ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Jan 24, 2012 23:44

ПСИХИ И ЛУЗЕРЫ

Начать дискуссию о смысле жизни - определённая смелость со стороны «Литературной газеты»: вопрос этот относится к разряду неприличных в современном мире, не знающем никаких неприличий. Говорить о смысле жизни сегодня допускается либо в юмористическом, либо в психиатрическом ключе. А нормальный, здоровый, дееспособный, а паче того - успешный человек - такими вопросами не задаётся. Можно говорить о сексе - настолько можно, что даже скучно, можно о предпочтительной форме седалища - это сколько угодно. А о смысле жизни - ни-ни. Такова молчаливая конвенция современной цивилизации.



Вопрос о смысле жизни необычайно обострился для современного человека. При этом ему «нечем кричать и разговаривать»: всерьёз об этом говорить не принято. А раз не принято говорить - человек не осознаёт своей проблемы, не умеет её обозначить и сформулировать. Он даже и не понимает, в чём состоит его душевное неустройство

В общем, сегодня вопрос цели жизни - это вопрос либо лузеров, либо психов. Почему же он обострился и почему его не принято обсуждать «в хорошем обществе»?

ЛОВУШКА СЫТОСТИ

Почему вопрос цели жизни обострился именно в наши дни? Это довольно понятно. Вопрос о смысле жизни - это вопрос сытого человека. Человек голодный, занятый трудной борьбой за выживание, не задаёт этого вопроса. Я не слишком верю в пирамиду потребностей Маслоу: её герой - не реальный человек, а унылый филистер, вроде «экономического человека» классической политэкономии или носителя презумпций гражданского права. Но какая-то правда в этой пирамиде есть: когда под сомнением физическое существование - другие вопросы отступают. Истинный вопрос о смысле жизни возникает перед сытым человеком. И сегодня он крайне обострился - обострился ввиду сытости. Обострился во всех странах, достигших массовой обеспеченности и базового довольства простых людей.

В развитых странах это произошло примерно в 60-х годах ХХ века. И тут же повалили проблемы. Люди массовым порядком почувствовали себя несчастными. У них появился житейский комфорт, стало больше свободного времени - живи вроде и радуйся. Но радости как-то не получилось. Именно тогда в обиход западного общества вошли наркотики - с чего бы вдруг? Зачем человеку, живущему в ладу с собой и миром, чья жизнь осмысленна, - искусственное счастье? Значит это только одно: отсутствие счастья естественного. И то сказать, какое счастье, когда жизнь бессмысленна? Хиппи, дети-цветы и все их дальнейшие клоны задавали вполне законный вопрос: зачем? Зачем добиваться буржуазного успеха, делать карьеру, «интегрироваться в систему», как они выражались? Когда-то в 90-е годы я была знакома с престарелым итальянским хиппи, который в конце концов всё-таки «интегрировался» и проживал на момент нашего знакомства вполне по-буржуазному в симпатичной вилле в предгорье Альп. Он мне рассказывал о своих тогдашних мыслях и сомнениях. Всё тогда было очень обострено.

Сытость настигла простого человека, прямо сказать, в неподходящий момент. От традиционных религий он к этому времени практически совсем отпал, а новой религии не нашёл. В коммунистической квази-религии тоже к тому времени массово разочаровались.

Проницательные люди ещё в позапрошлом веке предрекали это обострение.
Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?». Смысл жизни ему подавай.

ГЛОБАЛЬНЫЙ БИЗНЕС ИДЁТ НА ПЕРЕХВАТ

Вопрос этот был перехвачен. Перехвачен глобальным бизнесом, который нашёл ответ на все недоумения. Глобальный бизнес создал и успешно внедрил в сознание растерянного человека религию радикального гедонизма. Правильнее, наверное, назвать её идеологией: помесь философии с религией, предназначенная для массового употребления. В настоящее время это является современной практической религией. Её символ веры: «Бери от жизни всё».

Вероучение радикального гедонизма даёт ясный, полный и недвусмысленный ответ на вопрос о цели человеческого существования. Цель - получить как можно больше усладительных впечатлений. Непрерывно наслаждаться - не только право, но и обязанность современного человека.

Традиционные религии только и знали, что «грузили» человека долгами и обязанностями. По заветам новой религии, кроме обязанности наслаждаться у человека нет никаких обязанностей, ему списаны все долги. Принимая любое решение, он должен задать себе один-единственный вопрос: «Это меня радует?» И тут же начинать напряжённо вглядеться-вслушаться в себя: так радует или не радует?

