Дружил ли Сталин с Гитлером?

Jan 19, 2007 12:36


На форуме сайта www.hairle.ru юзер Офелия задала вопрос: "Уважаемые господа историки, не могли бы Вы поведать, какие отношения были у СССР с фашистской Германией до 1941-го года?
Слышала, что они, скажем так, находились в хороших отношениях друг с другом, совместно оккупировали часть Прибалтики, поделив затем между собой Польшу и Белоруссию (извините, если ошибаюсь по странам - история мне не даётся почему-то). И лишь после того, как Германия нарушила условия Мирного Договора, СССР вышла на тропу войны (не против фашистской идеологии, а именно против "свинства" Германии).
Если это так, возникает вопрос, зачем тогда мне (и миллионам других советских/российских детей) с детских лет "втирают" о неком великом подвиге советского народа в святом деле борьбы с фашизмом? К чему весь этот пафос: мол, мы, великая страна, защитники униженных и оскорблённых!?
Или я что-то путаю?"

Вот решил на него ответить.
Поняв, что Офелия не очень разбирается в сути вопроса, пришлось писать развернутый ответ, который по сути является небольшим ликбезом по предвоенному времени. Но до этого отмечу сразу: а) Белоруссию никто не делил - она входила в состав СССР с самого начала. б) совместной оккупации Прибалтики не было. Ее в 1941 году оккупировала Германия. А как Прибалтика попала в СССР - подробно ниже.

Для начала определимся как мы будем смотреть на историю и вообще на реальный мир? Как прожженные идеалисты, лозунг которых «Нет - войне, мы дети цветов - пошли в кусты» или все-таки с учетом того, что войны, к сожалению, неизбежны, цветы вызывают аллергию, а в кустах может быть нагажено? Как реалист я буду рассматривать историю все-таки со второй позиции - она правдивей.

Середина 30-х годов 20 века - самый напряженный участок прошлого. Именно в это время решалось быть той бойне, которую назвали Второй мировой войной или все-таки можно обойтись без нее. Как мы уже знаем - не обошлись. И до середины 80-х знали, что наша страна с честью прошла этот ад, доблестно победила и единственная, которая выполнила все соглашения и договора. Но время идет, дезинформаторы работают и появляются сомнения в благородстве и честности не только Сталина, как тогдашнего руководителя страны, но даже советского народа, что уже выходит за рамки банальной благоразумности.

Я не буду сейчас защищать наш народ - любые обвинения в его адрес находятся за гранью здравого смысла. Мы рассмотрим действия Иосифа Сталина, который стоял у штурвала и рулил внешней политикой СССР. Почему он «несправедливо» поступил с Прибалтикой, Польшей, Финляндией? И «несправедливо» ли?

23 августа 1939 года был подписан советско-германский пакт о ненападении. Пакт как пакт, обыкновенный документ, которые разные страны подписывают пачками. Есть такая штука в мировой политике - заключать разнообразные договора с помощью которых регулируются отношения между государствами, определяются зоны влияния и т.п. В этом пакте тоже ничего не обычного нет - Германия и СССР заверили друг друга, что ближайшее время не намереваются воевать между собой и определили зоны влияния: Финляндия, Эстония и Латвия входили в советскую сферу интересов, Литва - в германскую. Польшу поделили. Притом, Сталина интересовали только бывшие российские территории, которые Польша захватила в 1921 году и где большинство населения составляли украинцы и белорусы, а не поляки.

Эмоциональные возгласы: «Это отвратительно! Сталин с Гитлером договаривается!» не принимаются. Это политика, в ней не должны присутствовать моральные нормы девственницы-монашки. Сталин знал намеренья германского лидера по отношению к СССР и именно это знание и обязывало его заключить этот пакт. А если отметить, что Советский Союз был последней европейской страной, которая подписала пакт о ненападении с Германией (подобные договора были заключены с Гитлером Польшей, Великобританией и т.п.), то вообще не понятны все эти возмущения.  Более того, нельзя этот документ рассматривать в отрыве от тех реалий, которые сложились к августу 1939 года в мире - это крайне не чистоплотно.

