Кое-что о позднесоветской культуре

Mar 24, 2019 19:03

Всем, наверное, знаком фильм Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" - одна из картин в длинном ряду псевдоисторических полотен позднесоветской эпохи, имеющих своей целью эстетизацию царской России (применительно к эпохе Гражданской - белого движения) при некоем формально "прогрессивном" сюжетном и идейном посыле. В данном случае у нас ( Read more... )

сталинизм, история, СССР, masculin/feminin, армейское, кино

Leave a comment

Comments 44

sistematiziruju March 25 2019, 08:00:35 UTC
Видимо, эстетическое преимущество у правых обусловлено не антисоветским заговором режиссеров для эстетизации дворян, а более глубокими причинами. Вспомним "калокагатию" , когда под прекрасной внешностью предполагался доблестный и добрый герой, а уродливыми и грязными были чудовища, баба-яга, и проч. Это было и в сказках, и в античных мифах, и в средневековых легендах. Возможно, это идет от животного восприятия: здоровое животное чистое, т.к. у него есть силы ухаживать за своей шерстью, и т.д. Но тут люди обманывают природу: барин ухожен не потому, что силен и здоров, а потому что за ним ухаживают десяток слуг: лакей, прачка, златошвейка, ткач, которые здоровее хозяина, но ходят в рванине и грязи, т.к. время и силы отданы уходу за барином. Умом понятно, что здесь обман, но животное восприятие за умом не поспевает, и по шаблону лепит "красивый = сильный = доблестный = добрый". Как с этим бороться? Только ассиметрично: показывать жестокость этих чистюль, и связанную с их господством скуку, казарму, регламентацию, унтер-пришибеевщину. А ( ... )

Reply

alex_dragon March 26 2019, 09:28:53 UTC
Чистая шёрстка - это любопытная мысль, в этом есть рацио.

Вот только герою, особливо эпическому, что-то делать ещё полагалось, там Змей Горыночей побеждать и прочие подвиги совершать. А с этим как-то среди бар весьма плохо, там больше Обломов просится. Ну может Никитка Михалков в разных обличьях циника и бандита, но никак не эпического героя. А вот как раз героя-то все эти сублимации не родили.

Reply

sistematiziruju March 26 2019, 14:49:37 UTC
> Никитка Михалков.

Вот может о нём тоже тут напишут, если продолжат рассказ об эстетизации старой России. О "Жестоком романсе", как он там на пароходе с цыганами гулял, и какого роскошного альфа-самца там представлял, весь в белом на фоне серости, и под триколором уже в 1984 году. А всякий мало-мальски претендующий на элитаризм зритель, вот те самые будущие владельцы длинных яхт, смотрели на это и вздыхали: "Вот бы так прокатиться, под триколором, да с цыганами". Потомки крепостных за советские годы стали развиты и грамотны настолько, что принялись себя отождествлять с купеческой и дворянской культурой, доступной в старой России горстке населения. Ну и после 1991-го на яхте "Ласточка" оказалась опять горстка паратовых.

Reply

collegaproul March 31 2019, 16:54:07 UTC
Барыкин: "Я тоскую по старой России,при свечах, при дворцах, при царе".

Reply


ext_4076395 March 28 2019, 15:46:22 UTC
> Совершенно очевидно, что то, о чем говорил Светлов, и то, во что его стихотворение превратили создатели фильма - вещи абсолютно противоположные.

В обоих случаях стихотворение имеет одинаковый иронический смысл.

> когда из тяжелого стихотворения об армейском разврате и его последствиях

последний кусок морализма неуместен, как будто к собаке пришили пятую ногу.

Reply


Leave a comment

Up