Итак, выяснилось, что съездить в Париж на неделю, с учетом абсолютно всех расходов, можно за 400 евро на человека для литовцев и за 500 евро для украинцев.
Эта часть отчета о поездке в большей степени представляет собой занудные технические детали по подготовке к путешествию и основные необходимые инструкции по бюджетному пребыванию во французской столице. Одним словом "Во Францию - для чайников или Как провести неделю в Париже за 400 евро". Цифры и факты. Скучно и муторно. Все эмоциональные и иллюстрированные истерики ждут вас в следующих частях.
Из чего складывалась расходная часть на человека (ниже будет расписано подробнее):
1. Виза (для украинцев) - 35 евро
2. Обязательная страховка - 8 евро
3. Проезд до Литвы и обратно - 400 грн = 40 евро х 2 (стороны) = 80 евро
4. Самолет Каунас-Париж - 74 лита + банковский сбор за операции с карточкой Viza = 100 лит = 30 евро х 2 = 60 евро
5. Трансфер от аэропорта Бове до Парижа - 15 евро х 2 = 30 евро
6. Проживание - 87 евро с носа за неделю (или 12 евро в день)
7. Проезд по Парижу - (недельный проездной) - 23,3 евро + разовый билет в понедельник - 1,7 евро = 25 евро
8. Посещение музеев и прочего - 50 евро
9. Питание + сувениры - все оставшаяся сумма, т.е. около 170 евро
Самолет
Откровенно говоря, Париж возник как-то внезапно, но по мнению наших женщин, крайне удачно. О январской стыковке в Литве мы знали еще в июле, и, естественно, очередной раз решили бессовестно использовать наличие Шенгенской визы, мотанувшись куда-нибудь поглубже в Европу. Примерно в сентябре мы с Пашкой решили, что пора покупать билеты. Ткнулись на сайт чудной авиакомпании
RYANAIR* и обнаружили, что самые дешевые билеты - в Париж. Ну, Франция так Франция...
* Авиаперевозчик летает из Каунаса. С просторов СНГ курсируют подобные чартеры компании
Wizzair, но ценовой разброс между ними достаточно ощутим. (Для примера, если сейчас заказать билет на март месяц Каунас-Берлин через Рианэа, он обойдется в 11 евро, а Киев-Гамбург через Виззэа, это 25 евро + сборы)
Надо отметить, что цена на билеты в течение месяца может несколько раз меняться, кроме того, цена "туда" может отличаться от цены "обратно", поэтому стОит сидеть и ловить нужную вам сумму и желаемый пункт назначения. Если у вас есть лишнее время, то рекомендуется посерфить в течение пары недель сайт компании, чтобы уловить тенденцию и разлет цен. А затем уже - РАЗ - и заказать билеты. Как вы догадались, такая низкая стоимость авиа-перелета (меньше 300 гривен в один конец) компенсируется наличием нескольких невнятных минусов, как то: вы не можете сдать купленный билет назад; места на билетах не указаны - где успел, там и сел, как в автобусе... В общем, вы за маленькую сумму приобрели кусок гранита, в котором навеки выбиты даты, время и суммы. С этим куском камня вы можете либо пройти на борт в указанный период, либо попросту его выкинуть. Не очень удобно, да, но с другой стороны, если забронировать билет в "нормальной" компании за "поправдишнюю" сумму, а потом попытаться его сдать, то удержанная сумма будет вряд ли меньше всей стоимости "булыжника".
Традиционный бесплатный мини-стриптиз в вашем исполнении в аэропорту перед посадкой - прилагается.
Стоит уточнить, что мы сами себе установили жесткие требования по багажу, ограничившись "ручной кладью" - сумкой весом до 10 кг. и с габаритами 20-40-55 см, ибо "сдаваемый" багаж качественно добавлял к стоимости билета. Впрочем, если женщины «правильные» (а у нас именно такие), то плотно упакованного рюкзачка на каждого - вполне достаточно для проживания неделю в незнакомом городе - даже со сменной обувью…
Самолет прилетает в аэропорт Бове, что в 80 минутах езды от Парижу, бусики (шаттлы) ходят регулярно, но для перестраховщиков
вот расписание, и билет стоит 15 евро. Шатлы довозят вас до ст. метро Porte Mailott и вы еще спокойно успеваете купить себе проездной…
Машина
Посчитав суммы проезда до аэропорта и обратно на четверых + ежедневные путешествия в метро, на некоторое время к нам в головы забралась нелепая мысль, "а не арендовать ли на семь дней авто" (что обошлось бы в районе 200 евро), но, слава богу, мы ее быстренько откинули. "Слава богу" по нескольким причинам:
1. Со стоянками в Париже туго - все заставлено плотными рядами;
2) Со стоянками в Париже дорого (это по слухам);
3) С нарушениями правил парковки в Париже строго (видели сами, как пачками увозят на эвакуаторе нерадивые тачки);
4) с выездом с парковки в Париже просто - народ не стесняется бампером раздвинуть стоящие сзади/спереди машины и уехать, и не факт, что арендодатели скажут "так и было", заметив впадины и царапины на сдаваемой машинке.
