Несостоявшийся диалог.

Jul 22, 2021 08:43



Поверьте, я бы лучше про цветочки, но жизнь иногда просто заставляет...
В мире израильской культуры иногда происходят просто удивительные вещи. И это не только продажа картины Серова на радость мэрии Рамат-Гана ... в конце-концов другие мэрии тоже должны получать свой нахес свою благодать... 
Иногда вдруг после десятилетий полного забвения на свет появляются картины, о которых уже просто забыли. Вдруг вспоминают художника, сама память о котором я бы сказала, умерла в полной тишине. А ведь был такой замечательный художник Иссахар Бер Рыбак и я уже очень давно хотела увидеть его работы "живьем", а не в репродукциях или фотографиях.



Вдруг на сайте Музея современного искусства Бат-Яма я обнаружила я выставку к 60 летию этого музея, где заявлено, что будут выставлены работы И.Б. Рыбака.
Если хорошенько погуглить, то уже несколько последних лет на выставках этого музея выставлялось то 1-2-3 его работы. А на этой выставке аж 14 (!), можно сказать, что это прям почти персональная выставка после стольких-то лет. Но нет, эта вставка называется "Буря в стакане чая: диалог с И. Б. Рыбаком". Те немногочисленные  работы,  которые уже выставлялись, в этой выставке не участвуют. А еще участвуют в выставке работы современных художников и мебель в стиле бидермейер.



"Натюрморт с алфавитом", 1918-1919, И.Б.Рыбак

Открыли выставку с некоторой пиарной помпой, точно соответствующей названию, т.е. буря в стакане чая. Я уверена, что все знают, что по-русски "буря в стакане воды" или просто "буря в стакане" - выражение, обозначающее шум, переполох, большое волнение, поднятые по слишком незначительному поводу.
На иврите это означает ровно тоже самое.

Что сказать - авторы выставки точно оценили ее значимость. Или дедушка Фрейд позаботился о названии точно соответствующем содержанию.



"Раввин". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.



"Кидуш". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

О чем рассказала и не рассказала Википедия.



Иссахар-Бер Рыбак (2 февраля 1897, Елисаветград - 21 декабря 1935, Париж)

О художнике И.Б.Рыбаке написана википедия на 6 (шести) языках: русском, украинском, иврите, английском, немецком и норвежском.
Не знаю, почему на норвежском, но на остальных понятно. 
На английском - они уважают культуру.
Рыбак родился в Российской империи (русский), в той ее части, которая стала Украиной (украинский). 
В русской википедии написано, что он "был украинско-французским художником". 
И все как один называют его именно украинско-французским за исключением самих французов. Хотя, наверно, у него было французское гражданство.
А почему не немецким? в Берлине он тоже жил. Зато на немецкой странице есть картина, которая на 90% не принадлежит кисти Рыбака.

До сих пор большие проблемы у еврейских художников с национальной идентификацией.



"Подсвечники", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак

Что самое интересное, Рыбак был настоящим еврейским художником с еврейской тематикой. Он всю жизнь рисовал еврейские местечки конца 19-начала 20вв, и как не пытался уйти от этого, все равно к этому возвращался.



"Синагога". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.



"Синагога". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

Многие говорят, что Рыбак был "поэт местечка", "певец местечка", "очарованный местечком", но у меня постоянное ощущение глубокой, всепроникающей грусти от его работ посвященных ушедшему штетлу. Этот мир исчезал у него на глазах. Можно ли было его воспевать или только оплакивать?  Художник не всегда сам выбирает тематику своих работ. Часто образы и темы приходят сами.
В СССР во время своего посещения в 1924-1926гг он попытался сменить и стиль и тематику, но вернувшись в Париж, вернулся к тем же образам. Или они вернулись к нему.



"Зажигание свечей". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

И на иврите есть статья, потому что в Бат-Яме КАК БЫ существует уже аж с 70х годов прошлого века музей его имени с его работами, "Дом Рыбака" называется. А вы-то и не знали? Я уже давно пыталась понять, что же происходит с этим "виртуальным" музеем и с работами Рыбака в нем, но это была настоящая загадка. И виртуальность музея была не в том, как это принято в интернете, что как бы стен нет, а работы есть и вы можете на них посмотреть. А тут полностью наоборот - "Дом Рыбака" есть, стены есть, название - есть, а вот работ нет.
Здание же используется для детского просвещения, а в эпоху вируса - для вакцинации бат-ямского населения...



"Вид местечка". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак. Из брошюры к выставке.

О жизни художника.

