Сезон, которого не было (окончание)

Jun 06, 2017 01:43

Начало здесь: http://doctor-who-ru.livejournal.com/126178.html


Подсказки 9-го сезона
Нестыковки продолжаются и после завершения 8-го сезона. В 9-м Клара практически не вспоминает о своем возлюбленном Дэнни. Больше того, мы ни разу не видим у нее на руке перемещающий браслет - хотя в конце 8-го сезона она явно решила носить его в память о Пинке.
И вспомним её диалог с вернувшейся Мисси в серии «Фамилиар ведьмы».
Мисси: «Как твой парень? Всё ещё очень мёртв, я полагаю?» 
Клара (довольно равнодушно): «Ещё мёртв, да».
Лицо Клары при этом выражает лишь напряжение от предстоящей схватки с Мисси и тревогу за Доктора. А совсем не лютую ненависть к женщине, лишившей её любимого мужчины. И потом она общается с женским воплощением Мастера довольно мирно - насколько это возможно, они даже сотрудничают. И Освальд не решается убить Мисси, когда ей представляется такая возможность. Похоже, мёртвый Пинк её совсем не волнует, она не жаждет отомстить за него и лишь делает всё, чтобы спасти Доктора.
Ещё стоит вспомнить реакцию главы ЮНИТ Кейт Стюарт, когда она видит Мисси. Никаких криков: «О Боже, это опять она!» Можно заподозрить, что если Кейт удивлена, то не появлением Мисси из мёртвых, а лишь тем, что какая-то левая дама говорит по предназначенному исключительно для Доктора каналу связи. При этом Клара Мисси явно узнаёт.
Далее. В серии «На дне озера» мисс Освальд, уговаривая Доктора переписать свою неминуемую и очевидную смерть, на его слова: «Я не могу изменить то, что уже случилось, есть правила», отвечает: «Так нарушь их. И напоминаю: ты мне должен». Очевидно, она имеет в виду то, что спасла Доктора, растворившись в его жизненном потоке. Но, учитывая события 8-го сезона, где она напоминает Доктору о том же самом, шантажируя его, чтобы он вернул Пинка, ничего он ей больше не должен. А если Пинк, ради которого она предала Доктора - иллюзия, а тут она опять напоминает о своём подвиге, чтобы Доктор спас сам себя, опять получается изящная «рифмовка», на которые Моффат горазд.
И последнее: все ученики школы Коал Хилл из 8-го сезона, у которых мисс Освальд ведет уроки или экскурсии, ни разу не появляются ни в 7-м, ни в 9-м сезонах. В том числе и чернокожая девочка-подросток из серий «Смотритель» и «Убить Луну» - хотя при ее характере она должна была постоянно бегать за Кларой хвостом с требованиями взять ее еще раз покататься на ТАРДИС. Кроме того, мы нигде больше не видим молодого преподавателя с галстуком-бабочкой, похожего на Одиннадцатого. А в спин-оффе «Класс» в списке имен умерших учителей школы Коал Хилл есть К.Освальд, но не наблюдается Д.Пинка, хотя Дэнни погиб незадолго до Клары, и в списке они должны идти друг за другом.
Разумеется, для части нестыковок можно найти достаточно логичное объяснение. Например, Клара могла хранить браслет дома, чтобы не потерять его, а нахальная ученица из «Убить Луну» могла переехать в другой город (или вообще в другую страну - поскольку в будущем эта девочка должна стать президентом США, очевидно, она родом оттуда). Другие странности можно объяснить просто невнимательностью режиссеров - в конце концов, ляпы есть и в других сезонах «Доктора». Но проблема в том, что в 8-м сезоне, как сказано, нестыковок слишком уж много - такой их концентрации не наблюдается больше нигде.