Жизнь полная скучных обязанностей, будничных необходимостей и стеснительных ограничений, какая она была совсем недавно, вдруг превратилась в сияющий карнавал новых возможностей и впечатлений. Хочу выхожу замуж, а хочу и нет. Хочу рожаю детей и вожусь с сопливыми, а хочу - стану чайлд-фри. Хочу учусь, потому что мне это по приколу - хочу не учусь, потому что я демотивировалась. Хочу работаю - а хочу сижу на «социале».

Разумеется, глобальный бизнес действовал строго в своих интересах. Он сам попал в затруднительное положение, из которого, надо признать, с блеском, вывернулся.

Затруднение (или, по советской терминологии, «очередной этап общего кризиса капитализма») состояло вот в чём.

В этот самый период было исчерпано пространство для экспансии. А бизнес не может жить без расширения - это имманентное свойство капитализма. А куда расширяться? Нормальные, разумные потребности людей были в основном удовлетворены, их платежеспособный спрос исчерпан. Рынки сбыта могли расти только с ростом населения, которое в этот период как назло почти перестало расти.

И капитализм нашёл пространство для экспансии не за морем, не на Луне.

Он нашёл его в душах людей.

Бизнес уже не просто удовлетворял потребности, как это было всегда - он активно создавал их, чтобы затем триумфально удовлетворить. Именно в этот период поднял голову маркетинг - учение о том, как впарить ненужное и излишнее. Почему маркетинга не было, положим, в 19-м веке? Потому что тогда удовлетворялись истинные потребности, а теперь стали удовлетворяться ложные. Маркетологи гордятся: мы не удовлетворяем потребности - мы создаём их. Так оно и есть. Сотовые операторы создали потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтические корпорации - непрерывно глотать таблетки, производители одежды - менять её каждый сезон. Моя тренерша в фитнес центре с восхищением рассказывала о своей чрезвычайно успешной клиентке: та строго ежедневно покупает новую кофточку. Вряд ли бедную жертву массовой культуры это сильно развлекает, но религия на то и религия, чтобы её предписаниям следовали, не рассуждая: надо - значит надо.

Известный философ А.Зиновьев верно сказал, что идеал человека потребительского общества - это труба, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Во в этом и состоит цель жизни человека согласно современной обиходной философии. А нужно это современному капитализму, производящему все эти горы барахла, которые надо куда-то девать.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - САМА ЖИЗНЬ

При этом спрашивать о цели жизни, о какой-то глобальной и всеобщей цели жизни - нельзя, неприлично. Нету никакой цели. Цель жизни - сама жизнь, - учит современная расхожая философия. Следует смаковать каждое мгновение, не забывая окружать себя милыми пустяками - или не пустяками, у кого на что денег хватит. В любом случае следует придавать самодовлеющее значение всему, что тебя окружает. Совсем не безразлично, какой ручкой писать, в какой подгузник писать, в какой кастрюле варить суп, в каком ведре выносить мусор. То, что в прошлых поколениях было неважным пустяком (моя бабушка говорила, что о бытовых пустяках много думают только те, кому больше подумать не о чем), так вот вдруг эти самые пустяки превратились в важное и главное. И по-другому быть не может, если целью жизни является сама жизнь.

Конечно, тут присутствует логическая нелепость: как может быть целью чего-то - оно самое? Но кто сегодня обращает внимание на такие пустяки: у нас же не средневековая схоластическая дискуссия, в конце концов.

Жить надлежит в отрезке сегодняшнего дня, - учит современная жизненная философия. Всё несчастья от того, что некоторые неправильные граждане живут в прошлом или в будущем, а надо - строго в настоящем. Называется эта мудрость «жить здесь и сейчас».

Получила необычайное распространение фраза из «Унесённых ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Это правильно: всё неприятное надо откладывать на завтра, а сегодня порадовать себя… ну хоть шоколадкой. Кстати, я как-то встретила брошюрку, излагающую современную житейскую философию; она так и называлась «Шоколадка для души».

«МИГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

Философия радикального гедонизма лишает людей будущего, отнимая заодно и прошлое. Жить предписывается «в отрезке сегодняшнего дня», не размышляя о будущем и не жалея о прошлом. Того и другого как бы нет. А вот курсы и тренинги, где обучают такому именно жизнеощущению, напротив, есть, и в немалом, притом возрастающем, числе.

