Крым. Бархатный сезон. Паром Крым. Коктебель. Кара-Даг Крым. Парк львов "Тайган" Крым. Пейзажи Южного берега Очередное продолжение рассказа об автомобильной поездке в Крым в сентябре 2014 года посвящено посёлку Балаклава, его окрестностям и тому, что находится в этом самом посёлке и в этих самых окрестностях.
Первоначально в этот день мы хотели посетить Севастополь. Заскочить в Балаклаву мы планировали лишь на пару часов, но, в итоге, провели здесь почти весь день. Под катом - рассказ о посещении самого большого в мире рассекреченного военного объекта, а так же виды Балаклавы и окрестностей с высоты окружающих гор.
Балаклавская бухта - одно из красивейших мест на крымском побережье Чёрного моря. Окружающие скалы и извилистый вход в бухту не пускают сюда морские волны, поэтому бухта является удобным местом для стоянки всевозможных кораблей. Почти половину XX века Балаклавская бухта являлась местом базирования подводных лодок Черноморского флота СССР, и вся эта красота долгое время была скрыта от посторонних глаз - Балаклава являлась закрытой территорией со всеми вытекающими, в виде повышенного режима секретности, последствиями.
Самым секретным объектом в этой и без того секретной базе являлся сооружённый в конце 50-х годов XX в. в толще горы Таврос объект 825 ГТС - подземное противоатомное укрытие для подводных лодок, с возможностью их ремонта, обслуживания и экипировки. Так же здесь располагался объект 820 - подземный арсенал ядерных боевых частей торпед и крылатых ракет, а так же пункт оснащения носителей ядерными боевыми частями и вооружения ими подводных лодок и кораблей Черноморского флота. Основное предназначение объекта - укрытие от ядерного удара подводных сил Черноморского флота - носителей ядерного оружия, с целью последующего нанесения ими ответного удара. Данный подземный объект функционировал до начала 90-х годов, после чего, с уходом базы подводных лодок ЧФ РФ из Балаклавы, был брошен и тотально разграблен. В начале 2000-х объект был взят под юрисдикцию ВМС Украины, и с тех пор потихоньку превращался в музей, который в настоящее время называется "Военно-исторический музей фортификационных сооружений". С его посещения мы и начали нашу прогулку по Балаклаве. Да, исчерпывающую информацию о данном объекте можно почерпнуть, например,
здесь, однако в данном посте там, где необходимо, я буду давать соответствующие пояснения.
Подземное укрытие для подлодок представляет собой тоннель на уровне моря, проделанный в толще горы, длиной более 500 метров и глубиной в подводной части около 8 метров. Канал вмещал до 7 средних подводных лодок. На фото ниже - вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. Объект был построен по первому классу противоатомной защиты, т. е. сооружение было рассчитано на прямое попадание ядерного боеприпаса мощностью до 100 килотонн, поэтому канал запирался мощными герметичными затворами - батопортами (на фото не виден). Вес батопорта, запиравшего вход в канал - 150 тонн. Над входом в канал располагается бетонный навес, который, в сочетании с другими средствами маскировки, полностью скрывал вход от слишком любопытных взглядов. Вход подлодок в канал в мирное время осуществлялся только в ночное время суток.
Схема объекта. Кроме самого укрытия для подлодок, объект включал в себя хранилище торпед, ремонтные помещения, помещения для хранения ГСМ, бытовые помещения и т. д. Объект мог существовать в автономном режиме до 30 суток, при этом обеспечивая ремонт, обслуживание подлодок и их вооружение, в том числе носителями с ЯБЧ.
Вход в комплекс располагается возле входа в подземный канал. Отсюда мы попадаем в транспортный зал минно-торпедной части комплекса. В нём развёрнута экспозиция, посвящённая строительству комплекса. Из-за царящего в зале, да и вообще во многих местах комплекса, (полу)мрака снимать без штатива или поддержки очень сложно.
Транспортный коридор, или потерну, закрывали мощные стальные противоатомные двери с наполнителем из бетона. Вес каждой створки - 10 тонн. Двери были рассчитаны на внешнее давление 60 атмосфер.