На что же намекал Моффат?
Ответ на этот вопрос предположительно дает серия «Последнее Рождество» - рождественский спецвыпуск, вышедший после 8-го сезона. В нем, как мы помним, Доктор, Клара Освальд и еще несколько человек становятся жертвами снокрабов - существ, присасывающихся к человеческому мозгу и вызывающих в нем реалистичные иллюзии. Когда серия начинается, все персонажи уже находятся под действием этих существ, не осознавая этого. Но когда именно снокрабы прицепились к ним? Что если это произошло не незадолго до начала этой серии, а раньше? Намного раньше, в тот момент, когда в сериале начинаются постоянные нестыковки, то есть, сразу после окончания серии «Глубокий вдох»? С того момента, когда Доктор с Кларой отправились пить кофе - а потом вдруг Доктор куда-то исчез, а его спутница поехала в Лондон на поезде в полной уверенности, что она послала Доктора за кофе, а он сбежал в неизвестном направлении.
Если принять это предположение за рабочую гипотезу, мы сможем объяснить все нестыковки 8-го сезона. Доктор и Клара ведут себя так, как не должны были бы себя вести люди с такими, как у них характерами? Но во сне люди могут и сами вести себя совсем не так, как в реальной жизни, и видеть своих близких, которые делают то, чего никогда бы не сделали. Наверное, у всех нас бывали сны, в которых самые близкие люди поступают омерзительно и мы ощущаем к ним страшную злобу. Примерно как Клара, шантажирующая Доктора и готовая фактически уничтожить его ради воскресения Пинка. Или Доктор, буквально сочащийся ненавистью к военным или грубо издевающийся над Кларой…
В иллюзорном мире и Луна может быть в шесть раз тяжелее, и Галлифрей может стать вполне доступным, а также могут появиться новые люди, образы которых развеются, как только мы проснемся…

Свидетельства иллюзии
Это предположение может показаться слишком надуманным, но в серии «Последнее Рождество» есть момент, который можно считать намеком именно на такое развитие событий. В конце серии, когда все персонажи уже поняли, что с ними происходит, и начали просыпаться, Доктор дважды очнулся возле кратера вулкана (один раз ему это снится, а второй раз, вроде бы, по-настоящему). И это место очень похоже на вулкан, который видела под действием сонной наклейки Клара, когда попыталась шантажировать Доктора в серии «Тёмная вода». Однако в реальности этого места не существовало. И Доктор не мог его видеть - он в этот момент видел Клару, стоящую посреди консольной комнаты ТАРДИС и швыряющую на пол ключи. Где же в таком случае Доктор просыпается?..
Можно предположить, что это какой-то настоящий вулкан, просто похожий на вулкан из сна Клары - но что Доктор там делал? По его собственным словам, он терпеть не может лаву, так что просто гулять на краю кратера не стал бы. Если же его привело на вулкан какое-то дело, то почему он не вернулся туда после того, как разбудил мисс Освальд, чтобы это дело завершить? Вернулся потом, но нам это не показали? Может быть, но не слишком ли много нам опять приходится объяснять и предполагать?
Конечно, можно принять самую простую версию - дефицит декораций на студии ВВС. Но как-то слишком хорошо становится эта «техническая накладка» в общий нарисованный нами ряд…
Если же верна наша гипотеза, и Доктор с Кларой находились весь 8-й сезон в иллюзорном мире, то их спящие сознания были связаны между собой, и тогда Доктор знал, как выглядит вулкан, который приснился Кларе, и мог тоже увидеть его во сне. И тогда получается, что в самом конце «Последнего Рождества», проснувшись на вулкане во второй раз, он все еще спит, и настоящее их с Освальд пробуждение происходит уже за кадром, после окончания серии.
В  «Последнем Рождестве» есть еще один намек на то, что все именно так: дом, в котором Клара просыпается в последний раз, совсем не похож ни на её дом из начала этой серии, ни на её дом из всех остальных серий.
Против всех этих предположений могут возникнуть возражения. Первое и самое главное: в 8-м сезоне появляется Мисси, новое воплощение Мастера, и она точно не является кошмарным сном Доктора, так как действует в следующих сезонах. Однако в олд-скуле уже был случай, когда Доктор со своими спутниками попал в иллюзорный мир. А создателем его был Мастер, причем он и присутствовал в нем лично, делая своему врагу разные пакости - об этом рассказывается в серии «Кастровальва». Так что объяснить присутствие Мисси в 8-м сезоне можно тем, что это именно она напустила снокрабов на Доктора и Клару, чтобы вдоволь поиздеваться над ними. Может быть, она сумела каким-то образом направлять сны своих жертв - сделала так, что Клара во сне влюбилась в нытика Дэнни, а Доктор ополчился на него и заодно на всех военных, внушила Доктору, что у него с детства были ночные кошмары и так далее.
Есть еще два возражения против нашей теории: в 8-м сезоне присутствует парень по имени Ригси, которого мы затем видим и в 9-м. И там погибает одна из Петронелл Осгут, и в 9-м сезоне мы узнает, что она действительно умерла. Однако Ригси в 8-м сезоне живет в Бристоле, а в 9-м - в Лондоне, и никто ни словом не обмолвился о том, как «трудный подросток» обзавёлся семьёй и перебрался в столицу. И при встрече в 9-м сезоне ни Ригси, ни Клара ни разу не вспоминают о событиях «Плоскости». А у погибшей Осгут в 9-м сезоне есть могила, которую навещает ее двойник, хотя в 8-м ее сначала испепелила Мисси, а потом еще и самолет, в котором она погибла, разбился, так что хоронить там было в прямом смысле нечего. Так что, скорее всего, Осгут умерла как-то по-другому, а Доктор с Кларой знали об этом и, безусловно, это было для них тяжелым событием - поэтому во сне они снова увидели ее смерть в других обстоятельствах. Что же касается Ригси, то он мог быть учеником Клары, возможно, доставившим ей много хлопот - например, ей пришлось отучать его рисовать на стенах, поэтому он тоже вспомнился ей во сне.