Итак, что же было до советско-германского пакта?

29 сентября 1938 года премьер-министр Великобритании Чемберлен и канцлер Германии Гитлер заключили германо-британское соглашение «как символизирующее волю обоих народов никогда больше не вступать в войну друг против друга». Этот пакт был как бы приложением к «Мюнхенскому соглашению», в котором Англия и Франция давали добро на отторжение Германией Судетской области у Чехословакии, которая, кстати, числилась союзником британцев и французов и очень надеялась на «благородное» слово Чемберлена и Даладье (документально зафиксированное в договорах), что если немцы нападут на чехословацкие территории, то англичане и французы объявят войну агрессору и не дадут пропасть «друзьям». В итоге же, как мы знаем по истории, через каких-то полгода (15 марта 1939 года) Чехословакия исчезла (кстати, тогда кусок этой страны отхватила и Польша). Получилось как в известной пьесе: «Когда душили его жену, родную, он стоял рядом и успокаивал: «Потерпи немножко, может обойдется»

Не лишнем будет упомянуть, какие же цели преследовали Франция и Англия отдавая на заклание маленькую Чехословакию. Тут все просто - во-первых, задобрить злобного Адольфа, а во-вторых, намекнуть, что не плохо бы определиться с зонами влияния в Европе и колониях. Как видим, вполне шкурные интересы двух буржуазных государств, ради которых можно предать и союзников и отказаться от разумных предложений Советского Союза.

А что предлагал Сталин своим коллегам из Франции и Англии? Трудно в это поверить, не меньше, не больше, а восстановить Антанту, тот самый блок, который существовал до Октябрьской революции 1917 года. Советский лидер выступил с инициативой о создании организации для коллективного отпора агрессии со стороны Германии, т.е. каждое из трех государств должно было обязаться принять меры, если одно из них по какой‑либо причине окажется вовлеченным в войну. Практической основой для возможной коалиции трех государств был франко-советский пакт о взаимной подписанный сторонами в марте1935 год (но французский парламент ратифицировал его только через 11 месяцев). Также Сталин указывал на возможное участие в коалиции и Польши. Это предложение имело очень важное значение для Европы, но буржуазные страны из-за своей близорукой политики (чего не скажешь о внешнеполитических действиях СССР, в которых прослеживалась и логика и понимание реальностей) практически поставили на нем крест.

Для понимания того, почему появился на свет советско-германский пакт мы остановимся подробней на том, как Советский Союз стучался в двери недальновидной Западной Европы.

10 марта 1939 года И.Сталин в своей речи на XVIII съезде партии заявил, что политика нейтралитета и невмешательства западных стран ведет к мировой войне.

18 марта, практически сразу после крушения Чехословакии, нарком иностранных дел СССР Литвинов озвучил предложение о сборе Европейской конференции с участием Советского Союза, Франции, Англии, Польши, Румынии и Турции целью которой было объединение для противодействия агрессивной политики Германии. Англичане (сославшись на то, что такая конференция преждевременна и что английские министры слишком заняты) и поляки сразу ответили отказом.

23 марта Литва уступив давлению передает Германии Клайпедский край. Франция и Англия никак на это не прореагировали.

З апреля появляется секретная директива о войне против Польши «Операция Вайс» подписанная Гитлером, который довольно ясно представлял себе сложившуюся ситуацию. Об этом говорит следующая фраза: «Содействие России, если она вообще окажется на него способной, Польша никак не сможет принять». В этом документе так же указывалась дата начала войны с Польшей - 1 сентября 1939 года.

6 апреля Англия заключает с Польшей временный договор о взаимопомощи при агрессии со стороны третьей страны. Подобный, но постоянный, польско-французский договор уже существовал.

13 апреля Англия и Франция дали гарантии помощи в случае агрессии Румынии и Греции.

16 апреля нарком иностранных дел СССР Литвинов выступил с официальным предложением заключить трехсторонний договор о взаимопомощи между Англией, Францией и Советским Союзом.

