Кто-то сказал, что революция - это самый варварский способ прогресса. А у меня в связи с этим вопрос: а бывает, что и революция есть, и варварство налицо, а прогресса нет, а есть совершенно обратное - погружение в бедность, дикость и отсталость. При этом народ - тот самый народ - носитель государственного суверенитета, чьим именем принято клясться, - не щадя сил и даже местами здоровья, настоятельно требует швыдче идти по этому самому шляху, который ведёт не вперёд, а назад? То есть не к лучшему и передовому положению, а к бедности и отсталости. Одним словом, бывают революции - реакционные? Вот что меня интересует.
Сдаётся мне, что - бывают. И вот на Украине именно такая сейчас и происходит. А до того была в Киргизии. А ещё до того - у нас в СССР. Развал СССР и был одной из таких реакционных революций. Теперь вот - в Киеве. Мне не хочется рассуждать, чем всё это закончится: предсказателей и без меня много. Мне интересен принцип. Народ в едином порыве требует: «Дайте мне быть отсталым и второсортным! Хочу на задворки Европы, в услужение к западным господам!»
Поразительно, что опыт-то вроде есть. Бывших братских республик.
Помню, как-то вечером мы с дочкой прогуливали собаку и встретили сравнительно молодую женщину, которая заблудилась и не могла попасть на шоссе. Мы довели её до дороги, и она нам рассказала свою историю. Она - молдаванка, приехала в наш посёлок поискать работы няньки, домработницы, всё равно кого, но место, которое ей кто-то указал, оказалось уже занятым. По профессии она - учительница, но вот ищет хоть какую-то работу здесь. Живёт на птичьих правах с такими же горемыками в какой-то комнате, которую придётся скоро освобождать. Устроиться на работу нужно как можно скорее, т.к. дома ждёт семья, где она - кормилец. Дочка, помню, была впечатлена: как тяжело, оказывается, жить не в своём доме, даже не в своей стране. Эмиграция - это всегда несчастье, как бы ни хорохорились горемыки. Особенно тяжела трудовая эмиграция - эмиграция из бедной страны в богатую, когда непременно понижается статус, социальный уровень, ты попадаешь в окружение таких же горемык, как ты сам. И вырваться из этого круга - ох как нелегко.
Мне памятен какой-то старинный перевод из Данте на эту тему: «Ты будешь к хлебу привыкать чужому,/ Узнаешь ты, как горек он и солон,/Как лестница крута к чужому дому». Я не нашла, кому принадлежит этот заблудившийся в моей голове текст. Лозинский, классик перевода, кстати, перевёл гораздо хуже: «Ты будешь знать, как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням.” (Оригинал на всякий случай для тех, кто может оценить: Tu proverai sì come sa di sale
Lo pane altruì, e com' è duro calle
Lo scendere e 'l salir per l' altrui scale).
Впрочем, отставим филологические изыски.
В Прибалтике нормальный жизненный путь молодого человека - эмиграция. Чаще всего в Британию, Ирландию. На моей памяти они заместили собой всех работников фабрики по выделке резиновых ковриков в Дублине, на которой мы их когда-то закупали. И то сказать, работа грязная, вонючая, вероятно, вредная, абсолютно неквалифицированная. Как раз для трудовых иммигрантов. Любопытно, что эти ребята в большинстве с высшим образованием, на что-то, видимо, рассчитывали… А теперь они строители, водители, формовщики ковриков. Это ещё если повезёт. Каждый труд, конечно, почётен, но лучше бы прикладывать его к обустройству своей страны, где твои предки, память, где ты, в конце концов, полновесный гражданин.
А дОма… дОма разруха? Нет, у этих ребят-прибалтов не разруха - угасание. Опрятное угасание ( в Прибалтике искони опрятно). А как по-другому-то быть может, если хозяйственная деятельность сворачивается, а молодёжь уезжает? Всё это я наблюдала пару лет назад в Литве.
Так какого ещё единения с Европой хотят наши украинские братья и сёстры? Вот такого? Надо думать, именно такого. Воображают, что у них будет как-то по-другому? Вряд ли они всерьёз думают, что будет по-другому. Они, конечно, воображают, что им удастся свободно ездить в Евросоюз работать уборщицами и мусорщиками, но этого как раз не будет, и, может, и к лучшему, что не будет.
