Оглавление.
1. Роль пропаганды в успехе протестного движения. Целевая аудитория пропаганды. 2. Цели пропаганды. Общая схема одного из путей достижения этих целей. 3. Материальные средства, форматы подачи содержания, среды распространения.4. Содержания пропагандистских сообщений: характеристика, требования.
4.1. Характеристики пропагандистских сообщений.
Полагаю, для содержания пропагандистских сообщений можно указать несколько существенных характеристик:
-> эмоциональность (связана с используемыми описаниями, оценками, терминами, стилем, образностью текста);
-> информативность (зависит в т.ч. от размера и формата источника информации; если это текст - то от объема текста; если это фильм - то от его длительности);
-> аргументированность, доказательность, убедительность: зависит от устройства аргументации, ее обоснованности (например, если для обоснования используется статистика, то следует позаботиться об источниках, откуда она взята, - как и в случае видеозаписей и многих других ссылок на «вещдоки»).
4.2. Требования к сообщениям пропаганды.
Что касается требований к пропагандистским сообщениям, то можно, к примеру, привести такие:
-> наличие центрального тезиса (например, утверждение, содержащееся в лозунге; или вывод, который почти что сам напрашивается из текста - скажем, о том, что Путин - неразборчивый в средствах политической борьбы политик, и т.д.);
-> малая уязвимость для критики;
-> определенная степень понятности для целевой аудитории;
-> выраженный стиль изложения, настроения, выразительности (пессимистический, тревожный, обвиняющий, заинтересовывающий, воодушевляющий и др.);
В некоторых случаях совмещение тех или иных требований (скажем, легкости для понимания с малой уязвимостью для критики) бывает затруднительно и приходится идти на различные жертвы.
Вывод. В чем, по-моему, должна быть особенность пропаганды оппозиции в РФ в наше время по сравнению с другими случаями?
-> пропаганда не должна быть направлена против многих рядовых граждан (скажем, тех рядовых граждан - бюджетников, которые поддерживали власть своим присутствием на площадях - в т.ч. от нашего отношения к ним будет зависеть, как широкие слои общества будут относиться потом к нам. Если мы обвиняли их в продажности за 500 рублей, в том, что они - подневольное быдло и т.д., то ответной реакции, - а именно, осуждения оппозиции, - долго ждать, думаю, не придется). При этом, полагаю, бранить за дело власть, некоторые группы чиновников (судей, администрацию и др.), некоторые группы и некоторых людей из оппозиции, молодежные провластные организации и т.д., пожалуй, надо - это нормально и простительно; частью граждан это даже будет, вероятно, приветствоваться: оппозиция на то и оппозиция, чтобы критиковать власть и указывать ей на ее ошибки.
-> пропаганда должна быть, пожалуй, эффективна не столько за счет своей эмоциональности, сколько за счет обоснованности;
-> по возможности надо использовать каждую ошибку власти, каждый ее поспешный (или наоборот - медленный, неуверенный, половинчатый) шаг как случай указать на эту ошибку, случай направить против нее содержательную критику, каждый получивший широкую огласку скандал по коррупции, несправедливому осуждению, произволу чиновников обратить против власти, показав либо злую волю (что будет менее убедительно), либо бессилие (что, полагаю, будет более убедительно) власти навести порядок в стране;
-> и, наконец, самое главное, - нашим оружием должна стать правда о всех тех деяниях, которые выставляют власть в отрицательном свете… до тех пор, пока многие граждане не начнут воспринимать руководителей нынешнего государства как тех, кто действует в первую очередь в своих, а не в их (т.е. граждан) интересах…