Это история о любви. Именно поэтому я хочу ее приурочить к Ту Беав, к еврейскому празднику любви (сегодня канун праздника). Я хочу рассказать об одной из самых знаменитых, я бы даже сказала, легендарных иерусалимских пар.
Это история Анны и Авраама Тихо, история их любви: любви друг к другу, любви к Иерусалиму, любви к искусству, любви к Эрец-Исраэль, любви к людям.
Это была удивительная пара. На протяжении почти 50и лет они постоянно и успешно работали вместе, но при этом каждый из них был выдающимся и сам по себе. Он был известным врачом, а она - известной художницей.
Эта история началась в 1912г. на балконе Венского кафе. Молодой и подающий надежды глазной врач Альберт Тихо предложил своей двоюродной сестре Анне поехать с ним в качестве помощницы врача из цивилизованной, культурной Вены в дикую страну, Оттоманскую империю, как бы сейчас сказали, в страну третьего мира. Для чего? Чтобы там вместе работать. И она согласилась! Они даже не были женаты, что по тем временам было совсем не принято. Он был старшее ее на 12 лет, и казалось бы, у них были совсем разные интересы: он - врач, а она собиралась стать художником... но вы знаете, что есть союзы, которые заключаются на небесах, и тут уж ничего не поделаешь. Этот - один из таких.
Анна училась живописи в Вене. Альберт сказал ей, что помощнице врача никакие предварительные знания не требуются, просто подавать инструмент, приносить салфетки, регистрировать больных, заполнять карточки. И она не смогла устоять перед таким предложением.
Они поженились уже в Иерусалиме.
Во многих источниках написано о том, что юная восемнадцатилетняя девушка Анна вместе с Альбертом уезжает в Эрец-Исраэль. Типа, ах, так рано покинуть родной дом... Но с другой стороны, время показало, насколько сильной была эта девушка...
Анна Тихо родилась в 1894г. в городе Брно в Моравии, которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи.
Анна была одна из 7 детей в семье ее родителей. Анна училась в школе, когда ее родители переехали в Вену. Вена перед Первой мировой войной была культурным городом, в котором жило множество представителей творческой интеллигенции. Там была богатая культурная жизнь. Вена пробудила в Анне интерес к искусству, музыке, театру и музеям. Это стимулировала ее желание стать художником. Даже небольшое количество времени, проведенного в то время в Вене дало ей культурную базу, которая сформировала ее дальнейшую жизнь как художника. Она провела множество часов в Музее Альбертина (одно из самых богатых собраний графики в мире). Она хотела учиться у самых знаменитых мастеров. Ее очень вдохновляло искусство Густава Климта, на тот момент очень известного в Вене художника. С 14 лет она начала учиться в школе искусств, где проучилась 4 года.
Анна 20е годы, Иерусалим.
Доктор Альберт Тихо родился в 1883г. в Моравии (Боскович). Медицине он учился сначала в Праге, а потом в Вене. Он был глазным врачом. Летом 1912г. он приехал в Иерусалим и открыл глазную клинику с помощью франкфуртского объединения "Лемаан цион" (ради Сиона, иврит). Приехав в Иерусалим Альберт сменил имя, и стал Авраам Тихо.
В 1913г. он занимался предупреждением трахомы, инфекционного глазного заболевания, приводящего к слепоте. Говорят, что в те времена ей болел чуть ли не каждый третий в Иерусалиме. В 1917г. его забрали в Австрийскую армию, шла Первая мировая война. Он служил как военный врач в Дамаске. Когда доктор был мобилизован в качестве военного врача, он мобилизовал свою жену в качестве помощницы. И там они тоже работали вместе.
Возвратившись в Иерусалим, с 1919 по 1922гг. он возглавлял глазное отделение больницы Ротшильд. Затем он открыл частную глазную клинику\больницу.
После возвращения в Иерусалим после войны Анна стала взрослым самостоятельным художником. Вот несколько портретов ее близких.
"Доктор А. Тихо", 1927г.
У матери Анны, Берты Браун, было всего 7 детей. Она оставила всех остальных детей и уехала с Анной. Она считала, что те кто остались в Европе более устроены, чем эта, которая уехала в дикую страну. Но как мы знаем, те кто остался в Европе, погибли в Катастрофе.
Берта жила вместе с Анной и Авраамом и умерла в доме, о котором я расскажу дальше.
"Эскиз к портрету матери художника", начало 30х, графит, бумага.
Еще с ними жила служанка, которая работала в доме семьи Браун, когда Анна была девочкой. Она приехала в Иерусалим вместе с Бертой и работала в семьей Тихо.
"Портрет женщины", поздние 40е, уголь, бумага.
Авраам Тихо был известным иерусалимским врачом и мог себе позволить купить собственный дом. Это произошло в 1924г. Семья Тихо купила большой каменный дом со сводчатыми потолками и необычной историей.