Что будет? Немедленно загнутся остатки украинской промышленности. Что-то не выдержит конкуренции, что-то закроется ввиду несоответствия нормам ISO или ещё каким-нибудь нормам. Для этого Украина и нужна Евросоюзу - как рынок сбыта. Конкуренция ему не нужна. В результате народ, и без того бедноватый, обеднеет ещё больше. «А нехай она сгинет, та промышленность!» - машет рукой нормальный, средний и даже по виду вменяемый гражданин братской Украины. То есть давайте на этом месте остановимся и ещё раз осмыслим: он, гражданин, хочет, чтобы его страна полностью превратилась в убогую колонию Запада. Он полагает, что ТАК будет лучше. Он хочет быть убогим и второсортным, он готов. «Придите и володейте нами».
Вероятно, у народа, как у отдельного человека, есть периоды духовного и соответственно трудового и боевого подъёма, когда «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», и периоды упадка духа, разложения и деморализации, когда хочется упасть мордой в грязь и не шевелиться. Куда уж нам, убогим? Нам бы как-нибудь…
Вот в такие моменты и происходят реакционные революции. Они переводят жизнь народа на более низкую орбиту. Промышленный, образованный, высокоразвитый, самостоятельный народ превращается в народ второсортный. Потому что народ, не имеющий собственной промышленности, обречён на то, чтобы быть батраком и бедняком в кругу народов. И - что интересно - в какой-то исторический момент народ этого может ЗАХОТЕТЬ. Сегодня на киевских баррикадах, сработанных из новогодней ёлки, революционеры сражаются за своё священное право - упасть мордой в грязь. Чтоб никто не смел тащить вверх и навязывать развитие. Руки прочь от самостийной Украины!
Народ заморочили сладкоголосые зазывалы из ЕС? Да, это есть. Но тут есть и другое. Есть какой-то духовный СПИД - полное отсутствие иммунитета от заграницы. В состоянии упадка духа народ, целый народ, поверил и верит в несообразное: что Запад - его друг. Что он хочет ему, слабому и бестолковому, бескорыстно помочь. То есть Запад не обобрать его желает, не воспользоваться, а напротив - развить и обогатить. То есть что ему, украинскому народу, бесплатно и бескорыстно невесть почему дадут некие блага - вроде как родители детям. Помогут встать на ноги, протянут дружескую руку.
Это не просто далеко от реальности - это противоположно реальности. В международных отношениях, как и в бизнесе, вообще нет понятия дружбы: там каждый за себя. А уж Западные страны - тем более. Но наши украинские братья - верят. В западных доброхотов, в дармовые пироги и пышки.
Мне кажется, в коллективном бессознательном и русского, и украинского народа живёт обломовская мечта о друге-немце, эдаком коллективном Штольце, который придёт и бескорыстно займётся ТВОИМИ делами. Будет разгребать и разруливать, может, денег ссудит без отдачи… А ты будешь сидеть и ждать, когда твои дела магическим образом наладятся. Бацилла этой болезни духа в скрытом виде всегда сидела в народном организме, но в моменты слабости и духовного упадка болезнь приобретает клиническую форму. И очень разрушительную. Как сегодня на Майдане.
Народ так хочет? Надо уважать выбор народа? Народ всегда прав?
На самом деле, всё не так элементарно, как в ходовых прописях, трактующих вопросы вольности и прав. События на Украине показывают, насколько далеко может расходиться воля народа, его желание и волеизъявление и - того же самого народа БЛАГО. Мне уже доводилось года два назад написать серию постов на эту тему. Вот они:
http://domestic-lynx.livejournal.com/42040.htmlhttp://domestic-lynx.livejournal.com/42396.htmlhttp://domestic-lynx.livejournal.com/42656.htmlСегодняшние события показывают, что народ, как и человек, может опуститься и деморализоваться, потерять веру в себя и утратить верный путь. И его желание может быть так же далеко от его истинного блага, как искреннее и свободное волеизъявление вполне крепкого парняги, встреченного мною недавно на рынке, пристроиться охранником на кладбище и больше никогда ничем не заморачиваться. Он этого хочет, но наши хотелки - далеко не всегда суть наше благо.
А как же священные, неотъемлемые права человека? К сожалению, среди них есть и право человека стать свиньёй и бодро, демократически захрюкать. И народ тоже имеет право демократически сползти в третий мир. По собственному желанию.
P.S. Этот текст прочитала натуральная украинка - бывшая няня и крёстная моей дочки. И он ей не понравился. «Просто им заплатили - они и пришли на площадь. Не заплатили бы - не пришли. Моя Валька в 2004-м за 100 долларов за ночь ходила стоять. А что делать будешь? В нашем Гипромезе (проектный институт, где они работали) зарплату задерживали, да и была она долларов двести от силы. И эти, сегодняшние, тоже за деньги стоят. А Вы тут целую философию развели».
Ну что же, коли так - беру философию обратно. Но всё-таки сдаётся мне, что не вполне так…