Многочисленные результаты исследований работы руководителей показывают, что от 50 до 90 % всего своего времени они тратят на обмен информацией. Особенно важной для обеспечения эффективности всех организационных процессов является обратная связь.
Ведь без конструктивной, адекватной и своевременной обратной связи ни один, даже самый успешный руководитель не сможет эффективно реализовывать управленческие функции, решать поставленные задачи, принимать качественные решения.
При этом в каждой компании используются свои методы. Часть руководителей предпочитает письменные отчеты, другая - личные встречи, третья - обмен информацией по внутрикорпоративной сети. Каждый из методов имеет свои особенности, преимущества и, конечно же, недостатки.
Интересен опыт одной из зарубежных компаний, топ-менеджеры которой раз в месяц становятся ведущими телевизионной программы, организованной в виде ток-шоу.
Особенностью такого способа получения и подачи обратной связи является возможность говорить то, что думаешь. Все сотрудники корпорации имеют возможность напрямую задавать руководству свои вопросы, получать на них ответы, давать комментарии. Руководители при этом получают информацию «из первых уст», имеют возможность увидеть и понять мнение и реакцию исполнителей принимаемых ими решений, а также услышать мнение со стороны, поскольку передачу смотрят сотрудники других компаний, и не только смотрят, но и принимают активное участие в обсуждении.
А вот другой пример - на этот раз российская компания, идущая в ногу со временем, использующая многие современные методы и технологии. Каналы обратной связи здесь различны: письменные отчеты, корпоративные порталы, встречи руководителей и подчиненных, как общие, так и личные. Но есть очень интересные нюансы, убивающие, на мой взгляд, весь принцип обратной связи.
Например, личные встречи руководителей и сотрудников проводятся раз в год по заранее утвержденному графику. Обратная связь на корпоративном портале призвана решать текущие процедурные, юридические и спорные вопросы, и особенно важна для сотрудников, напрямую работающих с клиентами. Однако обращения сотрудников обрабатываются раз в неделю, и к моменту поступления ответов заданные вопросы уже теряют актуальность. Любой сотрудник имеет возможность предложить новую идею, но для этого он должен все тщательно проанализировать, просчитать, составить смету, без этого его идеи не рассматриваются. Все это не только противоречит самой идее обратной связи, но и провоцирует недовольство, конфликты, нежелание сотрудников участвовать в жизни организации, а со стороны руководителей - формальное отношение к управленческим коммуникациям.
Довольно часто обратная связь, как восходящая, так и нисходящая, становится одной из причин возникновения многочисленных проблем и сложностей. Тем не менее, говорить об эффективности, как каждого отдельного сотрудника, так и подразделений и компании в целом возможно только при условии качественно построенных информационных потоков в компании.
Можно ли однозначно утверждать, что главная роль в этом процессе принадлежит управленческому звену компании, независимо от его уровня в иерархической структуре?
Или не менее важна инициатива снизу, желание решать поставленные задачи, ответственность в подготовке отчетов? Желание каждого из сотрудников достичь поставленной цели, а не отмолчаться, прикрываясь спинами более словоохотливых коллег?
С уважением,
Ирина Трефилова
P. S.: «Хотите Узнать Больше?»
«Вас Интересуют Особенности Делового Общения?»
«Тогда Посмотрите ГОТОВУЮ Программу ТРЕНИНГА
„Эффективная управленческая коммуникация“!»