Второй транспортный зал. Здесь находилась минно-торпедная часть комплекса, где доставленные из арсенала торпеды готовили к погрузке на подлодку. На фото - торпеда в разрезе на транспортной тележке.
Прошедшие регламентные работы торпеды через транспортный коридор подавались на погрузку к каналу. Зелёное освещение - это просто музейная подсветка: как я уже говорил, от "родного" оснащения в комплексе не осталось практически ничего.
Транспортная потерна, ведущая в спеццех комплекса. По ней на электрокарах перемещались различные грузы. Вдоль стен специальной разметкой на полу были выделены зоны для прохода рабочих.
Так же потерна должна была использоваться как убежище для личного состава базы и экипажей подлодок в случае ядерного конфликта. Комплекс был способен существовать в полностью автономном режиме в течение 30 суток, обеспечивая при этом выполнение всех поставленных задач, о которых было сказано выше.
Дверь между транспортной потерной и придоковой площадкой. Изогнутый вид транспортных коридоров комплекса обусловлен необходимостью гашения ударной волны, если вдруг таковая пробилась бы внутрь комплекса.
Часть подземного канала комплекса отведена под сухой док. Здесь подлодка могла проходить доковый ремонт - для этого комплекс располагал всем необходимым оборудованием. Собственно, в мирное время комплекс в основном использовался именно как ремонтная база для подлодок проектов 613 и 633. На фото док заполнен водой. Длина дока - 102 метра. Освещение так же не родное.
Преддоковая площадка. Здесь располагалась стоянка электрокаров, а так же некоторое оборудование, используемое для ремонта подлодок. За площадкой, дальше вдоль канала, располагалась производственная зона со станочным и прочим оборудованием.
Вид на канал с переходного мостика. Слева, за жёлтыми лампами - док. По мостику мы переходим в "ядерную" часть комплекса. "В оригинале" сообщения между левым и правым "берегами" канала не существовало, и те, кто работали в одной части, могли лишь догадываться о том, что происходило в другой.
Объект 820, погрузочная площадка арсенальной зоны. Сюда торпеды с ядерным оснащением доставлялись из арсенала, и отсюда же шли на погрузку на подводные лодки. В настоящее время здесь развёрнута экспозиция "Надводные корабли ВМФ СССР".
Модель авианесущего крейсера "Киев", представленная в вышеупомянутой экспозиции.
Экспонат "не из той сказки" - советская противокорабельная крылатая ракета Х-22, которая состояла на вооружении бомбардировщиков семейства Ту-22. Ракета, конечно, могла нести ядерную боевую часть, но никакого отношения к подземному комплексу никогда не имела, и как сюда попала - непонятно.
Вид на транспортный коридор, ведущий к внешним причалам комплекса (и к выходу из музея). В мирное время погрузка ракет и торпед с ядерным оснащением на корабли и подлодки осуществлялась на внешнем причале в ночное время.
Ядерный арсенал, зал перегрузки. Транспортная тележка со стилизованной "ядерной боеголовкой" установлена на поворотном круге - здесь менялось направление движения при перемещении изделий по арсеналу. Сама тележка весит тонну, грузоподъемность - 7 тонн. На тележке перевозилось до двух контейнеров с ядерными боевыми частями, причём всё перемещалось исключительно вручную.
Вид на транспортный коридор в сторону арсенала. Коридор так же перекрывался противоатомными дверями, кроме того за ними была установлена газоводонепроницаемая дверь, образовывая таким образом шлюз. Упомянутые двери были всегда закрыты, открываясь только при перемещении изделий наружу или внутрь арсенала. Для прохода людей был оборудован обходной ходок.
В части помещений ядерного арсенала, где хранились заряды и осуществлялось их обслуживание, в настоящий момент демонстрируется экспозиция "Подводные силы Черноморского флота". В экспозиции, как можно догадаться, представлены предметы и экспонаты, имеющие отношение к подводному флоту. Набившийся в зал народ с разным успехом пытался пролезать через вырезанный с подводной лодки межотсечный люк. Нас, посетивших в своё время реальные подводные лодки-музеи в Калининграде и
Вытегре, данное развлечение не особо впечатлило. Отдельным стендом, не связанным с ЧФ, была представлена экспозиция в память об экипаже атомной подводной лодки "Курск".
