Совершенно непонятно, как это прошло мимо моего внимания. В сентябре 2012 года к 200-летию в самом центре Москвы открылся "Музей Отечественной войны 1812 года". Хотя музей назван именно так, экспозиция охватывает более продолжительный период, начиная с подписания Парижского мирного договора в 1801 году и заканчивая взятием Парижа и отречением Наполеона в 1814 году. Без преувеличения скажу, что такого музейного уровня я никогда не видел. И само уникальное собрание, и построение экспозиции, и широкое использование медийных средств - выше всяких похвал.
Все это устроили в бывшем Музее Ленина, реконструировав его внутренний двор. При этом вход, вестибюль, гардероб и прочее отошли к новому музею.
Это здание хорошо знакомо москвичам. Оно было построено для Московской городской Думы в 1890-92 гг. по проекту Д.Н.Чичагова в популярном в то время псевдорусском стиле на месте «Львиного двора» Ивана IV (Царского зверинца). Но Члены городской Думы заседали в этом здании недолго: в советское время здесь разместился аппарат Моссовета, а в 1936 г. открылся Центральный музей В.И.Ленина. В настоящее время здание относится к Государственному Историческому музею и используется для хранения музейного фонда. С уверенностью можно утверждать, что Исторический музей щедро поделился экспонатами с вновь созданным музеем.
Зал 1. Россия и Франция: между миром и войной. 1801-1812гг. Темы этого зала - воцарение Александра I в 1801 г.; подписание Соглашения о мире в 1801 г.;
коронация Наполеона в 1804 г.; военная компания 1805-07 гг.; Тильзитский мир. Наиболее ценные экспонаты: Евангелие 1794г. в золотом окладе, подаренное Екатериной Второй своему внуку Александру; настольная печать Александра I; ратификационная грамота Парижского трактата о мире и дружбе между Французской республикой и Российской Империей ; мундир офицера Преображенского полка, который носил Александр; Орден Почетного Легиона Наполеона; парадная сабля Наполеона; ратификационная грамота Тильзитского трактата о мире и дружбе между Россией и Францией, обращение Наполеона к войскам во время компании 1805 года.
Зал 2. Вторжение Наполеона. От Немана до Смоленска. 23-27 июня 1812 г. Великая Армия форсировала Неман.
Начались бои первого этапа войны, было создано народное ополчение. Наиболее интересные экспонаты в этом зале походная кухня из обоза Наполеона, специальной конструкции (для вторжения в Россию); фальшивая ассигнация в 25 рублей французского производства;походная церковь императора Александра I, бывшая с ним во всех походах с 1812 по 1819 гг.», в которую входит целый ряд предметов для богослужения: походный иконостас, утварь, ризница, книги…; Манифест Александра о создании народного ополчения;медали и ордена; подлинная амуниция, стрелковое и холодное оружие; подлинные документы и карты.
Зал 3. Бородинское сражение. По названию ясна основная тема. Это самый большой зал, что и понятно.
В генеральном сражении у деревни Бородино 26 августа 1812 г. сошлись главные силы российской и французской армии. Окончательной победы, которая устраивала бы сильнейшего, не добилась ни одна из сторон, но по итогам боя М.И. Кутузов решил продолжить отступление к Москве. Один из тех редких случаев, когда обе стороны считали себя победившими. Но все сходятся во мнении, что Бородино стало примером отчаянной храбрости и невероятной жестокости. Все это делает его одним из самых ярких моментов в мировой военной истории. Кроме оружия, военной формы, наград, портретов в зале установлены экраны с записью фильма о сражении. То же и в других залах.
Зал 4. Великая армия в древней столице. Московский пожар.15 сентября французы вошли в Москву.
В столице начался грандиозный пожар, уничтоживший почти три четверти зданий. Вопрос, кто именно стал виновником катастрофы, долгое время будоражил общественное мнение. Вариантов выдвигалось много - от французских мародеров до московского градоначальника Ф.В.Ростопчина. Как бы то ни было, но пожар уничтожил все надежды Великой армии на спокойные зимние квартиры, а патовая ситуация, при которой не удавалось подписать мир, вынудила Наполеона начать отступление из России. В зале много картин о пожаре, но главная фишка - походная кровать Наполеона, конструкцию которой разработал в начале 1800-х годов Ж.М.Десуше , «слесарь Хранилища мебели Его Высочества Императора".
Зал 5. Изгнание неприятеля из пределов России. Великая армия оказалась в ситуации, когда каждый ход
лишь ухудшал ее позицию. Покинув выжженную столицу, она отправилась на юг, где наткнулась на российские войска. После стычки под Малоярославцем Наполеон повернул на запад. Преследуемая регулярной российской армией и партизанами, французская армия шла назад по разоренной Смоленской дороге. В зале много материалов, посвященных партизанской войне. Демонстрируется очень интересный фильм о военной амуниции того времени. Шедевр экспозиции - сани Наполеона. Известно, что император бросил остатки своей армии в Cморгони, уехав в закрытой карете. А на этих санях он проделал путь от Вильно (ныне г. Вильнюс) до реки Неман, естественной границы Российской империи.
Зал 6. Кампания 1813 года. Обычно заграничные походы российской армии 1813-1814 годов представляют как
медленный и торжественный марш на Париж, но на деле все обстояло иначе. После фиаско в России Наполеон за четыре месяца создал новую армию и нанес союзникам ряд чувствительных поражений при Лютцене, Бауцене и Дрездене. После последнего у него был отличный шанс окружить Богемскую армию. Этому помешала храбрость и стойкость гвардейских полков . Рядом с городом Кульм в Богемии отряд российской армии под началом Остермана-Толстого преградил путь корпусу Вандамма. Несмотря на явное неравенство сил, российский отряд отразил все атаки, а после подхода подкрепления разбил противника полностью. В зале выставлен сюртук генерал-лейтенанта Остермана-Толстого.
Зал 7. Кампания 1814 года во Франции. В конце марта 1814 г. союзные войска вышли к Парижу и после
непродолжительных боев овладели городом. Сколько бы Наполеон ни старался, сколько бы ни громил корпуса союзников поодиночке, все бесполезно - у союзников был подавляющий численный перевес и взятие Парижа было лишь делом времени. Командующие обороной французской столицы маршалы Мормон и Мортье решили не доводить дело до уличных боев и подписали акт о капитуляции, после чего в город вошли войска союзников. Наполеон еще пытался отыграть все назад, но вариантов у него не было - через пять дней после падения Парижа в Фонтенбло он подписал отречение. В зале выставлен Литургический набор, заказанный Александром I во Франции
в честь окончания войны и победы.
Зал 8. Память о войне. В зале выставлены в основном художественные полотна и изделия в память о войне.
Особенно выделяются картины В.В.Верещагина. Серия его картин, посвященная войне 1812 года, до конца дней оставалась главным делом художника. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". Я сфотографировал несколько. В принципе все они доступны в Интернете. Все-таки не удержусь - размещу здесь одну.
Вся информация на сайте музея. Где находится? Перед Красной площадью. Короче, все знают как ехать. Добавлю только, что парковаться можно на подземных парковках возле и под гостиницей "Москва".