28 апреля Гитлер объявил о ликвидации польско-германского пакта о ненападении.

8 мая Англия отклонила советское предложение от 16 апреля.

20 мая Германия предложила Советскому Союзу восстановить торговые отношения.

27 мая Англия выразила согласие начать политические переговоры по трехстороннему договору. Решение английским правительством было принято не охотно и лишь по причине того, что дошли слухи о германском предложение СССР по поводу возобновления торговых отношений.

Но начавшиеся переговоры шли со скрипом: пограничные с СССР страны получая гарантии от Англии и Франции, ни в какую не хотели идти на встречу Советскому Союзу в вопросах пропуска советских войск на и через свою территорию в случае агрессии со стороны Германии. Этими странами были Польша, Румыния, Финляндия, Эстония и Латвия. Причина отказа крылась в давлении на эти страны со стороны Германии.

Для решения этих проблем и форсирования переговоров советская сторона предложила Англии прислать в Москву министра иностранных дел.

7 июня Германия заключает пакты о ненападении с Эстонией и Латвией.

8 июня Англия отказала в приезде своего министра иностранных дел в Москву.

12 июня Англия подтвердила свой отказ.

14 июня в Москву на переговоры прибывает Уильям Стрэнг, заведующий центрально-европейским отделом министерства иностранных дел.

19 июня на встрече послов Эстонии и Великобретании эстонский представитель заявил, что в случае войны Германии против СССР, Эстония выступит на стороне Германии

18 июля СССР дал согласие Германии на переговоры касательно торговых отношений.

23 июля Англия и Франция согласились провести переговоры с СССР по поводу военной антигерманской конвенции.

2 августа советская сторона приостановила политические переговоры с Англией и Францией настаивая на форсирование военных переговоров.

3 августа Германия предлагает СССР начать переговоры по нормализации отношений.

11 августа в Москву прибывает англо-французская военная миссия. Примечательно, что иностранные миссии состояли из второстепенных военных. Англичане к тому же не имели полномочий на ведение переговоров и принятие решений! Добавим к этому, что миссии добирались до СССР 6 дней предпочтя пароход самолету.

12 августа Советский Союз дал согласие Германии на начало политических переговоров.

14 августа англо-франко-советские переговоры зашли в тупик из-за польского вопроса. Советскую сторону интересовали гарантии пропуска войск по польской территории в случае начала войны.

15 августа СССР предложил Германии обсудить перспективу заключения пакта о ненападении.

16 августа нарком иностранных дел СССР Молотов уведомил американского посла о начале переговоров с Германией.

19 августа подписано советско-германское торговое соглашение.

20 августа Польша подтвердила свой отказ в пропуске советских войск по своей территории.

21 августа английская военная миссия получила потдверждение своих полномочий на ведение переговоров и принятия решений.

23 августа подписывается советско-германский пакт о ненападении.

Перечень дат и событий не может дать полного представления о том, что происходило в это время в Европе, раскрыть все ходы и стремления политиков. Но даже не вдаваясь в тонкости можно понять, что в сложившейся ситуации советско-германский пакт был единственным правильным решением Сталина. Да и других просто не было.

В течении пяти месяцев советское правительство добивалось заключение необходимого антигерманского союза и пять месяцев терпело Англию, которая намеренно затягивало переговорный процесс и строптивую до потери пульса Польшу.

Для сравнения, роковые переговоры Чемберлен-Гитлер в сентябре 1938 года продолжались не больше 2 недель. Франко-германский дружественный пакт, подписанный 6 декабря 1938 года, был готов в течении 3 недель. Англо-германское морское соглашение 1935 года, благодаря которому немцы получили возможность строить военный флот, было заключено через месяц (Гитлер намекнул об этом 21 мая, а подписали уже 18 июня). Не лишним будет отметить, что все эти документы подписывались с явным антисоветским уклоном. Например, делая официальное заявление о морском соглашении, англичане подчеркивали, что оно направлено на обеспечение Германии полного господства в отношении СССР на Балтийском море.

