НЕДВИЖИМОСТЬ, НАЛОГИ И СТАРУШКИ

Jan 28, 2012 23:18

Гуляла с собакой по нашему посёлку. Суббота, а народа почти нет: холод. Дивный яркий день, давно не помню такого красивого - морозного, снежного - января. Люблю красивую зиму, солнечную и хрусткую: может, оттого, что я родилась в это время. Кажется, такая погода бывала только в детстве, а потом - всё к либо сопливая, либо морозно-бесснежная. И вот - включили настоящую зиму. Шла и вспоминала, как мы в детстве прокапывали ходы в снежных горах по краям дорожек. Сегодня дети в снегу не копаются, да и вообще они гораздо меньше гуляют.

По правде сказать, собиралась я прокатиться по лесу на лыжах, да не решалась: мёрзнут руки.

Зашла в ту часть посёлка, где давно не бывала. Как давно? Ну, с лета, наверное. Хоть и холода, а стройка идёт. Помню, в моё детство было принято умиляться: Москва - большая стройка, наш посёлок тоже строится. Даже в сочинениях в начальной школе что-то подобное писали. Так вот свидетельствую: появился новый основательный дом, квадратов на тысячу. На третьем этаже окошки узенькие, подозрительные, вроде бойниц. Какие на первых двух - не видно из-за высоченного кирпичного забора. Забор теперь уж не такой, как на первых новорусских особняках 90-х годов. Тогда были красно-кирпичные, у нас осталась от тех времён целая улица из красных заборов. Раньше, когда шла, казалось, что идёшь по кирпичному коридору. Но потом заборы обросли зеленью и перестали быть похожими коридор. А вот заборы нового поколения теперь делают оштукатуренными под цвет дома. Вообще, сегодня штукатурка моднее, чем облицовочный кирпич.

В течение последних двадцати лет в нашем посёлке сменилось несколько архитектурных мод: в начале 90-х возводились здоровенные сундуки из красного кирпича. Тогда красный кирпич был знаком жизненной удачи, вроде как «джип-широкий». Мне тоже нравился красный кирпич; признаюсь, он мне и сейчас нравится. Впрочем, в те времена некоторые предпочитали бежевый кирпич, из которого при советской власти строили цековски-совминовские дома, казавшиеся тогда недосягаемо-элитными. Бежевый кирпич для некоторых обитателей нашего посёлка стал знаком социального реванша. Им не удалось протыриться в цековский дом, так они возвели особняк из этого самого бежевого кирпича и доказали (себе, в первую очередь), что они ничем не хуже тех, которые протырились.

Вообще, по дому можно многое сказать об его обитателях, недаром в толковании сновидений дом - это метафора самого человека. Есть даже такой старинный психологический тест: человека просят нарисовать домик - как может, не задумываясь. И по рисунку можно многое рассказать о пациенте. А уж по реальному дому - и того больше. Недаром классики реализма очень любили и умели описывать жильё своих героев: дом Собакевича, квартира Обломова…

Сегодня в нашем посёлке в моде дома в том стиле, который у нас в России назывался «модерн», а во Франции art nouveau - новое, богатое, затейливо изукрашенное - просто Шехтель отдыхает. Сегодня по телевизору краем глаза видела какие-то халупы, в которых живут обитатели рухнувшего по ветхости общежития. М-да, контрасты впечатляющие… Но вместе с тем, богатый и красивый дом, независимо от того, кто в нём живёт и на какие «шиши» он построен, представляет собой определённую ценность. Не чисто денежную. Недаром же архитектуру называют второй природой: красивые строения - это часть пейзажа, на них не менее приятно смотреть, чем на дубы или берёзы. Вороватые чиновники приходят и уходят, а красивые дома - остаются. А халупы - они и есть халупы… Так что к богатым домам у меня отношение двойственное: с одной стороны, они возмущают роскошью среди нищеты, в другой - это несомненная культурная ценность. Если они, конечно, по-настоящему красивые.

Но я, собственно, не о том.

Дом, жильё - это наиболее адекватный показатель благосостояния человека. Кто-то может пустить пыль в глаза и справить дорогой прикид. Ну, даже машину купить дороже того уровня, который тебе положен по твоим доходам. Но дом - не построишь. Дом выражает твой истинный уровень. Точно так же верно и обратное. Богач может ходить в драноватых джинсах, но его жильё говорит о нём правду. Наши люди обычно приобретают жильё на верхнем пределе своих материальных возможностей. Дома наших богатых людей гораздо просторнее и шикарнее европейских: у них метров 200, а у нас - меньше 300 вообще и затеваться, считается, нечего. А приподнялся человек - и полторы тысячи замахивается. Наверное, тяготеет над ним общага, хрущёвка, коммуналка, изба с удобствами на дворе, из которых прибыл богач в своё гламурное сегодня.

Что же из этого следует?

Простейшая вещь. Если государство хочет собрать налоги - надо собирать их с жилья. Основная налоговая нагрузка на физических лиц должна быть перенесена на жильё. Кто там что заработал - поди знай, а дом вот он, пожалуйста.

Издавна люди задумывались о том, как привязать налог к чему-то зримому и бесспорному. Бывали налоги на трубы, на ворота. Кажется смешно, а на самом деле - мудро. Смешно как раз обратное: облагать налогами сказки, которые граждане сами о себе рассказывают. А вот именно так и происходит у нас сегодня. Я говорю совсем не только о вороватых чиновниках, а вообще обо всех - от служащих до предпринимателей.

Как привязать налог к жилью? Да элементарно.