Отсылки
Если 8-й сезон - сон, то часть видений, скорее всего, возникала из подсознания Доктора. Об этом свидетельствует хотя бы то, что практически все серии сезона содержат отсылки к предыдущим - как нью-скульнам, так и олд-скульным.
1.      В серии «Плоскость» ТАРДИС уменьшалась в размерах - этот сон вполне мог возникнуть из воспоминаний Доктора о том, как это происходило в олд-скульной серии «Логополис».
2.      В серии «Внутрь далека» Доктор мог вспомнить, как в серии «Невидимый враг» их с Лилой клоны уменьшились, чтобы попасть внутрь его собственного тела. Кроме того, его резкий отказ взять с собой служащую в армии девушку может быть вызван его давними переживаниями о том, как во времена Войны времени с ним оказалась лететь другая девушка, ненавидящая и далеков, и тайм-лордов, о чем рассказывается в мини-эпизоде "Ночь Доктора".
3.      Средневековый замок - космический корабль из «Робота из Шервуда» - явное воспоминание о замке-корабле космических вампиров в олд-скульной серии «Состояние упадка».
4.      Монолог Доктора в начале серии «Слушай» о существах, прячущихся в тенях, как кажется, отсылает к событиям «библиотечной» дилогии 4-го сезона нью-скула. Но почему-то при этом Доктор так и не вспомнил про вашту нераду... А первый земной путешественник во времени из этой серии, как уже сказано, «рифмуется» с путешественницей из серии «Прячься».
5.      «Ограбление во времени» могло быть навеяно событиями серии «Снеговики», где тоже фигурируют черви памяти.
6.      Ситуация в серии «Смотритель» явно повторяет олд-сульную историю «Поминовение далеков», где Седьмого приняли за смотрителя все той же школы Коал Хилл.
7.      «Мумия в «Восточном экспрессе» - повторение не только космического «Титаника» из «Путешествия проклятых», но и звездной регаты из олд-скульного «Просвещения». Про логотип компьютера Гаса, похожего на знак киберменов, и про то, что эта история, очевидно, связана со звонком, полученным Одиннадцатым после свадьбы Пондов, мы уже писали.
8.      «Темные воды» - «Смерть на небесах» содержат реминисценции на олд-скульные «Вторжение» (кибермены на фоне собора Сен Пол) и «Разоблачение далеков» (Доктор со спутницей в огромном некрополе, используемом инопланетянами в злодейских целях).