В середине 19в. в Иерусалиме начали активно строить за городскими стенами. Земля там всегда была дорогая и принадлежала разным христианским конфессиям. К концу 19в. церкви стали продавать земли по экономическим соображениям. Эти земли покупали за огромные деньги покупали все, кто мог, включая еврейские благотворительные организации.
На улице Яффо, недалеко от переулка Раввина Кука располагался шикарный дом арабской семьи Нашашиби, который они собирались использовать как доходный. Он был построен в начале 60х годов 19в.
Его снял и там поселился с семьей Мозес Шапира, торговец антиквариатом. Продажа антиквариата в Иерусалиме в те времена была процветающим бизнесом. Здесь во многих местах велись раскопки и многочисленные археологические находки удивляли весь мир. Многие находки того времени покупали крупные музеи и Шапира решил тоже на этом заработать. Он открыл антикварные лавки в разных районах Иерусалима. Там он продавал настоящие и фальшивые археологические находки. Он нанял рабочих в Хевроне, которые из хевронского камня вырезают знаменитых "моавитских идолов".
Вот один из таких "идолов", выставленных сейчас в Доме-музее Тихо.
Шапира до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.
11 мая 1884 года он застрелился в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавитских идолов".
Моавитские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень»). Шапира обвинялся в том, что моавитские древности были подделкой.
Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.
После смерти Шапира остались его вдова и две дочери. Младшая дочь написала книгу о своем отце и о жизни в этом доме. Дом в книге был описан так подробно, что последняя реставрация базировалась именно на этой книге.
После Шапира 42 года дом не могли сдать. Только в 1924г. он был продан гораздо ниже рыночной стоимости семье Тихо, не побоявшейся купить дом, съемщик которого застрелился.
Этот дом был очень популярным местом в городе. Иерусалимская еврейская европейская интеллигенция, особенно выходцы из немецкоговорящих стран, собирались в доме Тихо, практически ежевечерне. Это было место паломничества на протяжении многих лет. Этот дом посещали
Шай Агнон, Мартин Бубер, Генриетта Сольд, Марк Шагал и многие другие.
Так выглядит витрина салона после последней реставрации дома.
Вы видите большую коллекцию ханукальных подсвечников, доктор их собирал. Часть - подарки больных доктору, часть он покупал сам. Больными были представители разных еврейских общин и поэтому в коллекции есть самые разные подсвечники. Большая часть этой коллекции выставлена в Музей Израиля.
"Женщина с веером (Портрет Yvanna Le Maister)"
Хана Орлофф (Орлова), дерево, 1920г.
Субботняя лампа, Германия 19в.
Такой светильник был во многих еврейских домах в 19в. Он предназначен для субботы. В маген-давид наливали оливковое масло, если оно стекает, то в нижнюю чашу, чтобы не потерять ни капли масла. Есть специальный механизм, который позволяет опустить лампу, зажечь фитили поднять лампу к потолку. И она будет гореть всю субботу. Так делалось, чтобы не зажигать огонь и не нарушать субботу. Это при том, что Тихо не были религиозными людьми.
Пара Тихо работает и пользуется большой любовью окрестных жителей.
Бедные получали бесплатную помощь и бесплатные лекарства. "Слепота - не судьба бедных", говорили Авраам и Анна Тихо, "каждый заплатит по своим возможностям и богатые поддержат бедных".
1929г. ознаменовался страшным погромом в Хевроне и в других городах, где жили евреи.
Доктор Тихо поехал в коляске на работу в свою частную клинику. Когда он выходил из коляски, он почувствовал удар в спину и боль. Он вошел в больницу и его помощник с ужасом обнаружил, что из спины доктора торчит нож. Нож он вытащил и проводил доктора в больницу, где ему оказали первую помощь.
Оказалось, что какой-то араб, ударил доктора в спину ножом и убежал. Мусульмане поклялись, что они найдут и уничтожат этого террориста. Многих из них доктор лечил бесплатно. За здоровье доктора молились в церквах, синагогах и мечетях. Об этом писали в местной газете. Я не нашла ничего о том, был ли пойман этот террорист или нет.
4 месяца заняло выздоровление доктора. После этого он открыл прием больных у себя дома, а не ходил в больницу. Больница была на первом этаже, а жили они на втором.
В доме была оборудована операционная. Анна по-прежнему оставалась главной помощницей, хотя ничто не мешало нанять кого-то. В то время Анна уже много работала как художник и была коммерчески успешной, и у доктора была большая практика. Одним из пациентов доктора был король Саудовской Аравии, к нему обращалась вся иерусалимская знать. Его пациентом был писатель Шай Агнон. После операции по удалению катаракты, от которой Агнон практически прозрел, он сказал:"Я знаю, почему уважаемый доктор выбрал профессию глазного врача. Для того, чтобы его прозревшие пациенты могли в полной мере насладиться картинами его жены".
