До открытий Колумба и кругосветных путешествий жемчуг попадал в Европу преимущественно с Ближнего Востока, в очень ограниченном количестве и по сумасшедшей цене. Жемчужные украшения были столь желанны и редки, что ювелиры сломали голову, изобретая более дешевые и доступные альтернативы.
Еще в Древнем Риме пытались воспроизвести жемчужный блеск, делая своеобразный сэндвич -стеклянные бусы покрывались серебряной фольгой, а затем сверху снова наносился слой стекла. Маленькие шарики из глины, покрытые порошком слюды и запеченные, были еще одной ранней попыткой создать вид натурального жемчуга.
Первыми к массовому производству искусственного жемчуга
более-менее похожего на природный подобрались итальянские ювелиры, поначалу производство было ограничено мастерскими Мурано и строго охранялось.
Самые ранние венецианские имитации жемчуга были изобретены в 13-м веке, и были сделаны из смеси стекольного порошка, яичного белка и слизи улиток. Эту интригующую массу трамбовали в круглую форму, протыкали отверстие и ждали отвердения.
(Винтажный стеклянный жемчуг, наполненный воском)
В середине 15-го века один из муранских мастеров раскрыл и опубликовал технологию изготовления искусственных жемчужин из массива ракушек, покрытых перламутровой эссенцией из вываренной рыбьей чешуи. Это привело в такую ярость гильдию венецианских производителей, почувствовавших угрозу от утекания секретов, что был принят закон, по которому нарушителям авторских прав грозило изгнание и потеря правой руки.
В центральной Италии ювелиры делали искусственные жемчужины из алебастра, покрытого все той же рыбьей эссенцией а-ля перламутр. Сохранились записи мастеров, свидетельствующие, что для получения половины литра такой эссенции требовалась чешуя не менее 20 тысяч рыб. К сожалению, это красивое покрытие быстро стиралось с поверхности бусин и "жемчуг" полностью терял свой вид.
(Винтажный стеклянный жемчуг, наполненный воском)
Поэтому самым распространенным видом искусственного жемчуга были шарики и капли из дутого стекла, заполненные воском, которые продавались по всей Европе как «венецианский жемчуг». В самой Италии, что характерно, такая имитация называлась «парижский» или «французский» жемчуг (прямо как американские горки, которые в Америке - русские.)
Дело в том, что метод был придуман и запатентован в Париже 17-го века, местным мастером М.Жаквином, который покрывал стеклянные шарики изнутри известной ему эссенцией из чешуи, а потом заполнял воском, чтобы придать вес как у настоящего жемчуга.
В Венеции быстро переняли и усовершенствовали этот метод, выдувая шарики не из обычного стекла, а из «латтимо», стекла с опаловым эффектом. Такие бледно-опаловые шарики, покрытые изнутри перламутром и наполненные воском были уже довольно похожи на натуральный жемчуг с его мягким и теплым кремовым блеском (на верхней картинке к посту, «портрете миссис Эндрю Лидингтон» Джозефа Райта ожерелье как раз такое).
Итальянцы главенствовали в изготовлении стеклянных имитаций не менее двухсот лет. И лишь к 19-му веку производство искусственного жемчуга стало смещаться в Германию и Чехию, где использовали собственную версию непрозрачного белого стекла, покрытого изнутри серебром, что создавало мягкое мерцание изнутри.
И только в самом конце 19 века изобрели достаточно стойкую жемчужную эссенцию, которая наносилась поверх жемчужной бусины и не стиралась от касаний. Так началась эпоха самого популярного и совершенного современного искусственного жемчуга - майорики.
(Современная версия традиционной венецианской технологии "стекло+ воск")