая часть населения жила в нижнем городе.
Еще одной причиной такого количества ворот с юга было наличие бассейна Шилуах на юге. Этот бассейн играл важную роль во всем, что было связанно с ритуальными омовениями. А все паломники должны были обязательно произвести такое омовение.
Ворот Хульды было двое, западные и восточные. Западные ворота были двойные, а восточные - тройные. Расстояние между ними было 70 метров.
Реконструкция Второго Храма, вид со стороны Южной и Восточной стен.
Музей Гехта в Хайфе.
В Мишне говорится, что каждый входящий входил в правые ворота, а выходил из левых. То есть входили в восточные, а выходили из западных. Считается, что название ворот происходит от имени пророчицы Хульды, которая жила во времена Йермиягу в конце периода Первого Храма. Существует традиция, говорящая что в этом месте она пророчествовала или похоронена.
(14) "И пошел Хйлькийау, священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асайа к Хулде, пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, - а она жила в Йерушалаиме, в Мишнэ, - и говорили они с нею."
Книга
Мелахим II (Цари II) (22:14).
Есть также версия объясняющая название тем, что после входа в ворота вверх в гору поднимается туннель похожий на крысиную нору. Хульда - крыса в переводе с иврита.
Западные ворота двойные состоят из двух частей, находящиеся рядом. Каждая часть 5.5м в ширину и 11м в высоту, соотношение 1:2.
"...все входы и ворота, бывшие там, имели двадцать локтей в вышину и десять локтей в ширину..."
Мишна, трактат Мидот - главы 1-2 "כָּל הַפְּתָחִים וְהַשְׁעָרִים שֶׁהָיוּ שָׁם, גָּבְהָן עֶשְׂרִים אַמָּה, וְרָחְבָּן עֶשֶׂר אַמּוֹת…"
המשנה (מידות ב' ג')
Большая часть ворот не видна из-за башни построенной во времена Фатими́дского халифа́та (909-1171) на прямо них.
Притолока времен Ирода прямая, под ней дугообразная притолока времен Омейя́дов (661-750). Ворота были заложены, видимо в во времена Фатими́дского халифа́та.
Притолока времен Омейя́дов крупнее.
На западной стороне сохранились ступени времен Второго Храма и они интегрированы в восстановленные ступени.
И у нас тут даже есть паломники, ака туристы.
Западные двойные ворота, реконструкция в парке.
Теперь восточные тройные ворота.
Так тройные ворота выглядят сейчас.
Одна часть ворот.
Во времена Второго Храма эти ворота были главными для желающих подняться на Храмовую гору. Есть те, кто считает, что они были разрушены римлянами, но есть и те, кто считает, что их разрушили в 7 веке. Ширина ворот 14.5м, они больше двойных ворот. Очевидно, что они были тройными уже во времена Второго Храма. Современная форма (контур) появилась во времена Омейя́дского халифа́та. Тогда эти ворота были восстановлены и использовались.
Реконструкция в парке.
У древних ворот притолока была прямая, как у большинства ворот на Храмовую гору. Мусульмане перестроили ворота в соответствии с техникой, которая тогда была принята. Это были арки. В период Фатими́дского халифа́та, когда в южной части города не жили, тройные ворота были заложены также как и двойные.
К тройным воротам ведут восстановленные ступени.
Ступени к воротам были построены по принципу одна ступенька широкая, другая узкая. Идея была в том, чтобы не допустить бег по ступеням.
А что было за воротами? Ну кроме того, что там был тоннель похожий на крысиную нору...
В
Музее Гехта в Хайфе есть реконструкция и даже фрагмент потолка. На крысиную нору совсем не похоже, но может "нора" была в более ранние времена - не знаю.
Реконструкция ворот Хульда, которые вели к Храму.
Реконструкция узоров на потолке.
Еще одна реконструкция узора на потолке ворот Хульда и фрагмент, находящийся в
Музее Гехта в Хайфе.
Фрагмент узора на потолке ворот Хульда, настоящий фрагмент Второго Храма.
Музей Гехта в Хайфе.
Почему же в тройные ворота только входили, а из двойных только выходили? Предполагаемый ответ в том, что хоть ворота и были тройными, их не всегда полностью открывали. Кроме того, если при входе была остановка (для оплаты пол шекеля, окунание и в определенные годы проверка безопасности) то желательно, чтобы было несколько входов, чтобы задержка не занимала много времени.
Вид на последнюю часть Южной стены до угла Восточной стены. Хорошо видны камни времен Ирода, они характерно обработаны.
Мы увидели еще много раскопок, относящихся к разным периодам истории.
Строения времен Первого Храма. В одной из комнат было обнаружено 12 кувшинов, которые, видимо, служили для хранения масла или вина.
Это одна из многочисленных микв, раскопанных около Южной стены.
