Дети и война. Наверное, это самое страшное словосочетание, которое можно себе представить. И были дети, которые показали нам Вторую мировую войну на своих рисунках, какой она была и как ее видели детские глаза. Многие из этих детей так никогда и не стали взрослыми.
Теперь нам только и остается, что смотреть на эти правдивые свидетельства невероятной человеческой жестокости одних и невероятной человеческой стойкости других.
За годы существования гетто Терезиен через него прошли 12.000 детей. Из них выжили 325 человек.
Чудом сохранилось 5.000 рисунков из этого гетто. Часть из них можно увидеть в Музее и мемориале Бейт-Терезиен (Beit Theresienstadt בית טרזין) в кибуце Гиват Хаим ихуд.
Этот пост я ставлю сегодня в честь международного Дня памяти Катастрофы.
Терезиенское гетто (Терезиенштадт, нем. Theresienstadt) располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезиен в Чехии, 60 км к северу от Праги. Он был построен в 18 веке в качестве крепости для обороны. Терезиенштадт был окружен стеной со всех сторон. В городе не было обычных зданий, а были огромные казармы, в которых жили солдаты. Там жило 17.000 человек, солдат и тех, кто их обслуживал. Это был совсем небольшой город. Назван он был в честь Марии Терезии (австрийской императрицы).
До ноября 1941г. евреи Чехии еще жили дома, хотя все антиеврейские законы уже действовали. В ноябре 1941г. каждая еврейская семья получила письмо, в котором было написано, что они должны собрать вещи, купить билеты и ехать в город Терезиен. Таким образом Терезиен был превращен в гетто, в котором заставили жить 60.000 евреев. Это в городке, который был построен на 17.000 человек. Конечно, в такой тесноте люди болели, были эпидемии, было недостаточно еды, канализация и водопровод не работали. Многие умирали. В огромных казармах семьи не могли жить, семья нуждается в приватности. Терезиен был очень специфическим гетто, там семьи были разделены. Мужчины, женщины и дети жили раздельно. В казармах были построены нары в несколько ярусов. Попадая в гетто, евреи, взрослые и дети, теряли свои имена, а взамен получали номера.
Макет фрагмента казарм в гетто Терезиен.
По приказу нацистов детям было запрещено учиться в школе. Ситуация была ужасная и для взрослых. В такой ситуации многие думали о смерти. Но были и те, кто решил не сдаваться. Среди них было много людей образованных. Они решили несмотря ни на что продолжать заниматься тем, что они делали в жизни для поддержания своего духа. Изобразительное искусство, музыка, спорт - вот чем они занимались помимо ежедневного выживания. Эти люди стали учить детей и тут в музее представлено множество детских рисунков, сделанных в гетто Терезиен. Удивительно, не только, то что в гетто было сделано столько рисунков, но и что они сохранились.
Дети выпускали журналы, в которых рассказывали о своей жизни.
Инициатором выпуска одного из журналов был Иван Полак. Он попал в гетто в 14 лет и жил в доме для мальчиков. Когда он туда попал, в доме была очень тяжелая атмосфера, дети не знали к чему себя приложить, чем заняться. Иван понял, что не может так жить и решил что-то предпринять. Он предложил всем вместе выпускать журнал. Может быть не все с ним согласились, но факт остается фактом - появился журнал "Kamarad" (товарищ). Был также журнал "Noviny" (новости).
Журналы выпускались с 1942 по 1944гг. Дети писали там обо всем: о себе, о происходящем, о голоде. Какое-то количество этих журналов сохранилось.
Иван Полак погиб в 1944г. в концлагере Kaufering.
"Проверка порядка на нарах в комнате мальчиков". Журнал мальчиков "Камарад" №11, 1944г.
"Буханка хлеба". Журнал мальчиков "Kamarad" №10, 1944г.
"Голод". Журнал мальчиков "Noviny".
"Транспорт", рисунок из журнала мальчиков "Kamarad" №14, Терезиенштадт 4.02.1944
Журнал мальчиков "Kamarad" №14, 1944г.
Один из номеров журнала в открытом виде.
Красные вагоны для скота, в которых евреев увозили в Освенцим. Детский рисунок неизвестного автора.
Самодельная игра "Монополия", в которую играли дети.
"Вы не номера!"
В гетто была потрясающая учительница рисования,
Фридл Дикер-Брандейс.
By Unknown -
http://www.memoart.prades-tic.fr/wp-content/uploads/2016/01/Frield-...jpg, Public Domain,
Link Фридл была известной художницей, преподававшей в Университете Баухауза в Веймаре.