При жизни мужа Анна постоянно работает с мужем в качестве старшей медсестры, а рисует только по вечерам.
"Набросок к портрету д-ра Тихо", 1950г. чернила, бумага.
Доктор Авраам Тихо провел сотни операций, занимался исследованиями, написал множество статей на медицинские темы, его имя было известно на всем Ближнем Востоке. Говорят, что он помог 100.000 человек за почти 50 лет своей врачебной деятельности.
2\3 больных, которые к нему приходили, были арабами. К нему обращались за помощью самые богатые и знаменитые местные жители, а также короли и принцы из разных стран Ближнего Востока. Несмотря на то, что он был частным врачом, он с любовью принимал бедных и бесплатно лечил в детских домах, как еврейских так и арабских.
Он умер в 1960г. после долгой и продолжительной болезни.
"Голова д-ра Тихо", бронза, 1960г.
После смерти мужа Анна уже не работала медсестрой, а занималась полностью художественным творчеством.
Она много выставлялась и здесь и за границей еще до Второй мировой войны. Она была очень известна и признана при жизни.
3 фотографии собранные на одном стенде.
Справа налево.
1912г. в 18 лет, год когда она выходит замуж. Она снята в белом платье на террасе венского кафе. На террасе венского кафе она согласилась поехать в качестве помощницы молодого врача Альберта Тихо, который решил ехать работать в Иерусалим.
1920г. Иерусалим. Фотограф Яков Бен-Дов.
1969г. Нью-Йорк, ее персональная выставка. Она - вдова и работает как художник с утра и до ночи.
Несколько слов о творчестве Анны.
Когда Анна приехала в Иерусалим, в 1912г., реальность Эрец-Исраэль была для нее травматична: скудный и бесплодный пейзаж в контрасте с зелеными полями и лесами места, где она родилась. Там были мягкие краски по сравнению со слепящим солнцем Ближнего Востока.
"Когда я попала в эту землю, я была впечатлена великолепными видами, голыми холмами, древними огромными маслинами, зазубренными склонами, чувством одиночества и вечности... Я была ошеломлена и взволнована и не могла работать."
Действительно, первые 4 года ее жизни в Иерусалиме не могла ничего изобразить на бумаге... Должно было пройти время, чтобы она привыкла и начала рисовать.
Она писала: "Я приехала в Эрец-Исраэль, когда земля эта еще была девственной, с огромными просторами и захватывающей дух красотой".
Самостоятельным творчеством она занялась в 20е годы 20го века, очень продвинулась в 30е, и стала устраивать собственные выставки в Эрец-Исраэль и в мире.
Вы можете сравнить творчество Анны и творчество
Р.Рубина и
Н.Гутмана - они практически ровесники. И если Н. Гутман тут жил с детства, то как и Анна, Р.Рубин приехал в достаточно зрелом возрасте. Оба воспринимали здешний свет и цвет очень положительно, в отличии от Анны. Творчество Анны ближе к творчеству Г.Штрука, который был старше всего на 13 лет, но тоже был выходцом из немецкоговорящей страны, как и Анна. Они гораздо ближе к реализму, они предпочитали классические жанры: портреты, пейзажи, изображения животных и растений...
Художественная школа немецкоговорящих стран очень отличалась от парижской художественной школы и это заметно по художникам, учившимся там или там.
И всегда важно помнить, что у каждого художника собственное мироощущение, которое он стремиться передать зрителям.
В 1933 году, с приходом нацистов к власти, в Эрец-Исраэль приехало много художников из Германии, Австрии и Чехии. Они учились в Германии и находились под влиянием немецкого экспрессионизма, они были носителями немецкой культуры, которая их отвергла. В Эрец-Исраэль они ощутили культурный шок и кризис самоотождествления, столкнувшись с новым языком, другим климатом, ярким светом, с некоторой враждебность, с которой их встретили отдельные местные художники, которые концентрировались в Тель-Авиве. Не удивительно, что часть приехавших поселилась в Иерусалиме. Их с удовольствием принимали в доме Тихо, которые сами были выходцы из Австро-Венгрии.
В Доме-музее Тихо 2000 единиц хранения. Говорят, что выставки меняются каждые 3 месяца. Я фотографировала в декабре 2018г. Не знаю, что там сейчас.
Работы 30х - 40х годов 20в.
Иерусалим и его окрестности были постоянной темой Анны Тихо.
"Иерусалим, Старый город " 1934г., Анна Тихо. Дом Анны Тихо, Иерусалим.
"Иерусалим, Старый город " 1934г., Анна Тихо. Дом Анны Тихо, Иерусалим.
