ОТ РОБЕРТА ОУЭНА ДО СВЯТОСЛАВА ФЁДОРОВА - ч.2

Jun 08, 2013 09:24

ДАЙТЕ АКЦИЮ ТРУДЯЩЕМУСЯ ЧЕЛОВЕКУ!

Н.Пирогов убеждён: надо наделить трудящихся акциями предприятий. Тогда всё пойдёт не в пример лучше: работать лучше начнут, инновации внедрять, экономика закрутится. Очень это сомнительно…

Сегодня в нашем посёлке один бизнесмен бегает, предлагая всем по дешёвке купить свою 40%-ную долю в одном вполне живом предприятии, которое я хорошо знаю. Сорок - вроде немалый процент, но этот бизнесмен ни на что не влияет и ничего не получает (так решило демократическое большинство: дивиденды не распределять). Теперь вообразите степень влияния трудящегося - держателя исчезающе малого пакета акций. Мелкие акционеры просто ничего не значат, да и разобраться в делах большого предприятия не могут. Они могут соединиться и стать силой? В принципе, могут (создав одновременно прекрасную почву для рейдерского захвата), но на практике это очень трудно. Тут либо работать, либо интриговать, совместить редко кому удаётся. Так что наделение работников акциями (верно возражает В.Иноземцев!) - это либо демагогический приём, либо ни на что не влияющий факт.

Не только акции, но и целые предприятия, случалось, оказывались в руках трудящихся.

Недавно моя маникюрша в процессе работы развлекала меня подробнейшим рассказом о послеперестроечной судьбе парикмахерского салона, в котором она когда-то трудилась. Году в 90-м она уехала с мужем в Израиль и узнала, что предприятие приватизировалось трудовым коллективом, естественно, без её участия, что рассказчицу опечалило. А когда, не прижившись в Израиле, она вернулась в родной подмосковный городок, обнаружила: салона-то и нет, развалился салон. ЧтО новоявленные капиталисты делали неправильно - они так и не поняла, но факт остаётся фактом: вокруг выросли с нуля новые многочисленные салоны, а тот, бывший советский, - приказал долго жить. А ведь у них был и трудовой опыт, и даже какие-то коммунальные льготы, - сокрушалась рассказчица. Это совершенно не единичный случай: трудовые коллективы получили после перестройки в собственность много имущества - от магазинов до газет. В редчайших случаях им удавалось это имущество удержать, а паче того - преумножить. Обычно они это имущество теряли, и это вполне закономерно.

Почему?

Да потому что психология наёмного работника радикально отличается от психологии владельца бизнеса. Большое имущество и необходимость им управлять - это тягость труда и бремя обязанностей, ответственность за других людей, а вовсе не одни лишь бытовые удобства и привилегии, как воображается служащему. Это необходимость жертвовать малым ради большего, сегодняшним - ради завтрашнего, при этом без гарантии результата, необходимость непрерывно лавировать, приноравливаться к меняющимся обстоятельствам… Собирался быть буржуем, а вдруг оказывается, что платить приходится всем, кроме себя, и вообще ты последний в очереди за деньгами. Обычно это оказывается шокирующим открытием. Не иначе, как происки супостатов!

35% трудящихся, сообщает Н.Пирогов, по данным каких-то опросов, желают управлять бизнесом? Это прекрасно. А не попробовать ли им для упражнения создать свой хотя бы микроскопический бизнес? А то, знаете, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Если человек сам создаёт свой бизнес с нуля, он растёт вместе со своим делом и успевает адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. А если большой имущественный комплекс и необходимость им управлять обрушивается на него вдруг, да не просто на него, а на целый трудовой коллектив, где у каждого какие-то свои соображения и никакого управленческого опыта - это почти гарантия неуспеха. Человек с психологией наёмного работника обычно ориентирован на процесс труда, а не на результат, на сиюминутную личную прибыль, а не на завтрашнюю жизнь бизнеса. Её обычно и не наступает.

РАЗРУШИТЕЛЬНИЦА-ПРИВАТИЗАЦИЯ

Вообще, приватизация - вещь вреднейшая и разрушительнейшая как для экономики, так и для психики участников. Получив задаром собственность, люди (нормальные, массовые, а не выдуманные прекраснодушными мечтателями и профессорами) практикуют две базовые стратегии: 1) высосать и выбросить и 2) держать в небрежении и запустении. Первое легко наблюдать при приватизации советской промышленности, а пример второго - наша всенародная головная боль - ЖКХ.

Всякое неосновательное обогащение - развращает и дезориентирует. В Америке часто рассказывают истории горемык, которым «повезло» выиграть в лотерею гигантские по мерке маленького человека суммы. ВСЕ везунчики плохо кончают: втравляются в нелепые авантюры, спиваются… Даже богатым наследникам имущество часто оказывается не в коня корм, они пускают по ветру отцовское богатство, а заодно и собственную жизнь. Мировая статистика свидетельствует: лишь около 30% предприятий выживают при переходе по наследству. Поэтому не так уж не правы фабианские социалисты, отрицавшие институт наследования.

Крепка и благотворна только собственность, добытая трудом владельца. Не обязательно личным - организовать работу других - дело труднейшее и почётнейшее, но труд должен быть собственным. Имущество не должно падать с неба - хоть отдельным лицам, хоть коллективам. Предпринимательский доход - это гонорар за идею и плата за риск.

Наша приватизация развратила не только тех, кто к ней оказался причастен. Она нанесла огромный удар по правосознанию народа. Уважение к собственности никогда не было в числе наших национальных добродетелей. Русский человек никогда не имел «римских понятий собственности», как выразился некогда Бердяев. Но всё-таки твоё - моё - государственное как-то различалось в сознании. Приватизация всё спутала. Если сосед получил богатство просто так - почему бы мне не исправить эту недоработку властей и не прихватить чего-нибудь? Если ему досталось даром безо всякого основания, значит, украсть у него - не грех?

Но это далеко не все последствия. В результате всех этих массовых уродств большинство простых людей просто не верит в рациональные способы обогащения. Только чудесные, колдовские! В самом деле, это было чудом: кто-то что-то вдруг получил. Был невесть кто - стал миллиардер. Отсюда, именно отсюда страстная любовь к халяве, массовое участие и потеря денег во всех этих финансовых пирамидах - всё это прямое следствие приватизации. Деньги, богатство превратились в массовом сознании в какую-то волшебную, не поддающуюся воздействию человека, силу, что-то вроде природных стихий для первобытного дикаря. Приватизация подорвала в сознании связь между трудом и богатством. Для развития экономики нужно, чтобы люди стремились к богатству. Но не просто стремились, а при этом связывали это обогащение с собственной активностью. Чтобы страна процветала, надо, чтобы миллионы верили: упорство, изобретательность, талант способны привести к деньгам. А по вере воздаётся. В этом секрет пресловутой протестантской этики.
Previous post Next post
Up