Она попала в это гетто из Вены в 1942г. В гетто она приехала с двумя чемоданами. В одном чемодане у нее были личные вещи, во втором чемодане у нее были художественные материалы: бумага, карандаши, краски, кисти. Ее поселили в комнате с девочками. В комнате 5м на 6 м жило 50 девочек. Они спали на нарах.
Когда Фридл попала в комнату, ее встретили 50 испуганых, грустных девочек. Она начала их учить рисовать и тому, как выплеснуть свои эмоции на бумагу. В наше время это называется
арт-терапия.
Как я уже писала раньше, попадая в гетто, евреи, взрослые и дети, теряли свои имена, а взамен получали номера. Я думаю, что для детей это еще страшнее, чем для взрослых.
Девочка из Праги.
Фридл говорила детям: "Вы не номера! У вас есть имя, у вас есть возраст, у вас есть адрес, у вас есть мечты".
Есть часть рисунков, сделанных в гетто, что глядя на них, этого сразу и не поймешь.
Они яркие, выразительные, на самые разные темы. Это часто детские мечты о простых детских радостях. Самые обычные вещи, которых детям так не хватало в гетто.
На многих работах есть цветы, которые они давно не видели.
Обратите внимание на даты в подписях к рисункам.
"Игровая площадка", Рут Хейн (1934-1944)
"Девочки танцуют на лугу", Анита Шпиц (1933-1944)
Иза и Хана с любовью Эмануэлю (Эмо) Гроагу.
"Г.Коэн", Карин Хесс-Вольф.
"Девочка с животными", Рита Ашерман (1935-1944)
На многих рисунках есть изображение дома. Дети очень грустили о своих потерянных домах. Эта выставка в музее называется "Если бы мог вернуться домой..." Это мысли детей о доме, тоска по дому, по семье с которой бы они хотели быть вместе.
"На стенах", неизвестный автор.
"Дом", неизвестный автор, вышивка
"Седер Песах в Терезиенштадте" Эва Мейтлер (1931-1944)
Седер в гетто, скорее всего, мечты автора-ребенка. Попытка даже в мечтах вернуться в привычную жизнь и в праздник со всей семьей, которая потеряна навсегда.
Дети часто изображают и свои страхи.
"Дракон", Милан Манделик (1937-1944).
Я бы сказала, кого мне этот дракон напоминает...
Фридл собирала рисунки в чемодан, где были ее личные вещи. В 1944г. Фридель отправили в Освенцим-Биркенау и там она погибла. Но рисунки она спрятала в гетто и они сохранились.
Дети рисовали во всех гетто, но такое количество рисунков (5.000) не сохранилось нигде. Нужен был кто-то, кто бы сумел сохранить эти рисунки.
Большая часть рисунков находится в Праге, в Пинхасовой синагоге, часть в Музее Терезиена (Терезиен, Чехия), часть в Бейт-Терезиен, часть в Яд Вашем.
Дети не только рисовали, они также исполняли в гетто оперу "Брундибар".
Оперу
"Брундибар" ("Brundibár") в 1938г. написал композитор Ганс Краса, тоже бывший в этом гетто и погибший в Освенциме. Эту оперу в Чехии знал каждый ребенок. Дети - заключенные исполнили оперу в гетто 55 раз.
Каждую партию знало 4-5 детей. Это было необходимо, потому что постоянно отправлялись транспорты с людьми в Освенцим, и в них были дети-артисты. Чтобы спектакль состоялся, нужны были другие исполнители.
Сюжет этой оперы очень простой, но когда ее исполняли в гетто, то смысл был иной.
Сюжет вкратце: Анинка и Пепичек - сестра и брат у которых нет отца. Их мать больна, и доктор сказал им, что ей нужно молоко, чтобы выздороветь. А у них совсем нет денег. Дети решили петь на рынке, чтобы собрать необходимые деньги. Но злобный шарманщик Брундибар прогоняет их. Однако с помощью бесстрашного воробья, кота, мудрой собаки и других детей города они прогнали Брундибара и спели на рыночной площади.
В то время все знали, что Брундибар представлял Гитлера.
Опера заканчивается победным хором. Там есть такие слова: "Споем ночную песню, потому что мир спит. Пойте громко, пока он не проснется!"
Фрагмент финала из рекламного фильма, который был сделан во время знаменитого посещения гетто представителями Красного креста. Нацисты хорошо подготовились и устроили для гостей грандиозное представление, включая детскую оперу...
Click to view
После того как представители Красного креста покинули Терезиен очень довольные тем, что видели, всех участников фильма отправили в Освенцим.