Автор статьи в ЛГ рассказывает об исследовании сочинений школьников, которое показало, что дети не видят будущего. Это свидетельствует о том, что они вполне усвоили современную философию: живи сегодня. Зачем им заморачиваться каким-то там прошлым (скорее всего, совковым и отнюдь не гламурным) или перегружать голову, размышляя о неведомом будущем, когда на свете есть столько важного, нужного и прикольного: новые тарифные планы, ошеломляющие скидки, подарки от фирм, горящие путёвки в экзотические страны.

Такое жизнеощущение требуется глобальному бизнесу. Такой человек ему нужен для его гешефтов. И именно он, глобальный бизнес, что бы там ни лепетали про гражданское общество и общественное мнение, является заказчиком образования, воспитания, СМИ.

Именно по его заказу масскульт, СМИ и наробраз общими усилиями построили тот виртуальный остров дураков, на котором мы все сегодня дружно проживаем. (Если кто не помнит, это из «Незнайки на Луне»: там был остров, куда свозили бродяг, которых там непрерывно развлекали и услаждали, и постепенно они превращались в баранчиков для стрижки. Мне кажется, в этой сатире Носов поднялся до свифтовской высоты). Всё ровно так и происходит в нашей жизни. Министр Фурсенко в неизбывной простоте своей проболтался: целью образования является воспитание грамотных потребителей. Вот и я о том же.

И философской основой этого образования и воспитания является философия радикального гедонизма. Ну, примерно как в старые годы марксизм-ленинизм для советской школы.

КАЖДОМУ - СВОЁ?

Говорить о каком-то общем смысле жизни, едином для всех, сегодня нельзя. Неприлично, нетактично, неполиткорректно. Что значит: единый для всех? У нас плюрализм и толерантность, а не совок и тоталитаризм.

Принято считать, что у каждого своя цель жизни, каждая цель достойна и почётна, оценивать эти цели нельзя, это покушение на свободу. Художник из «Дома с мезонином» говорил: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и мы все, сообща, миром искали бы правды и смысла жизни, и - я уверен в этом - правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего, страха смерти, и даже от самой смерти».

Вот этого глобальному бизнесу не нужно! Каждый должен быть сам по себе. Тогда с ним легче управляться. Вот почему насаждается философия предельного индивидуализма и эгоизма. Ты - один на свете такой прекрасный, ты - яркая индивидуальность, люби себя таким, как ты есть. Да за такие слова - что угодно купишь! Так формируются стада неотличимых друг от друга ярких индивидуальностей, для которых шопинг - лучший допинг. Эгоист - это уже не ругательство, как было когда-то - это высшая похвала. Журнал даже такой выпускался, так и назывался - «Эгоист» - для гламурных и продвинутых; может, и сейчас есть.

То, что сегодня объявляется целями жизней, свободно выбранных вот этими самыми яркими индивидуальностями - это на самом деле задачи жизни. Это вовсе не цель жизни, а её средства. Деньги зарабатывать надо, но считать заработок денег, даже очень больших, целью жизни может только тот, кто больших денег сроду в руках не держал. (Впрочем, чтобы это понять, их надо заработать).

Должен быть единый смысл жизни. Он всегда религиозный. Иного быть не может. Потому что нерелигиозный смысл - это не смысл жизни, а её текущие задачи. Не может быть смыслом жизни опрятное подметание улиц или бесперебойное снабжение клиентов свежими овощами. Это вроде миссии, которые сегодня сочиняют фирмы. Написала и подумалось, что эти дурацкие миссии - это тоже суррогат смысла жизни, попытка заткнуть духовную пустоту современного человека. Вот и получается цель - доброкачественное обслуживание клиентов услугами химчистки. Всё это надо делать! И делать хорошо. Это не смысл, это задачи жизни, и их надо научиться правильно решать. Практично и решительно.

Я совершенно не считаю задачи жизни не достойными внимания и интереса. Напротив, их надо уметь ставить и решать - на всех уровнях: от семьи до государства. И не размазывать, не превращать вполне конкретную практическую задачу во что-то вечное и нерешаемое, вроде обломовского плана перестройки имения или нашей реформы ЖКХ.

Критерий отличия цели и задачи чрезвычайно прост. Задача отвечает на вопрос: что и как? А цель отвечает на вопрос: зачем? Задачи, сколь бы велики они ни были, относятся к средствам жизни, а не к цели. Цель обращена к вечности. А задачи, наоборот, надо научиться ставить и конструктивно решать в разумные сроки, не размазывая по-обломовски на годы и годы.