Механизмы иллюзии
Подсказка о механизме построения спящим сознанием иллюзии, возможно, тоже спрятана в 9-м сезоне. В серии «Узри ворона» Эсхильда-Я рассказывает Доктору, как она сделала так, что колония беглых инопланетян кажется людям обычным лондонским переулком: «Свет - это телепатическое поле, делает всё, что ты видишь, нормальным, втискивает в рамки твоих ожиданий, твоего мировосприятия». То есть, мы, зрители, видим эту улицу с точки зрения мировосприятия человека, скорее всего, Клары. Но лишь один Моффат знает, что видит там Доктор - через своё мировосприятие тайм-лорда…  То есть, мы имеем явный намёк на то, что Доктор в иллюзорном мире способен строить собственную реальность - что, собственно, и происходит весь 8-й сезон.



Если же говорить о роли подсознания Клары в создании реалий 8-го сезона, то можно предположить, что серия «Робин из Шервуда» становится реализацией ее романтических мечтаний. Ей хотелось, чтобы Робин Гуд существовал на самом деле и был именно таким, как в легендах, и именно это она, а вслед за ней и Доктор, увидели во сне.
Постоянные сбои реальности во время поисков спрятанной улицы в «Узри ворона» тоже могут служить многозначительными намёками на то, что иллюзией может оказаться что угодно. И кстати, иллюзию улицы создают светящиеся в старинных фонарях черви памяти. Но именно такой фонарь мы видим в серии «Последнее Рождество» рядом с домом Клары - который, как уже сказано, вовсе не дом Клары… То есть, возможно, снокрабы - тоже придуманный Доктором во сне симулякр. А настоящая причина морока, в который попадают мисс Освальд и Двенадцатый сразу после своей регенерации - черви памяти.
Почему же в таком случае дилогия «Смерть на небесах» - «Темная вода» закончилась поражением Мисси? Вероятно, потому, что жертвы Мисси к тому времени начали сопротивляться навязанной им реальности и смогли частично изменить свой сон, тоже начать влиять на него. Поэтому Мисси и проигрывает - Доктор не мог позволить ей победить в реальности, и сон стал меняться в соответствии с его желанием.
И поэтому же Пинк внезапно превращается из нытика и слабака в героя - Клара тоже сопротивлялась навязанному ей во сне «не тому парню» и изменила эту часть сна, превратив его в достойного человека. Это объясняет и то, что Освальд вспоминает Дэнни в серии «Узри ворона» за минуту до смерти. «Если Дэнни Пинк смог, то и я должна!» - говорит она. Если мы правы, то это не воспоминание о не существовавшем возлюбленном, а слова автора о своем персонаже. Во сне Клара сделала Пинка героем, пожертвовавшим собой ради другого человека - и теперь считает, что и сама обязана соответствовать созданному ею образу.

