концепция пропаганды. ч.3. Материальные средства, форматы подачи содержания, среды распространения.

Jun 10, 2012 17:14

Оглавление.

1. Роль пропаганды в успехе протестного движения. Целевая аудитория пропаганды.
2. Цели пропаганды. Общая схема одного из путей достижения этих целей.
3. Материальные средства, форматы подачи содержания, среды распространения.
4. Содержания пропагандистских сообщений: характеристика, требования.
_________________


3.1. Материальные средства, используемые в пропаганде.
Полагаю, что основные виды пропагандистских сообщений, которые мы могли бы использовать, таковы:
1) текстовые;
2) зрительные;
3) звуковые;

Соответственно, материальные носители для этих сообщений можно использовать следующие:

1) все, на чем можно написать текст: бумаги, ткани, полотнища, поверхности зданий на улицах, значки, одежда, цифровые носители и др.;
2) точно также и с изображением (поскольку текст - тоже изображение). Другое дело, что изображения можно разделить на статические (фото, видео и др.) и динамические (видео-трансляции, живые политические акции и т.п.), а у них носители будут немало отличаться;
3) из звуковых носителей можно выделить живые акции, радиотрансляции, видео-трансляции, звуковые записи на цифровых носителях и др.;

3.2. Форматы подачи содержания.
В связи с указанными носителями можно указать и конкретные форматы подачи содержания пропагандистских сообщений. Некоторые конкретные форматы могут заключать в себе сразу несколько типов сообщений (зрительные, звуковые и текстовые), поэтому такая классификация - несколько неудобна, однако, полагаю, она может оказаться полезной;

1) Для текстовых сообщений:

- (агитация) пропагандистские листовки, плакаты, растяжки, флаги, граффити и просто надписи на зданиях, стенах и др. (их достоинства в т.ч. в том, что их не всегда просто стереть, убрать);
- (атрибутика) ленты, шарфы, значки, другие элементы одежды;
- (публицистика) репортажи, расследования, интервью и др.;
- (аналитика) серьезно аргументированная критика действий нынешней власти - с применением статистики, политического, правового, экономического анализа и др.;
- (политическая сатира) любые из различных текстовых жанров искусства: драматургия, поэзия, проза. Это м.б. пьесы, стихотворения, анекдоты, фельетоны, романы, притчи и др.;

2) Для зрительных сообщений:

2.1) для статических:
- (в частях «агитация», «атрибутика» - очень сходно с текстовыми сообщениями);
- (изобразительное искусство): фотографии, графика, фотожабы, картины, карикатуры, скульптуры и др.;
2.2) для динамических:
- (политические события): митинги, демонстрации, пикеты, забастовки;
- (документальное): короткометражное и полнометражное кино, видео-трансляции, репортажи, интервью, трансляции политических бесед, дебатов, обращений, вещественные доказательства (для судов);
- (искусство): уличные действа: флешмобы (по сути, акцию Pussy Riot можно было бы отнести сюда), перформансы, представления; театральные представления; художественный кинематограф;

3) Для звуковых сообщений:

- (агитация): речи, обращения, беседы, споры, дебаты, лозунги и др.;
- (документальное): почти все то же, что относится и к зрительным сообщениям, имеющим звуковую составляющую;
- (искусство): песни, мелодии, чтение стихов + все те форматы, которые касаются зрительных сообщений, где присутствует звуковая составляющая;

Примечание:

- разумеется, для различных целей, для различных целевых аудиторий и при различных обстоятельствах требуются и различные форматы пропагандистских сообщений. - я не посчитал нужным расписывать такие функции и случаи, поскольку их очень много и на описание их всех можно произвести по объему целую монографию текста, а то и в нескольких томах. - При случае же, когда все эти переменные определены, не столь уж трудно решить, какие использовать форматы подачи материала из упомянутых выше;
- кроме того, как я упоминал, в некоторых случаях удобно сочетать в одном формате несколько видов сообщений: текстовые, зрительные, звуковые. Можно, например, составить успешную сатирическую пьесу, можно создать веселый флешмоб, можно провести расследование с разнообразными вещественными доказательствами, можно написать серьезную критическую статью в жанре политической аналитики, можно записать видеоролик со звуком и т.д., и т.п.