Родился 2 февраля 1897 года в Российской империи, в Елисаветграде (ныне Кировоград, Украина).
Его отец происходил из знатной хасидской семьи, но был последователем Хаскалы, поклонником русской культуры. Однако он отправил своего сына в "хедер".
С 10 лет Иссахар тайно посещал вечерние уроки рисования для рабочих местной фабрики.
В 11 лет поступил на Елисаветградские курсы художников-сценографов и, окончив их, с 1909 года работал в артели (кооперативе), занимавшейся росписью интерьеров общественных и церковных зданий. На заработанные в артели деньги продолжил художественное образование.
В 1911 году И.Б.Рыбак поступил в Киевское художественное училище на факультет живописи и окончил его в 1916 году.
Рыбак впервые представляет свои картины в 1915 году на Киевской весенней выставке, большинство из них были модернистскими по стилю, но вдохновлены еврейской тематикой.
Летом 1916 года И.Б.Рыбак вместе с Эль Лисицким получил заказ от Еврейского историко-этнографического общества для поездки по маленьким городкам Украины и Белоруссии (stetln) и копирование картин в деревянных синагогах и резных надгробий на еврейских кладбищах. Эта поездка пробудила интерес И.Б.Рыбака к еврейскому народному искусству.



"Кладбище", 1917, И.Б.Рыбак

В 1917 году И.Б.Рыбак участвовал в Московской выставке еврейских художников и скульпторов, критики оценили его как "одного из самых ярких и изобретательных художников". 
Весной 1918 года он стал одним из основателей секции искусств Kultur Lige - подразделения, направленного на развитие современной еврейской культуры на идиш в Украине.
В 1919 он создал серию произведений, посвященных еврейским погромам в Украине. Во время одного из таких погромов был убит его отец. 
В 1920 переехал в Москву, где прожил около года. В этот период он участвовал в деятельности Кружка еврейских писателей и художников, сотрудничал с Московским еврейским камерным театром.
С 1921 по 1924 жил в Берлине и именно там издал книжку "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания".



"В гостиной". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак



"Подарки невесте". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак

В 1924 года он вернулся в Москву. В 1925 оформлял спектакли в Украинском государственном еврейском театре в Харькове. Вскоре после этого он предпринял длительную поездку по еврейским колхозам Украины и Крыма. Результатом поездки стал альбом "На еврейских полях Украины", который был издан в 1926 году в Париже, куда И.Б.Рыбак окончательно переехал в начале 1926 года.



"Композиция: берлинская женщина", 1925, И.Б.Рыбак

Почти сразу по приезде прошли две его персональные выставки в Париже. 
Он получил признание и за пределами Франции. В 1930 году его персональная выставка проходила в Гааге, в 1931 году - в Роттердаме, в 1932 году - в Брюсселе и Антверпене.
В 1935г. И.Б.Рыбак скончался.
О нем говорили, что "Рыбака можно признать художником, чей гений можно сравнить только с гением Шагала".



"Еврейская невеста", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак



"Свадьба" , 1931, И.Б.Рыбак



"Жених", 30е годы прошлого века, И.Б.Рыбак



"Обрученная", 1930, И.Б.Рыбак

И.Б.Рыбак и Бат-Ям.

Какое отношение Рыбак имел к Бат-Яму? Да никакого. Он и не знал о существовании такого города.
Его вдова Соня привезла работы мужа в Израиль, потому что в 50-х годах прошлого века первый мэр Бат-Яма Давид Бен-Ари пригласил Соню переехать в этот город. Ее дом был построен рядом с художественным музеем, в самом центре района Рамат-Йосеф. Для работ художника было выделено в доме специальное помещение.
Соня умерла в 70е, в Бат-Яме в это время происходили сложные процессы, как скромно написано в описании выставки. Дом был заброшен. Работы в таком состоянии, что все надо реставрировать.
С 70х работы никогда не экспонировалась хотя бы в каком-то количестве.

На сегодняшний день единственная цифра, которую я нашла в открытых источниках, это 100 работ, которые находятся в Бат-Яме на сегодняшний день. Они включают в себя масляную живопись, графику и керамику. Все это 50 лет валялось в неподобающих условиях и часть работ находится в очень плохом состоянии. Говорят, что Министерство культуры и мэрия Бат-Яма финансирует реставрацию. Пять работ отправлены в Еврейский музей Берлина на реставрацию и в качестве платы они там будут выставляться несколько лет.

Есть в сети сайт "Comite & Foundation Issachar Ber Ryback", на котором собрано очень много работ И.Б.Рыбака с указанием мест, где они находятся. К сожалению, не указано, кто хозяева этого сайта.
Сайт сделан очень плохо, лучше заходить отсюда
По моим грубым прикидкам с помощью этого сайта, в Бат-Яме, как минимум, находится 91 работа И.Б.Рыбака. При этом, именно в Бат-Яме находится большая часть масляной живописи.

Есть художники, которым везет при жизни и после смерти. Есть художники, которым не везет при жизни, за то везет после смерти. А есть те, кому при жизни везет, а после смерти - нет. Рыбак явно относится к последней категории.

Несостоявшийся диалог.

Рыбак сказал все что хотел еще при жизни. Тогда не было принято чтобы на каждого художника приходилось как минимум по одному искусствоведу.  И глядя на работы современных художников на выставке, есть острое ощущение, что им  просто нечего сказать. Но ничего, прибежит 10 искусствоведов, споют и спляшут которые расскажут посетителям что же хотели сказать художники...