А если вспомнить не рассмотренный здесь «пакт четырех» (договор между Англией, Францией, Германией и Италией от 15 июля 1933 года), который поддержали США и который имел явный антисоветский характер, то становится очевидным - СССР практически был политически изолирован.

А ведь еще в декабре 1933 года (!), после заключения «пакта четырех», СССР выдвинул предложение по созданию в Европе системы коллективной безопасности, где, в частности говорилось: «2) СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии. 3) СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участием Франции и Польши». Т.е. пять с половиной лет Советский Союз талдычил западным державам одно и тоже: «Давайте объединимся против Германии!». Но в пустую - буржуазные страны, словно пораженные мозговым недугом, ни в какую не хотели видеть потенциальную угрозу со стороны нацистской Германии и, напротив, всячески ей помогали.

Подписанию германо-советского пакта, как видно из выше написанного, предшествовало упрямое нежелание европейских стран сотрудничать с СССР. Более того, с конца июня 1939 года немецкие войска вели активное развертывание у границ Польши, что, в свете одностороннего разрыва германо-польского пакта, явно указывало на решение Германией начать войну против Польши. Прибалтийские страны подписали дружественные соглашения с Гитлером, а кое-кто (Эстония) даже заявил о возможном военном союзе с Германией против СССР.
Значение германо-советского пакта со стратегической и политической точки зрения очень большое - а) СССР не допустил попадания в оккупацию украинцев, русских, евреев и белоруссов проживавших в восточных территориях Польши, б) нейтрализована потенциальная угроза Ленинграду и Москве со стороны Прибалтийских территорий. То, что прибалтийские гос-ва в дальнейшем стали бы плацдармом для развертывания германских войск, было понятно по предвоенным позициям этих стран в сношениях с Германией.
А теперь, о том, как происходил процесс т.н. «захвата» СССР Восточной Польши и Прибалтики.
Население Восточной Польши практически не сопротивлялось входу Советской Армии, о чем говорят относительно небольшие потери в рядах советских солдат. Главным местом боев стал город Вильна (Вильнюс), который в последствии был передан Литве, как ее исконная территория.
Далее - никакого военного захвата Прибалтики не было, а были срочные договора по которым СССР получал право дислоцировать свои войска на территории Эстонии, Литвы и Латвии (договора заключены в октябре-ноябре 1939 года).
В дальнейшем, когда Германия продолжила захват Европы, СССР выступил с предложением продлить договора и увеличить численный состав своих войск на территории прибалтийских государств. Но еще в начале декабря 1939 года прошла секретная 10 конференция т.н. Балтийской Антанты (Литва, Латвия и Эстония), где была принята антисоветская резолюция. Появилась она не на пустом месте - еще в ноябре прошли переговоры Германией, Литвой и Эстонией. В марте прошла 11 конференция Балтийской Антанты, которой предшествовала поездка в Германию начальника политической полиции Литвы.
Как видно, Германия формально передав Прибалтику в сферу влияния СССР, не прекращала своего воздействия на эти государства, которые шли навстречу Гитлеру. Такое положение дел, само собой, не могло устраивать нашу страну и ей пришлось пойти на серьезное политическое давление на прибалтийские гос-ва, которое закончилось их аннексией на основе заключенных договоров. Поэтому говорить, что СССР оккупировал Прибалтику, значит идти против истины - присоединение этих стран произошло без военных действий, на основе юридических документов, тогда как оккупация это занятие вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства без приобретения суверенных прав на нее. СССР документально имел суверенные права на территории Эстонии, Латвии и Литвы, а посему все обвинения в адрес Советского руководства снимаются.

Саммари (краткий ответ на вопрос Офелии): Отношения между Германией и СССР до 1941 года были напряженные. Ничего между собой они не делили (СССР отстоял свои интересы, которые были жизнено важны). Прибалтику СССР не оккупировал, а оккупировала Германия с 1941 года.
Наш народ в этой войне был защитником. И ты все путаешь :-)

история

Previous post Next post
Up