Интересно, что стоимость аренды меняется в зависимости от того, гражданином какой страны вы являетесь (украинцам - дороже, чем литовцам), от вашего возраста и т.п.
Хоть нам машина и не пригодилась, тем не менее, работа по поиску контор, сдающих авто в наем, проделана, вот самые бюджетные ссылочки:
от 184 евроот 192 евро от 208 евро + gps (на неделю) - 10 евро в день.
от 210 евро10000 рублей на неделю
Метро
Вариантов билетов в Парижском метро - немеряно, запутаться в них, как впрочем и в самом метро, - без проблем. Оно и неудивительно, в подземке, насколько мы сами сумели разобраться, четырнадцать веток, плюс ветки RER (типа пригородных электричек) + все переходы находятся на разных ярусах + виды электричек все различные (какие-то двухэтажные, какие-то на резиновых колесах, какие-то «сплошные» с гармошкой посередине - так, что можно пройти весь «вагон» из конца в конец и т.д.), + выходы из вагонов то на одну сторону, то на другую. В общем, весело и без бутылки - не разберешься. Или, на крайний случай - без карты. А карту тебе выдают бесплатно в окошечке покупки билетов. Если попросишь. Так что все не так страшно, поэтому, вернемся к билетам.
Чтобы не перечислять
все возможности, озвучу самые простые:
- Билет на одну поездку - стоит 1,7 евро, покупается в чудо-аппарате, где все по-французски (может использоваться для проезда на других видах транспорта), в метро - всовывается в прорезь на передней панели, затем сверху вынимается.
- Билет на сутки (вроде как нет ограничения по количеству проездов) стоит 6 евро
- Книжечка на десять билетов (un carnet) - 12 евро
- Проездной Navigo на неделю - 18,5 евро + оформление, в метро прикладывается чипом к волшебной розовой точке на стойке.
Если вы планируете провести в Париже более 3-х дней, то ни на минуту не задумывайтесь, гордо подходите к любому окошечку метро и требуйте у кассира чиповую карту Навиго (Passe Navigo Decouverte). Однако, есть несколько моментов, которые вам прежде стоит учесть:
1. Карту можно приобрести с пятницы (на следующую неделю) по среду, и действует она до воскресенья, т.е. это карта не на «семь дней», а на календарную неделю;
2. Для оформления карты вам необходимо иметь с собой одну фотографию 2,5х3 см, что чаще всего и оказывается неожиданностью для туриста. Однако тем, кто не озаботился заранее, не стоит опускать руки - на многих станциях подземки стоят автоматы, которые делают такие фото. Но, конечно же, лучше не рисковать и напечатать все еще дома;
3. Кроме оплаты за недельный проезд, еще 5 евро вы отдадите за оформление карты (пластиковый кармашек, магнитный чип, все дела). Однако, насколько мы сумели понять, эта сумма единоразовая, а карта в дальнейшем может «пополняться» на следующие недели (даже через длительный промежуток времени);
4. Эта карта покрывает 1, 2 зоны, то есть практически весь Париж, однако мы не уверены, что по ней вы проедете, например, до Диснейленда.
Обратите внимание, что на некоторых пересадочных станциях и на выходе из метро некоторых станций также требуется воспользоваться проездной картой (по-моему, билетом тоже). Кроме того, в отличии от наших метро, в парижском бывают контролеры, которые могут вас проверить. Так что не спешите выбрасывать лишние бумажки.
Во многих вагонах у дверей расположены откидывающиеся седушки - очень удобно. Однако необходимо учесть, что пользоваться ими разрешено только при полупустом вагоне. Если вы сидите, а народ прибавляется, принято вставать.
Расстояния между станциями достаточно маленькие. Опыт показал, что иногда проще подняться на свежий воздух и пройти 1-2 станции пешком, чем блуждать на «пересадках». И дело не в том, что можно окончательно заблудиться, а в том, что порой чтобы попасть на «пересадочную» станцию, километраж по лестницам, эскалаторам и переходам вы намотаете точно такой же, как на улице по прямой.
Если в итоге вы сумели не заплутать и после всех пересадок добрались до конечной точки, ищите надпись «Sortie» - «выход» по-французски пишется именно так.
Карты поездок от остановки к остановке.
Жилье
За поиск жилья мы взялись месяца за три до поездки. Пока я выбирал среди хостелов и гостиниц, Пашка вел переговоры с французами, сдающими квартиры.
В результате моих поисков выяснилось, что самые дешевые хостелы обходятся не меньше, чем в 16 евро/сутки, при этом большинство из них находится на Монмартре - не самом спокойном районе Парижа. Квартиры же можно арендовать в среднем за 400-500 евро в неделю, что в пересчете на дни и количество человек (4) выходит примерно также, как и хостел. В обоих вариантах есть свои плюсы и минусы. Так, к примеру, в большинстве случаев в «квартире» требуют задаток сразу по приезду, а иногда и задолго до приезда. Но зато в хостелах вполне может не работать душ или за стенкой идти туса до самого утра. Тут уж выбирать вам. Мы остановились на квартире (об этом будет отдельный пост), а результаты поисков публикую:
Квартиры в аренду искались на этих ресурсах:
1,
2,
3 , а затем в частном порядке велась переписка с владельцами апартаментов.