Вот "яркий пример диалога":


справа "Улица в деревне", 1917, И.Б.Рыбак
слева фото из серии "Олимпус", 2019, Анна Ям

Или вот еще диалог...



"Без названия", Б.Эшель-Гершуни



"Кладбище", 1917, И.Б.Рыбак

Так трогательно прикручено к спинке шкафа... я не против каких-то других выставочных приемов, но хоть чем-то бы было поддеражано...


"Старуха", 1923, И.Б.Рыбак

Общее ощущение от выставки у меня было такое тяжелое, что рука не поднялась сделать общий вид. Я впервые видела в Израиле такую непрофессионально сделанную выставку, где умение использовать выставочное пространство стремится к нулю. И у меня осталось ощущение, что у создававших выставку просто нет чувства материала :(

Потрясает брошюра, посвященная выставке, которая проиллюстрирована работами И.Б.Рыбака, которые в выставке НЕ участвуют. За исключением одной... А я-то наивная искала их на выставке. И вместо подписей к работам вам выдают отдельную бумажку, на  которой в черно-белом цвете напечатаны крошечные фотографии работ с выставки и подписи к ним. Не все картины там перечислены. Может это все по бедности?

Но с другой стороны, я рада, что хоть сколько-то работ И.Б.Рыбака можно увидеть в живую в Израиле и приятно, что нынешнее руководство Бат-Яма повернулось лицом к деревне культуре. Отремонтирован Дом-музей Шолома Аша, который можно посмотреть за тот же билет в Художественный музей Бат-Яма.



"Кубистический портрет", 1918-1919, И.Б.Рыбак

Дом Шолома Аша, вторая часть выставки.

Шалом Аш - идишский писатель. Как и Соня Рыбак, Аш был приглашен мэром Давидом Бен-Ари переехать в Бат-Ям.
Долгие годы его дом был заброшен и закрыт. Полтора года назад по завершению реставрации дом был вновь открыт.
Здесь выставка выглядит поприличнее, благодаря самому дому.



"Капарот", 1926, М.Шагал



Коллекция ханукальных подсвечников в доме Шалома Аша.



Ханукия из коллекции ханукальных подсвечников в доме Шалома Аша.



"Дали мне не отвечает", 2020, Г. Ниссенхаус



"Tough Titties", 2018, Э.Рубинштейн

Работы И.Б.Рыбака, которые я сфотографировала на других израильских выставках.

Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод (המשכן לאמנות, עין חרוד על שם חיים אתר), выставка "Сокровища музея - 80 лет", 2018 ( 1, 2)



"Старик (последний час)", без даты.



"Киевский погром", 1918



"Киевский погром", 1918.



"Киевский погром", 1918.



"Киевский погром", 1918.

Выставка "Еврейский авангард", Хайфа, 2015г.


"Часы". Видимо находится в этом же музее в Бат-Яме.

Техническая информация

Выставка "Буря в стакане чая: диалог с И.Б.Рыбаком" продлится до 31 октября 2021 года
Музей современного искусства Бат-Яма (מוזיאון בת ים לאמנות)
Сайт музея: https://moby.org.il/
Страница в фейсбуке - https://www.facebook.com/moby.batyam
Адрес: Бат-Ям, ул. Струме, 6.
Часы работы: вторник, четверг - с 16:00 до 20:00; пятница, суббота - с 10:00 до 14:00.
Музей на карте

Билеты:
взрослый 20шек.
пенсионер\солдат 15шек.
В цену билета входят оба музея.

"Бейт Шолом Аш" (בית שלום אש) - Бат-Ям, ул. Арлозоров, 50 - Часы работы: вторник, четверг - с 16:00 до 20:00; пятница, суббота - с 10:00 до 14:00.
Музей на карте

По выставке проводятся экскурсии на русском языке. Телефон для справок - 03-6591140

Инфа:
http://www.comite-ryback.org
http://www.comite-ryback.org/Biography.php
https://www.israelhayom.co.il/magazine/hashavua/article/3409351/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%99%D7%9C%D7%94_%D7%9B%D7%94%D7%9F-%D7%A9%D7%A0%D7%99%D7%99%D7%93%D7%A8%D7%9E%D7%9F
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A9%D7%A9%D7%9B%D7%A8_%D7%91%D7%A8_%D7%A8%D7%99%D7%91%D7%A7
https://moby.org.il/
http://tiroche.co/ItemPagePast.asp?id=63590
https://www.orencooriginals.net/blogs/news/issachar-ber-ryback
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%95%D7%96%D7%99%D7%90%D7%95%D7%9F_%D7%91%D7%AA_%D7%99%D7%9D_%D7%9C%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%AA
http://www.montefiore.co.il/heb/%D7%90%D7%9E%D7%A0%D7%99%D7%9D/84/%D7%99%D7%A9%D7%A9%D7%9B%D7%A8_%D7%91%D7%A8_%D7%A8%D7%99%D7%91%D7%A7
https://www.israelculture.info/ocharovannyj-shtetlom/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2420635.html.

выставки, art, еврейское

Previous post Next post
Up