Можно также применять для успешного результата не один формат подачи материала, а несколько. Скажем, можно составить такую комбинацию:
Допустим, где-то случилось событие вроде массового убийства в Кущевке. По этому поводу можно попробовать распространить в столице региона политический агитационный материал (листовки, плакаты, граффити), показывать людям уже готовые журналистские расследования, в которых говорится о том, как милиция покрывала преступников, можно снять документальный фильм, в котором собрать (если получится) материал по таким Кущевкам со всей России (ну или из каких регионов получится).
Недоверие к полиции, недовольство нынешним положением дел, несправедливостью нынешнего общественного устройства - подобные результаты можно получить благодаря подобным сочетаниям. Кроме того, подобные события могут вызвать широкий общественный резонанс.

3.3. Среды распространения информации.

Можно обратить внимание также и на среды распространения пропагандистской информации. Нас они будут интересовать в той мере, как быстро в них распространяется информация, какая там цензура, насколько они массовы по своей аудитории и т.п.

1) интернет. - Одна из самых удобных для оппозиции сред:
- он не цензурируется властями,
- в интернете информация может быть распространена быстро (это зависит также и от конкретного ресурса, на котором она выложена) и скопирована многократно без потери качества,
- за нее трудно привлечь к административной или уголовной ответственности,
- власть не научилась управляться с интернетом, хотя имеет и свои электронные издания, и (судя по слухам) имела временную армию платных комментаторов; однако информационные вбросы иногда используются властями более менее полезно для себя (например, выкладывание прослушки Немцова);
- в интернете можно найти информацию за прошлые годы, - на телевидении тема в лучшем случае освещается достаточно краткий период времени, после чего про нее забывают;
- пользуясь телевидением, человек может лишь переключать кнопки каналов, пользуясь интернетом - подбирать для себя занятия и источники по своим интересам;

Некоторые недостатки интернета: он еще не стал столь массовым, как государственные телеканалы; к тому же некоторые группы граждан охватываются интернетом достаточно мало, а телевидением - гораздо более значительно (речь - все о тех же бюджетниках из регионов).

2) телевидение - пожалуй, основной проводник провластной пропаганды. По многим параметрам противоположно интернету - сравнительную характеристику см. выше;

3) печатная среда - печатные сми, брошюры, листовки, художественные произведения.
В этой сфере у властей также есть определенное преимущество за счет нескольких многотиражных газет, однако, полагаю, они не являются столь же важными для властей, как телевидение; ведь в наше время печатные источники информации несколько уступили свои роли аудио- и видео- источникам.
Частично в печатной сфере оппозиция может взять реванш за счет художественной литературы, политической сатиры, анекдотов, листовок и др., однако собственных многотиражных газет у нее нет, и в полной мере сравняться с властью в печатных делах она на нише СМИ сейчас не способна.

Замечу для порядка, что открытие оппозиционного телеканала или печатного органа в наше время, пожалуй, стоит под вопросом - поскольку он может быть закрыт властью под различными надуманными предлогами.
Однако телеканал был бы, пожалуй, особенно кстати для оппозиции, и стоил того, чтобы отстаивать возможность его открытия и вещания по всей стране в судах, на митингах, на пресс-конференциях и др., как и денежных затрат, которые потребовалось бы в него вложить.

4) уличная деятельность: в преддверии выборов власть не скупилась на пропагандистские плакаты, на митинги и другую активность; после выборов им вряд ли удастся активизировать своих сторонников в ближайшее время настолько же масштабно, поэтому оппозиция может взять реванш, если значительно увеличит свою активность на улицах.
Частичное достоинство уличных акций - их можно осуществлять достаточно незаметно для всяких органов правопорядка; однако последствия уличной активности в некоторых случаях мало заметны и для граждан, живущих в этом городе;

5) общение с людьми в различных коллективах: учебном, профессиональном, с близкими, родственниками, друзьями, знакомыми; а также - с помощью интернета - в социальных сетях, на форумах, в комментариях к любым записям, видео-роликам, демотиваторам и др.;

В этом последнем случае успех агитации зависит не в последней мере от умений убеждать других, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к оппоненту в споре, умения завоевать уважение коллектива или конкретного человека и т.д. Конечно, эти навыки востребованы и в других средах, но в личном общении они могут быть даже ключевыми для успеха.

распространение агитации, устройство ДМП

Previous post Next post
Up