Что же произошло на самом деле
Теперь мы можем изложить наше видение событий 8-го сезона. Вероятно, Доктор заранее знал, что Мастер стал Мисси. На это указывает ответ Двенадцатого на вопрос Клары, кто разместил объявление в газете из серии «Глубокий вдох»: «Есть женщина, которая очень хотела остаться со мной». То есть он явно знает, кто это был. Но ведь это была Мисси… Возможно, это выяснил ещё Одиннадцатый, но, скорее всего, Двенадцатый, когда Клара думала, что он оставил её в викторианском Лондоне. Но эти его поиски остались за кадром.
Мисси ловит тайм-лорда и его спутницу после их приключений в викторианской Англии. Очевидно, пока они ходили за кофе, она разместила в докторской ТАРДИС червей памяти, которые образовали наводящее иллюзию поле. Так что сцена встречи с Мисси убитого Доктором андроида тоже была иллюзорна.
На протяжении всего 8-го сезона разворачивается борьба спящих сознаний Доктора и Клары с иллюзиями Мисси. Иногда побеждает она, но иногда Доктор вырывает у неё  контроль и строит иллюзию в соответствии со своей волей.
Собственно, мир 8-го сезона составлен из глубинных комплексов и фрустраций Доктора и его спутницы. Из его печали об исчезнувшем Галлифрее, из чувства вины за его уничтожение (гипертрофированная ненависть к военным и яростное отрицание своей принадлежности к ним), из страха, что его новая личность вызовет отторжение у Клары. А Освальд реализует свои подсознательные желания «множества мускулистых молодых мужчин» - как говорит ей в «Глубоком вдохе» Стракс. Одного «молодого мускулистого», по крайней мере, она вымечтывает... По всей видимости, Пинк - её реакция на осознание невозможности романа с Одиннадцатым («Я не твой парень», - сказал ей Двенадцатый).
Вообще-то, сны и служат для очищения подсознания и избавления от комплексов. Что и происходит в конце «Последнего Рождества». После нескольких ложных пробуждений Доктор с Кларой, очевидно, уже понимающие, что они спят (Доктор-то точно) заскакивают в ТАРДИС. При этом Доктор говорит многозначительную фразу, что он получил второй шанс. Он имеет в виду не только отношения с Кларой, но вообще всю победу над своими страхами, которую он одержал, борясь с иллюзией Мисси. Над ними светит фонарь с червём памяти, а на подоконнике лежит мандарин Санты, однозначно свидетельствующий, что они всё ещё во сне. Следующий кадр, по всей видимости, должен показать их пробуждение в ТАРДИС, но мы его не видим.



Куда они полетят после этого? Очевидно, вернутся в то самое Рождество, которое Клара провела с Одиннадцатым в Лондоне и на Трензалоре - ведь родные и зажаренная в ТАРДИС индейка так и ждут её там. Это подтверждает ещё одна «рифмовка»: в «Последнем Рождестве» Доктор помогает престарелой Кларе взорвать петарду - как и она старому Одиннадцатому в Рождестве на Трензалоре.

Великая иллюзия ДК
Вообще-то, это вполне в стиле Моффата, который даже одну из серий «Шерлока» умудрился сделать иллюзией главного героя. А если учесть, что практически все серии 8-го сезона имеют отношение к сну, иллюзорности и амнезии, его замысел становится явным. Да ещё одна из серий сезона 9-го называется «Сну конец» - тоже очень моффатовская подсказка.
Но это же и в духе всего ДК, где чуть ли не впервые в мировом кинематографе оформился стиль, который тогда называли slipstream - нечто среднее между магическим реализмом и киберпанком, когда реальность и иллюзия переплетаются и становятся неотличимы. И это не только упомянутые «Кастровальва» и сезон «Суд над повелителем времени», но и «Беспощадный убийца», и «Кинда», где в наведённую древним демоном иллюзию попадает докторская спутница.  В этом же ряду - великолепный эпизод «Ниспосланный с небес». Корни такого метода - в индо-буддийском мироощущении, всегда оказывавшем влияние на ДК.
Теперь же, в 10-м сезоне, нам снова показывают, что окружающий мир может быть иллюзией, что действие целой серии может происходить в несуществующем мире. Значит, в принципе, такое могло быть и с целым сезоном. И как знать, может быть, когда-нибудь Стивен Моффат еще признается - или только намекнёт - что одного из снятых им сезонов «Доктора Кто» на самом деле не было.

версии, создание ДК, Двенадцатый Доктор, нью-скул

Previous post Next post
Up