История на каждом перекрестке - 4.

May 28, 2015 14:40

Вот уж не думал, что вертясь на небольшом участке, можно так много увидеть. С места предыдущего обзора пришлось пройти буквально несколько метров до перекрестка Гончарной улицы и 1-го Котельнического переулка.


На этом перекрестке обращает на себя внимание старинная усадьба купца С.С. Солодовникова (Гончарная ул., 18), который прославился в столице как владелец Солодовниковского пассажа на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Здание усадьбы было построено в первой половине XVIII века и за время своего существования было несколько раз перестроено в соответствии с архитектурными тенденциями нового времени. В настоящее время в усадьбе преобладает стиль эклектики, который скрыл первоначальный облик здания в стиле классицизма. Оригинальными сохранились только белокаменные ворота, отмечающие вход на территорию усадьбы. Кованная ограда сохранилась с времен строительства главного усадебного дома (см.ниже).



Ограда усадьбы так заросла плющем, что мне пришлось фотографировать внутренний двор, держа камеру над головой. Получилось немного криво. В здании сейчас инвестиционная фирма - подобраться сложно.



К дому Солодовникова примыкает небольшой особняк XIX века в весьма приличном состоянии.



На противоаоложной стороне, через 1-й Котельнический переулок находится «Дом с палатами», городская усадьба Шапкиных - В.П.Щукина - М.Ф.Михайлова. Строительство палат датируется серединой XVII века, которые в последующем были в стиле классицизма.. Особняк отличается оригинальным решением фасада. На первый взгляд, колоннада, античный портик, строгая симметрия - это типичные признаки классицизма второй половины XIX века. И в то же время нельзя забывать, что «базой» для реконструкции усадьбы, осуществлённой гражданским инженером и архитектором Н.Г. Фалеевым в 1860-80 годах, служила характерная древняя московская постройка, и сохранить самобытные черты зодчества XVII столетия инженер считал своей обязанностью. Так, портик коринфского ордера, словно бы надетый поверх старинных палат, включает семь пилястр, причём одна из них «повисает» над аркой во двор, а другая практически скрыта необычной формы эркером на углу здания.



Эркер, по виду напоминающий скворечник,  располагается справа от подъездной арки. Три века русской архитектуры отобразились на облике уютного особняка: арка сохранилась от самой первой постройки, рустовка с замковым камнем на первом этаже - напоминание о барокко начала XVIII столетия, пилястры - о классицизме конца XVIII века, а лепнина на боковом и лицевом фасадах - это явная неоклассика второй половины XIX века. Городская усадьба является памятником культуры и истории Москвы.


Ниже по переулку переулку находится  церковь Святого Николая в Котельниках. Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного храма относятся к 1547 году.



Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году, на месте сгоревшей Троицкой церкви строится деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Согласно архивным данным в 1657 году купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Палаты Строгановых были рядом на месте усадьбы Тутолмина, о которой я писал ранее. В 1688 году на средства Строгановых Никольская церковь вновь перестраивается. В 1822 году на средства Сергея Михайловича Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы Бове и Жилярди. 24 августа 1824 года (по старому стилю) Никольский храм был освящён митрополитом Московским Филаретом.



Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма - четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями - «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней.  В 1892 году перестройку храма осуществил архитектор Н. П. Марков. На протяжении 60-ти лет храм был закрыт и разрушался.



После реставрации , начавшейся в 1992 году состоялось малое освящение храма. Постепенно в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая. Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках. В 1998 году, в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.


Интересный оказался Перекресток.

прогулки по москве, история москвы

Previous post Next post
Up