Но вот что интересно. Ставить задачи в отсутствии Цели - очень трудно. Всё оказывается равным всему. Никакой вектор движения не предпочтителен. Собственно, сегодня так и есть. Вот говорят: «Он - успешный». А в чём он преуспел? Это неважно. Главное, что он продвинулся в своём направлении. И это логически совершенно правильное рассуждение. Если нет цели - каждое направление равноценно. Успешная многодетная мать равна успешной кокотке, успешный учёный - успешному биржевому маклеру, замечательный писатель - изготовителю глазной жвачки.

Но всё-таки ставить и решать задачи - вещь вполне возможная и достижимая. И этому можно и нужно учиться. К сожалению, в наших людях много обломовщины, мы вполне практическое дело длительными размышлениями, сомнениями и пустопорожними обсуждениями доводим до чего-то глобально-недостижимого. А всего и дела-то - наметить план, сроки, ответственных, выделить потребные ресурсы и приступить к делу. В нашей компании мы даже семинары проводим по постановке личных задач и достижению целей. Учимся правильно формулировать цель, записывать её, настраивать сознание на достижение, разбивать на этапы, планировать действия на каждом этапе… Если люди работают в энтузиазмом и верой - всё получается. Помню пожилую женщину, которой очень была нужна квартира. И она твердо решила на неё заработать. Она распланировала свою работу, рассчитала, сколько продаж она должна делать ежедневно - и принялась за дело, соревнуясь с самой собой. Она нарисовала схему своей будущей квартиры и постепенно закрашивала фломастером ту часть, на которую она уже накопила деньги. Эта схема, изрядно потрёпанная, всегда была у неё в кошельке. И квартиру она купила! Даже немного раньше запланированного срока. Когда она показала мне фотографии своих хором - я была просто счастлива вместе с нею. Она достигла результата, и это прекрасно! Но истинные проблемы цели начинаются тогда, когда достигнуты результаты.

ОДНА НА ВСЕХ

На самом деле истинная цель жизни едина для всех и она непременно должна лежать за пределами самой жизни. Она принципиально не может быть достигнута в пределах конечной человеческой жизни. Она выше и ценнее самой жизни, именно поэтому за неё можно пожертвовать и самой жизнью. Истинный смысл жизни может быть только религиозный. Это всегда предмет веры. Цель жизни всегда обращена к бесконечному, к недостижимому, к вечному. Но именно наличие такой цели делает осмысленными ежедневные практические дела, «жизни мышью беготню». Цель - это путеводная звезда человеческой жизни. Никто не дойдёт до звезды, да и не нужно этого - звезда указывает путь и не даёт сбиться с дороги.

Иными словами, цель жизни - понятие религиозное.

Очевидно, что цель жизни, понимаемая таким образом, должна передаваться детям в процессе воспитания и образования. Надеяться, что каждый ребёнок и подросток сформирует её для себя, не более реалистично, чем полагать, что каждый изобретёт для себя грамматику или, наблюдая природу, сам выведет законы физики и химии.

Но вот неприятность-то в том и состоит, что передавать особо нечего. Да что там - просто нечего. Сегодня человеческая жизнь радикально бессмысленна. От традиционных религий современный человек отпал, в новых религиях типа коммунизма - разочаровался.

Светская религия коммунизма - царства божьего на земле, которое будет построено в будущем - давала мощный драйв своим адептам. Традиционному религиозному человеку было понятно, какая у жизни цель: спастись. Человеку коммунистической религиозности тоже было понятно: бороться за победу коммунизма на всём земном шаре. Рай для него - это будущее, за которое надлежало бороться, для которого трудиться. Неверно, что советское общество было атеистическим - это либо чрезвычайно поверхностный, либо ангажированный взгляд. Оно было весьма религиозным. Оно было сильно постольку, поскольку было религиозно. Оно слабело, теряя религиозность. И развалилось, когда окончательно потеряло. Это правильно понимал Луначарский, который говорил, что социалист по накалу веры религиознее «старорелигиозного» (как он выражался) человека. Борьба коммунистической партии с религией - это была не борьба с религией - это была борьба религий.

Я была знакома с несколькими истинноверующими коммунистической религии - это, например, моя бабушка-учительница и мой свёкор - инженер ВПК. Бабушка пребывала всегда в замечательном расположении духа: она была уверена, что делает важнейшее дело на свете - воспитывает новое поколение советских людей, которые приблизят коммунизм. А свёкор мой попросту умер вместе со смертью того ВПК, которому он посвятил свою жизнь. Но эти человеческие типы уже в моё время ощущались как «уходящая натура». В своём поколении я таких людей не встречала.

