Жемчуг Натальи Гончаровой

Dec 30, 2019 11:28



Современники несправедливо упрекали красавицу Наталью Николаевну Гончарову в расточительстве и самолюбовании - дескать, тратила деньги мужа на шикарные туалеты и драгоценности, разорила и довела до дуэли.

Но по воспоминаниям близких, эта знаменитая женщина была скромна, при этом удивительным образом украшала собой простые вещи, и вот пример.


Жемчужное ожерелье с этого портрета старшей дочери Пушкина Марии Александровны принадлежало ранее Наталье Гончаровой, в нем Наталья Николаевна стояла под венцом с Пушкиным, часто его носила в свете, подарила потом дочери.

И было это ожерелье... из поддельного жемчуга.

Внучка Гончаровой от второго брака писала о ней: «Наталья Николаевна была так хорошо сложена и так красива, что все на ней казалось богатым. Бриллиантов у нее никаких не было. На шее она носила жемчужное ожерелье «бургиньон» - это поддельные жемчуга французского изделия и их трудно отличить от настоящих. Их связывали бархоткой. На придворном балу императрица заметила это и прислала от себя фермуар (застежку) с бриллиантами, не догадываясь, что жемчуга поддельные.»

Бургиньон - сделанный во Франции стеклянный искусственный жемчуг, наполненный перламутровой эссенцией и воском, точно такой, как описан в этом посте. Назывался по фамилии производителя и был в подражании настоящему жемчугу доведен до совершенства.


Известен курьезный случай, когда граф Алексей Бобринский (праправнук Екатерины II и графа Орлова) дал заказ мастерам фирмы Фаберже перебрать семейное жемчужное ожерелье. Вскоре граф получил извещение от Фаберже, что «при проверке данной Вами жемчужной нитки в 66 зерен оказалось, что между ними шесть бургиньонов».

Стеклянные бургиньоны были так похожи на натуральный жемчуг, что распознать подделку мог только опытный мастер. На фото винтажные бусы производства Бургиньон, если бы не некоторые расколотые бусины, отличить сходу подделку было бы не так просто.



Ожерелье Натальи Гончаровой появилось снова уже в 20-м веке - и пропало. Дочь Пушкина Мария Гартунг подарила бургиньоны своей матери подруге, а та передала их в 30-х годах в московский музей Толстого, вместе с хранившимся у нее портретом Марии. Портрет работы Ивана Макарова выставляется и сейчас, а вот следы жемчужного ожерелья затерялись.

А так жаль - хотелось бы, конечно, поглядеть на жемчуг, который носила первая красавица Наталья Николаевна.


история, жемчуг, камни, историческая личность

Previous post Next post
Up