Выходы и реквизиты на "нашу" квартиру не публикую, ибо не люблю потом снимать проклятья...
Самые бюджетные хостелы:
16 евро без завтрака (4 местный номер, Френдс хостел, бульвар де ля Шопель, Barbes-Rochechouart)
17 евро + завтрак 20 евро + завтрак (4-местный, "Три утки") (можно за 18 евро в 8-местном)
20 евро + завтрак (6 местный номер, "Ле Монклер", Монмартр)
21-24 евро + завтрак (6 местный номер, "Регент хостел")
22 евро без завтрака (5 местный номер, "Блю плэнет")
22 евро (6-местный, Вудсток)
23 евро (8-местный, Ле Виллаж)
Если вам мало, то еще хостелы можно поискать на перечисленных ниже сайтах, там же почитать достаточно красноречивые отзывы посетителей:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7.
Питание
Пожалуй, это самая серьезная статья затрат, ибо она крайне размыта. В ресторанчиках латинского квартала или Монмартра дешевле 10-15 евро на один желудок (комплексный обед МакДональдского типа) вы пообедаете вряд ли. Если днем вы не планируете возвращаться домой, будьте готовы к обеду за 20-25 евро.
На ужин и завтрак расходы поменьше. Мы лично на первые пару дней привезли с собой всякой химической гадости (растворимые кофе три в одном, чай в пакетиках, супы, каши и прочие полуфабрикаты), а позже затаривались в магазине и готовили дома (это еще один плюс квартиры перед хостелом - то, что так, как правило, есть кухня). Если вечером брать в супермаркете набор продуктов типа "колбасы/сыры/помидоры и прочие овощи для салата/йогурты/хлеб и прочая сдоба/бананы и прочие фрукты/винишко девчонкам/и так далее", то мы на 4-х укладывались обычно в 12-15 евро, согласитесь, это существенно дешевле, чем если питаться в забегаловках. Правда, на форумах говорили о каких-то мифических китайских вкусных дешевых фастфудах, но мы ни одного не встретили.
ДостопримечательностиВ среднем посещение большинства знаковых мест колеблется в районе 10 евро (подъем на галерею химер Нотр-Дама - 8 евро, на смотровую Монпарнас - 11 евро, на Эйфелеву башню - 8,70 евро, на Триумфальную арку - 10 евро, билет в Лувр - 10 евро). Столько же стоит покататься на пароходиках и прочей радости.
Практически везде можно снимать, единственно, в Лувре была запрещена вспышка.
Мы при подготовке поездки воспользовались ранее испытанным способом: собирали на десятках форумах все упоминания о "точках", рейтинговали их, а потом распределяли по карте. В итоге у нас получилась "Обязательная программа" на 4 дня, с четким маршрутом и описанием каждой точки. Скачать документик, который выполнял у нас роль гида, можно
здесь.
Кстати, о карте. Так как из знакомых никто у себя карту Парижа не сохранил, пришлось изгаляться: сначала мы скачали
вот эту мапу на комп, затем при помощи программки
ProPoster ее распечатали (софт очень удобно делит большие картинки на блоки формата А4, которые затем легко склеиваются в единое целое), а после "заламинировали" обычным скотчем.
Сувениры
Всякую финтифляндию для коллег и знакомых проще всего купить на Монмартре или в Латинском квартале. Но, к сожалению, все очень однотипное, и выглядит "по-китайски", то есть достаточно дешево. А стоит совсем не так.
Не спешите покупать брелоки "эйфелевые башенки" по "уанюро-уанюро" у чернокожих назойливых продавцов под реальной Эйфелевой башней. Возле Сакре-Кёр вы найдете уже продавцов торующих "три за уанюро", а возле спусков в метро чуть дальше от центра даже и за "шесть за уанюро".
Вообще, если видите большое количество афроамериканских торговцев, рекомендуется засунуть руки в карманы. По словам знакомых, есть у этих товарищей такая практика: сунуть что-то вам в палцы, а потом сказать "Все, потрогал, значит твое! Плати!"
Мы помимо "сувенирки" понабрали еще какое-то бешеное количество сыров с плесенью и без, и нас в аэропорту не остановили, а идущего за нами сзади чудика тормознули и быстренько изъяли этот пахнущий молочный продукт. Причины - непонятны...
Ну, пожалуй, на этом организационной мишуры будет достаточно. Есть вопросы - задавайте в комментах.
Дальше будут фотки и эмоции...
[
Технические детали |
Заселение |
Эйфелева башня |
Первый день + | Нотр-Дам
1,
2,
3 |
Остров Сите и Латинский квартал |
Лувр |
Люксембургский сад |
Дефанс + |
Монмартр ]