Сейчас, по моим ощущениям, идёт подспудный религиозный поиск. Иногда он выплёскивается на поверхность в лице пророков и лжепророков, разного рода вероучений, включая и самые мракобесные и экзотические. Многие психологи, так называемые «коучи», организаторы тренингов явно замахиваются на то, чтобы стать гуру новой веры, но это, на мой взгляд, лишь дальние-дальние подступы к новой религии. Возможно, возникнет не совершенно новая религия, а обновлённая версия старой.

Религиозный поиск будет тем интенсивнее, чем скорее приближается современная цивилизация к своему тупику, который мы все, старательно пряча голову под крыло, называем финансовым кризисом.

Какой будет эта новая религия - знать нам не дано. Вполне вероятно, что это будет синтез традиционных религий и светской религии коммунизма как царства божьего на земле. Коммунизм провалился, - скажете вы? Да, первая попытка оказалась неудачной, но это не значит, что невозможны другие. Даже и в технике идея проходит длинный путь до удачного воплощения. Авиация прошла немалый путь, пока люди всего лишь поняли, что надо создавать аппарат тяжелее воздуха. А что было бы , остановись они при первых неудачах? В любом большом учении есть нечто полезное и ценное.

Как будет выглядеть церковь этой новой религии? Мне кажется, что будет соединена политическая и духовная власть. Вернее, земная власть будет устроена на началах религиозных. Человек наконец обретёт утерянную целостность и цель. Только вот не надо шарахаться от такого предположения, как сельская кляча от трамвая. Да, так было в тоталитарных режимах, начиная от древнегреческой демократии. Ну и что?

Соединение государства и церкви для нас, русских, как раз довольно органично. Если внимательно приглядеться к нашему отношению к государству (что проявляется в разговорах, повседневной жизни, писаниях в интернете), то откроется много интересного. Мы воспринимаем государство и подсознательно ждём от него гораздо большего, чем западные люди.

В нашем отношении много детского, вернее подросткового. Наше отношение к государству похоже на отношение подростка к родителям: сплав «отстань от меня» с «помоги» и «укажи дорогу». Сейчас, в связи с выборами, самодеятельные писатели в интернете много пишут про Путина и других больших начальников и политиков. Ругают на чём свет стоит: всякие там «лилиПуты», «Медвепуты» так и мелькают. И в этой страшной ругани явно сквозит взыскание совершенства, тоска прямо религиозная. Прямо-таки неземного совершенства требуем мы от этой самой власти. Чтоб была эта власть не «наёмным менеджером», а высшим руководителем всей жизни во всех её проявлениях. Это наше, русское - стремление к высшему и всеобщему.

Надеюсь, никто не понял меня так, что я предлагаю бюрократически что-то с чем-то слить и объединить. Такое положение, если и сложится когда-нибудь, то сложится естественно и стихийно, что-то вроде того, как складываются «спонтанные порядки» Хайека или броделевские «структуры повседневности». В жизни народа вообще много природно-бессознательного, на грани социологии и физиологии. Именно поэтому очень редко удаётся заимствование политических форм одних народов у других.

«Народ не властен в своих учреждениях», - говорил дедушка социальной психологии Густав Лебон. Мы, русские, склонны искать в государстве, в царе, высшей, в том числе и религиозной правды. Возможно, мы её найдём когда-нибудь. Не зря же мы вернули древнего византийского орла, чья двуглавость и означает соединение светской и духовной власти в одном теле. Есть, над чем задуматься, верно?

Сегодня маленький человек, брошенный и беззащитный на ветру жизни, манипулируется глобальным бизнесом.
Его пытаются превратить в клиента песочницы, в 6-летнего ребёнка. Ребёнку смысл не нужен, у него есть естественный запас счастья: есть мама, папа, прилетела синичка, купили мороженое.
Современные люди - брошенные дети. Выгнанные на улицу. Беспризорники. В России после развала СССР вдвойне беспризорники. Их выгнали на улицу и сказали: «Делай что хочешь и думай, что в голову взбредёт». Первое называется либерализм, а второе - плюрализм. Кем может стать 12-летний ребёнок выгнанный на улицу? В качестве дивного исключения - может процвесть. Но в типичном, среднем случае стать уличным воришкой, малолетней проституткой. А что он может надумать? А вот то и может, что составляет в настоящее время обиходную философию: Наслаждайся! Бери от жизни всё!

Вот они и берут…
Previous post Next post
Up