"Рисуй все, что ты видишь!". История одной девочки.
Эльга Вейсс (Вейсова) на ее рисунках подписано по-разному.
Она попала в Терезиен вместе с родителями. Ей было тогда 12 лет. Она жила в комнате с девочками. У нее были самые верхние нары у окна. Она очень любила рисовать и у нее с собой был блокнот для рисования, карандаши и краски. Она рисовала сидя на нарах. Она была ученицей Фридл.
Первый рисунок Эльги в гетто, конечно же, не то, что она видит из окна. Скорее всего воспоминания о прежней жизни.
В качестве подписи она полностью пишет свое имя - Эльга Вейсс и возраст. Это важный момент, как я уже писала выше: попадая в гетто, евреи теряли свои имена, а взамен получали номера.
Эльга была очень довольна своим рисунком и она решила пойти в казарму, где жил отец чтобы показать ему этот рисунок. Отец долго смотрел на рисунок и сказал: "Рисуй все, что ты видишь!" Он хотел сказать:"Эльга! задокументируй тот ужас в котором мы живем в гетто!" Но разве такое скажешь двенадцатилетнему ребенку? За изображения происходящего нацисты просто уничтожали заключенных. Но на ребенка и ее альбом никто не обращал внимания. И она рисует все, что видит в гетто. Сохранилось более 100 ее рисунков.
Люди, которые только прибыли в гетто. Это можно понять по одежде, которая еще была хорошей. Они прибыли из дома. Через год - полтора у них не будет такой одежды.
У каждого есть желтый маген-давид и номер вместо имени.
Телега, которую вместо лошадей тянут люди. На телеге везут суп. В этом гетто еду готовили на общих кухнях, а потом развозили в места раздачи, куда приходили заключенные с тарелками.
Тут Эльге уже 13.
Хлеб, который везут для раздачи. Буханку хлеба давали на три дня троим заключенным.
Мечта каждого ребенка в гетто: торт ко дню рождения. Посмотрите какого он размера...
Концерт в гетто.
Игра в футбол.
Это очень интересный рисунок, сделанный в 1943г. В нем три части:
слева - прошлое, 1929г. когда Эльга родилась, дом как она помнила. Мама, папа, она сама младенец в люльке.
в середине настоящее, 1943г. - нары в гетто и она сама на них.
мечта о будущем- 1957г. - она мечтает о том, что будет после войны. И что она сама будет матерью...
В 1944г. Эльга и ее родители были отправлены в Освенцим. Свой альбом она оставляет в Терезиене у дяди, которого еще не отправили в концлагерь. Ей и ее родителям повезло - они выжили. Эльга одна из тех немногих детей, бывших в Терезиене и выживших. Она вернулась, нашла свой альбом. После войны она поселилась в Праге. Она еще жива и продолжает рисовать. Ее мечты сбылись: она вышла замуж, у нее есть дети, внуки и правнуки.
На фотографии Эльга встречается с группой из Бейт-Терезин.
Музей и мемориал Бейт-Терезиен (Beit Theresienstadt בית טרזין) основан в 1973г. в кибуце Гиват Хаим ихуд. Он был создан для того, чтобы увековечить память заключенных гетто Терезиенштадт, погибших в Катастрофе. Это третий музей, рассказывающий о Катастрофе европейского еврейства в Израиле. В кибуце жило много выходцев из Чехии и именно поэтому его тема "Гетто Терезиен".
Сайт музея
https://bterezin.org.il/ Музей на карте В этот музей я попала благодаря экскурсии, организованной экскурсоводом
Инной Чернявской.
Мой рассказ о Музее Бейт Терезиен будет очень большим. Это его начало. Окончание постараюсь написать ко Дню Катастрофы и Героизма европейского еврейства, который отмечается в Израиле.
Это уже вторая выставка детского рисунка времен Второй мировой войны, о которой я пишу.
Первая:
"Жили-были...". Рисунки еврейских детей созданные в Германии с 1938 по 1941г. В Израиле есть еще 2 мемориальных музея Катастрофы, я о них писала
Яд Вашем (Иерусалим)
Нет слов, чтобы это выразить... Здесь за каждой строчкой жизнь и смерть... Ко Дню Памяти Катастрофы и Героизма Европейского Еврейства и о музее "Яд Вашем" Бейт Лохамей ха-геттаот (Кибуц Лохамей Лохамей ха-геттаот)
История о силе человеческого духа "Уходит наш поезд в Освенцим сегодня и ежедневно..." Медицина, мобилизованная убивать. Дети и Катастрофа This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2360041.html.