"Битунья", 1935, графит, бумага.
"Около монастыря Mar Elias", 1940, графит, бумаг
В начале 20 века у многих состоятельных иерусалимских семей были летние и зимние квартиры. В Иерусалиме зимой не очень приятно, поэтому они имели зимние квартиры в Йерихо. Вокруг Йерихо растет множество финиковых пальм. Эти места были весьма посещаемы в те времена и Анна Тихо рисует их.
"Йерихо", 1936г. , графит, бумага.
"Йерихо", 40е годы, графит, бумага.
"Йерихо", 1946, графит, бумага.
"Оазис Йерихо", 1939, графит, бумага.
В те годы Анна Тихо много рисовала деревья.
"Олива"
"Олива", 1940г., графит, бумага.
"Олива"
"Олива"
"Пальмы в пустыне" 30е годы, уголь, бумага.
"Арабская девушка, сидящая на земле", 40е г., уголь, бумага.
"Засохшие подсолнухи", 1945-1950, фломастер, бумага.
Работы 50х-80х годов 20в.
"Дикие цветы", 1956, акварель, бумага
В отличии от пейзажей, где Тихо изображает природу и дикие растения, на изображениях цветов у нее показаны растения, которые она срезала из горшков на балконе и ставила в вазу в студии.
"Китайские астры", 1970, акварель, бумага.
"Бугенвиллия", 1970, акварель.
Альберт подарил Анне фотоаппарат, и она снимает пейзажи, а затем использует фотографии для рисования. И опять тема ее работ Иерусалим и его окрестности.
"В окрестностях Иерусалима", 1974г., уголь и пастель, бумага.
"Гора Цофим", 1978, уголь и пастель, бумага.
"Безмолвный пейзаж" 1969-1970, уголь, бумага.
Анна постоянно жила в Иерусалиме, но время от времени посещала другие страны. В июне 1967г. она была в Европе, но поспешила вернуться домой и быть рядом с линией огня и разделить судьбу со своим народом и страной.
После смерти мужа в 1960г. она чувствовала себя очень одинокой и творчество давало ей возможность выразить себя и помогало жить.
Она проживет в этом доме еще 20 лет. В 86 лет она уже не могла держать карандаш и у нее была катаракта, которую не смогли удачно прооперировать...
В 1980г. Анна Тихо умерла, но в тот же год, до своей смерти она стала лауреатом Премии Израиля.
Свой дом Анна Тихо завещала Музею Израиля. Теперь это часть Музея Израиля. В завещании она попросила не открывать двери этого дома для посетителей в субботу. Соответственно, дом работает 6 дней в неделю. Рядом находится дом раввина Кука и из уважения к главному раввину Палестины надо соблюдать субботу, так считала Анна.
По завещанию вход бесплатный, для этого был оставлен специальный фонд.
Кроме того, по завещанию, в этом здании находится кафе по образу и подобию венских.
Подъем на второй этаж в кафе.
Кафе кашерное, молочное. Ничего не могу сказать - мы там не ели, времени не было.
Сайт кафе
https://www.annarest.co.il/ Сад около дома.
И еще сад около дома.
В Дом Тихо я попала с экскурсией экскурсовода
Инны Чернявской Работы Анны Тихо с выставки
"Новая академия Бецалель": немецкое влияние на израильское искусство".
"Стены Иерусалима", Музей Израиля, Иерусалим
"Холмы Иудеи", 1965, Музей Израиля, Иерусалим
"Священное дерево", Музей Израиля, Иерусалим
Дом Тихо (בית טיכו) открыт:
с воскресенья по четверг с 12:00 до 20:00
в пятницу и канун праздника с 10:00 до 14:00
в субботу закрыто
Вход бесплатный
Страница Дома Тихо на сайте Музея Израиля
https://www.imj.org.il/he/wings/arts/%D7%91%D7%99%D7%AA-%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95 Дом Тихо на карте Инфа:
https://www.imj.org.il/he/wings/arts/%D7%91%D7%99%D7%AA-%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95 https://lib.cet.ac.il/pages/item.asp?item=23887&id=123 https://www.erev-rav.com/archives/49846 http://allaboutjerusalem.com/he/article/%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99-%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95 https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A0%D7%94_%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95 http://allaboutjerusalem.com/he/article/%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99-%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95 http://www.dafdaf.co.il/Details.asp?MenuID=1&SubMenuID=131&PageID=4489&Ot=%E0http://lexicon.cet.ac.il/wf/wfTerm.aspx?id=1275 https://shimur.org/%D7%91%D7%99%D7%AA-%D7%98%D7%99%D7%9B%D7%95/ http://www.e-mago.co.il/Editor/art-550.htm http://www.textologia.net/?p=1504https://www.zomet.org.il/?CategoryID=160&ArticleID=4805 This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2345776.html.