Шаг первый. Сделать тотальную опись всех домов. Собственно, многоквартирные-то дома и так описаны и известны. Не зарегистрированы очень часто особняки, притом наиболее шикарные. На их месте - по документам - стоит дачка-развалюшка или старушачья избушка. Возможно, старушка и числится в хозяйках особняка. Любопытно, что зарегистрировать дом сегодня - дело не простое и дорогостоящее. Есть какие-то частные конторы, которые оказывают в том содействие, они, естественно, берут деньги за свои услуги. Отчасти по причине канители многие дома, построенные годы и годы назад, стоят незарегистрированными.

А сделать надо простейшую вещь. И строго обратную тому, что происходит.

Надо немедленно и за казённый счёт (или символическую плату) выправить документы на ВСЕ дома. У вас нет чертежей? Вы их потеряли? Прекрасно, мы едем к вам, мы сделаем обмеры заново. Наши сотрудники придут к вам в любое удобное вам время: днём, ночью, в воскресенье.

А дальше дом и участок облагаются реальным налогом, привязанным к реальной рыночной стоимости. Вы утверждаете, что стоимость гораздо ниже. Тогда администрация оставляет за собой право выкупить дом по этой низкой стоимости. При этом налог должен взиматься именно с жилья, независимо от того, кто там прописан, проживает и т.п. Прописана бедная пенсионерка - пускай она (или тот, кто за ней стоит) и платит. Нет денег - через полгода имущество переходит в собственность государства.

Ровно то же самое и с квартирами. Всё квартиры ( именно квартиры - не люди) облагаются большим, очень значительным налогом, прочно связанным с рыночной ценой. Тогда, кстати, и рыночные цены упадут, потому что много, очень много квартир будет разом выставлено на продажу.

Произойдёт то, о чём давно и бесплодно мечтают: богатый будет платить больше, чем бедный. Примерно во столько раз, во сколько он богаче. Это ли не пресловутая социальная справедливость!

Кто пострадает? Ну, на самом деле, вороватые чиновники и вообще богатеи, накопившие инвестиционных квартир и имеющие особо дорогое жильё. (Недавно промелькнуло сообщение, что, по данным риэлторов, московские квартиры стоимостью в несколько миллионов долларов покупаются почти исключительно чиновниками). Трудовая буржуазия, конечно, тоже слегка раскошелится, но меньше, т.к. они чаще вкладывают свободные деньги в свой бизнес. В недвижимость всё-таки больше вкладывает буржуазия паразитарная (разного происхождения), т.е. рантье, в т.ч. снимающая ренту с казённой службы.

Именно они будут старательно переводить стрелки на бедных старушек. Вообще, бедная старушка - лучший друг демагога. Я бы поставила ей памятник работы Церетели прямо во дворе Думы.

Хитрые и богатые будут непременно ныть от имени этих злополучных старушек: как же так, если божий одуванчик живёт одиноко в «трёшке» на Кутузовском или на Арбате - что же ей теперь съезжать оттуда в «однушку» в Алтуфьеве? Ответ: да, съезжать. Надо позаботиться, чтобы этот процесс был организованным и как можно менее травматичным: продажа квартиры, покупка новой, переезд. Всё это вполне организуемо и при правильном подходе будет на пользу и самой старушке: она получит кучу денег и достойно доживёт свой век. Но ей, конечно, надо помочь, потому что старушки боятся жуликов, грабителей, воров, они насмотрелись и наслушались зловещих историй из телевизора… Она хочет передать свои хоромы внукам? Ну, это меняет дело. Тогда пускай внуки и платят налог. Кстати, они же и подумают, нужна им такая дорогая квартира или нет.

Это несправедливо? А что тут несправедливого? Пока ещё мы не живём при полном коммунизме или в царстве божьем на земле - верно? Мы, как известно, живём в мире экономических сущностей, где все блага имеют стоимостное выражение - не так ли? В этом мире довольно странно, что бедный человек владеет дорогой недвижимостью. Так не должно быть - в холодном мире чистогана. И вообще-то такого нет - в тех самых странах, которые наши отечественные демагоги любят называть «цивилизованными».

Я предлагаю обездолить старушек? Отнюдь! Я предлагаю эффективно и просто собрать налоги и помочь старушкам. А налог на недвижимость - самый простой и древний.

Вот у нас в посёлке - что происходит. Часть посёлка - это древние элитные дачи. Многие участки проданы, и не по разу. А на некоторых по-прежнему стоят дачки-развалюшки. Владельцы не продают их - так, на всякий случай. И не заменяют современными домами: на это у них нет денег. Рядом со мной два таких участка. Вот такие дачки, конечно, были бы немедленно проданы, появись у нас существенный налог на недвижимость. Ну и что в этом плохого? За те деньги, которые можно выручить за эти участки, граждане бы купили себе дачку подальше от Москвы - и жили бы припеваючи, если им, в самом деле, нужна дача. Сегодня они не продают отчасти ради воспоминаний о босоногом детстве, о покойных родителях… То есть держит их то, что по-английски называется sentimental value. Понять их можно, земля это не квартира, к земле человек привязывается, но что поделаешь: чьи-то чувства придётся затронуть…

Но главные пострадавшие в этом случае всё равно будут не старушки, а обладатели инвестиционной и элитной недвижимости. Вот это и есть главная старушка.

И против неё и её интересов Путин не пойдёт, как не шёл по-настоящему никогда. Тут нужен человек с самоощущением Богом данного царя. Наёмный менеджер, получивший свой мандат от этих же влиятельных «старушек», - с такой задачей не справится. Он даже и не подступится к этой задаче. А жаль… Дело-то нужное. И простое.
Previous post Next post
Up