На территории парка были найдены десятки микв, в некоторых источниках есть цифра 50. Необходимость в таком количестве микв объяснялась просто: без погружения в микву паломникам было запрещено подниматься на Храмовую гору. В периоды массового паломничества, в праздники микв требовалось очень много.
В Византийский период (6-7 вв.н.э.) южнее Южной стены был построен целый византийский район. Это были дома с дворами, вокруг которых были построены комнаты с выходами во двор. Дома были двухэтажными.
В домах были найдены мозаики и надписи.
Здесь есть совершенно удивительные места.
Прямо на древней лестнице растут цветы.
Это львиный зев сицилийский (?) (Antirrhinum siculum - לוע-ארי סיצילי)
Цветет львиный зев сицилийский (?) с марта по июнь. Цветок похож по форме на цветок львиного зева большого, но меньше его, длина венчика 2,5 см. Высота самого растения до полу метра. Он нуждается в относительно небольшом количестве воды, а у нас, как известно, воды мало и он обходится тем, что выпадает в виде осадков. Он распространяется самосевом и растет на стенах домов, на каменных заборах и других сооружениях.
Многолетнее растение.
Основной вопрос, который хочется задать по поводу этого растения: если он львиный зев сицилийский, то что же он делает в Иерусалиме??
И тут выясняется, что он, можно сказать, паломник или даже крестоносец, что для Иерусалима совсем не удивительно, как в наши дни, так и в прошлом. Иерусалим всегда привлекал верующих, любопытных и чудаков, и как выясняется, растения тоже. И в отличии от людей, у растений не может случиться иерусалимский синдром.
Родина львиного зева сицилийского Южная Италия, остров Сицилия.
Предполагается, что монахи или рыцари, которые прибывали в Святой город-Иерусалим во времена Крестовых походов, принесли на своей одежде или обуви семена растения. Семена прижились и остались жить в Иерусалиме, что не скажешь о монахах и крестоносцах.
Впервые это растение описано в Иерусалиме в 1889 году.
Есть версия, что львиный зев сицилийский был завезен в Иерусалим европейскими монахами в качестве декоративного растения.
Есть также версия, что он попал сюда в начале 20 века.
Но мне больше нравится версия про крестоносцев.
Интересно, что львиный зев сицилийский в диком виде в Израиле растет только на стенах в городах Иерусалим, Рамле, Яффо, Акко, Рош-Пина, Йерихон. А также в крепости Монфор в Галилее. Он не растет ни в каких других местах, ни в горах, ни на камнях... Удивительно, но его привлекают только здания, построенные человеком. Может быть причина в том, что это относительно новое растение в наших краях и оно не нашло себе подходящую нишу, кроме человеческих построек.
Уже во времена Римской империи львиный зев сицилийский встречался в разных местах Ближнего Востока. В наше время его можно встретить на Мальте, в Израиле, в соседних с Израилем арабских странах, куда он тоже попал из Европы. И естественно на острове Сицилия, на родине.
О других растениях, растущих на Котеле я писала
тут Если посмотреть на эту стену, сразу возникает мысль о том, что камень с венком был изготовлен не для этого места. Здесь он явно используется вторично. В наших краях элементы декора, которые выламывались из древних сооружений и использовались в новых часто встречается. Похоже что взяли его в церкви, а крест пытались сбить, видимо в мусульманский период.
Когда мы были в парке в апреле, музей был закрыт. Только один камень удалось сфотографировать сквозь стекло.
И там была одна большая стройка... Что там сейчас - не знаю.
Последний взгляд на Западную стену и археологический парк.
Если вы захотите посетить Центр Дэвидсона - Археологический парк Южной стены, расположенный на углу Западной и Южной стен, около Мусорных ворот, обязательно проверяйте, работает ли он.
Телефон *4987
или 02-626-8700
Сайт:
https://www.rova-yehudi.org.il/sites/%D7%94%D7%92%D7%9F-%D7%94%D7%90%D7%A8%D7%9B%D7%90%D7%95%D7%9C%D7%95%D7%92%D7%99-%D7%9E%D7%A8%D7%9B%D7%96-%D7%93%D7%95%D7%99%D7%93%D7%A1%D7%95%D7%9F/ Центр Дэвидсона - Археологический парк Южной стены на карте Инфа:
https://web.archive.org/web/20161023050618/http://www.zomet.org.il/?CategoryID=160&ArticleID=7911https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C_%D7%94%D7%93%D7%A8%D7%95%D7%9E%D7%99https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%A2%D7%A8%D7%99_%D7%97%D7%95%D7%9C%D7%93%D7%94https://www.jerusalem-love.co.il/?page_id=12516https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A1%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%90%D7%9Fhttps://en.wikipedia.org/wiki/Benjamin_Mazarhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%92%D7%9F_%D7%94%D7%90%D7%A8%D7%9B%D7%90%D7%95%D7%9C%D7%95%D7%92%D7%99_%D7%99%D7%A8%D7%95%D7%A9%D7%9C%D7%99%D7%9D This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2419933.html.