Модели подводных лодок проекта 633 и проекта 877. Вторая модель - действующая, управляемая, может выполнять до сорока различных команд и использоваться как тренажёр. Еще одна сфера применения данной модели - киносъёмки. В частности, именно эту модель можно увидеть в кадрах комбинированных съемок фильма "72 метра". Автор модели - Владимир Гуров, капитан 1 ранга в отставке.
После посещения подземного комплекса в наших планах значилось лазание по окрестным горам и созерцание открывающихся видов и попадающихся достопримечательностей. Правда до определённого момента все эти планы носили лишь теоретический характер - куда лезть и что смотреть мы имели лишь самое общее представление, а то, сколько это займёт времени, не представляли совершенно. К счастью, тут же возле музея нам подвернулся местный житель, который, за определённое денежное вознаграждение, предложил устроить нам экскурсию по окрестным высотам на джипе. Возможность полазить по горам не на своих двоих нас несказанно обрадовала (вдобавок экономилась куча времени), поэтому мы с удовольствием приняли данное предложение.
Итак, вид на вход в Балаклавскую бухту, Крепостную гору и генуэзскую крепость XIV века Чембало с одной из окружающих Балаклаву высот.
Кликабельная панорама Балаклавской бухты с того же места. Видны вход и выход подземного канала.
Донжон цитадели крепости Чембало. Крепость находится в стадии плохо заметной перманентной реставрации. Хорошо видны рельсы, проложенные на гору для доставки материалов для реставрации.
Классический вид на Балаклавскую бухту со стороны генуэзской крепости.
Балаклавский мыс, вход в бухту и красивый вид окрестных гор.
Вид на Чёрное море в сторону мыса Айя.
Цитадель генуэзской крепости.
От крепости мы направились дальше, на ещё более высокую гору. На вот этой вот зелёной машине.
Гора Спилия, остатки Южного форта Балаклавы.
Строительство оборонительных сооружений возле Балаклавы было начато ещё до Первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны, в период обороны Севастополя в районе Северного и Южного фортов проходила линия фронта: в ходе боёв форты переходили из рук в руки, а затем защитники Балаклавы с ноября 1941 по июнь 1942, до отступления на Херсонес, удерживали здесь рубеж обороны. В ходе операции по освобождению Севастополя в апреле 1944 г. эти рубежи были взяты советскими войсками за два дня.
После войны форты пережили еще много всякого - от испытаний боеприпасов до нашествия вандалов. Остатки казематов Южного форта:
Вид от форта на вход в бухту и крепость.
"Бочка смерти" - высотный наблюдательный пост Южного форта. Построен в то же время, что и основные сооружения форта. Изначально "бочек" было две - сохранилась только одна. Конструкция установлена прямо над пропастью и предназначалась, видимо, для наблюдения за надводной обстановкой возле входа в Балаклавскую бухту.
"Бочка смерти" изнутри. Свое название данное место получило из-за легенды, согласно которой во время Великой Отечественной войны немцы расстреливали в ней и сбрасывали вниз пленных. Документальных свидетельств этом факту, однако, найдено не было. Тем не менее, на бетонных конструкциях "бочки" действительно сохранилось много следов от попаданий пуль и снарядов. "Бочка" долгое время существовала в запущенном виде, но относительно недавно энтузиастами была приведена в приличное состояние.
Взгляд вниз на пляж у подножия горы.
Чуть поодаль от форта, на самой вершине горы, нам попалось совсем странное место...
И в заключение этого поста - кликабельная панорама вида с горы Спилия в сторону Балаклавы. Бухта отсюда почти не видна, зато на горизонте хорошо видна протяжённая возвышенность - Сапун-Гора, ключевой рубеж обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
P.S.: Кусочек Севастополя. Мы таки доехали до него в этот же день, но ни сил, ни времени на что-то большее, чем пообедать в нём, а затем выйти на набережную и сделать пару кадров, у нас уже не было. Но... Это был наш первый, но не последний визит в Севастополь.
Продолжение:
Крым. In vino veritas Крым. Ай-Петри Крым. Севастополь