Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - IV

Feb 08, 2015 20:40

Оригинал взят у nikolai_endegor в Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - IV
Продолжение. Начало здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html

Отношение французов к смерти достаточно специфично: понимая и принимая всю ее трагичность, они, тем не менее, умеют почувствовать в этом неизбежном событии и определенную красоту, и иронию судьбы, и даже какие-то положительные черты. Возможно поэтому на Пер-Лашез достаточно много, скажем так, не совсем обычных могил, которые вызывают не только горестные вздохи, но и возгласы удивления и восхищения, а иногда и улыбку.

Арман Фернандес (1928 - 2005), художник и скульптор



Пассажирам поездов парижского вокзала Сент-Лазар не миновать необычных скульптур Армана: у одного входа в здание стоит колонна из нескольких десятков нагроможденных друг на друга часов, а у другого - такая же колонна из дорожных сумок и чемоданов. "Количество собранных вместе объектов меняет их качество и облик" утверждал скульптор, называвший свои произведения аккумуляциями.



Арман. "Вечная камера хранения" (слева) и "Время для всех" (справа)

Арман всегда работал со множеством предметов. Он строил свои аккумуляции из гор музыкальных инструментов и машин, ключей и лампочек, противогазов и столовых приборов. Он был страстным коллекционером и собирал такие разные вещи как китайский фарфор, пистолеты, радиоприемники, часы, настольные лампы, работы сюрреалистов, африканскую скульптуру, старинное японское военное снаряжение. Казалось, что и самого Армана было много: он увлекался шахматами и буддизмом, математикой и археологией, астрологией и восточными единоборствами... Арман имел два гражданства, французское и американское, и даже в личной бурной жизни он не ограничился моногамией - у него было две семьи и шестеро детей.. Вот почему мне кажется необыкновенно точной и меткой короткая авто-эпитафия на намогильной табличке с подписью Армана: "Наконец-то один!"

Подробнее об Армане: http://art.1september.ru/article.php?ID=200801008

Миррей Альбрехт (1924 - 2007)



Как пишет дочь Миррей, этот необычный надгробный памятник в виде балансирующего стула был создан Энтони Расселом, другом ее матери. На сиденьи стула изображен символ Ауровиля - международного "города рассвета", основанного последователями Шри Ауробиндо в Индии. Миррей неоднократно ездила туда, но всегда возвращалась во Францию.

Жорж Гюэ (1886 - 1936), архитектор



Прекрасное надгробие в стиле ар-нуво было создано Гюэ для членов своей семьи; здесь же погребли и его самого. Часовню венчает цветник на крыше. Когда я его увидел, мне сразу вспомнилась крыша Ла Педреры - знаменитого дома Гауди в Барселоне.



Феликс де Божур (1765 - 1836), дипломат



Месье Ферис взял себе имя Феликс (лат. - счастливый, плодоносный, богатый), и назвался бароном Божуром. Карьера его была блестяща, но вот потомства он не оставил, зато упокоился под этим гигантским каменным фаллосом - самым высоким надгробием на Пер-Лашез.

Колумбарий

"Веселые картинки"?



Пример дальновидного решения. По-видимому, четыре соседние ячейки были выкуплены заранее, чтобы в двух установить урны, а в двух других - небольшой, но изящный памятник.



Семейство Шамеруа-Рожерон



Это надгробие известно своим памятником собаке, на котором написано "Лик, наш надежный друг". Правда сам Лик скорее всего погребен не здесь, а на кладбище домашних животных в Ансьер-сюр-Сен, где стоит такой же бронзовый барельеф: http://europeforvisitors.com/paris/articles/paris-dog-cemetery-photos-12.htm

Жан Карриэс (1855 - 1994), скульптор



Могила Карриэса необычна тем, что автором памятника на ней является он сам. Согласитесь, автопортрет в скульптуре явление нечастое, а уж надгробный автопортрет тем более. Скульптор держит в руках одну из своих миниатюр - "Джентльмен Людовик XIII", а рядом лежит маска его матери, умершей, когда Жану было шесть лет. Сирота-самоучка, Карриэс пришел в Париж из далекого Лиона, работал на стройке и все время лепил - создавая и миниатюры, и портреты, и маски, и фигуры фантастических животных.



Жан Карриэс. Ушастая лягушка (Малый дворец, Париж), Русский нищий (Музей изящных искусств, Лион)

Скульптор творил неистово, полностью погружаясь в процесс и забывая обо всем, в том числе о своем здоровье. Последние четыре года он посвятил своему главному произведению - Вратам Парсифаля, но не сумел завершить его, умерев от скоротечной чахотки.



Жан Карриэс за работой над Вратами Парсифаля.

О Карриэсе (на английском): http://www.thearttribune.com/Jean-Carries.html

Феликс Фор (1841 - 1899), президент Франции



Проходя мимо этой могилы кто-то из французов хмыкает, а кто-то хихикает. По официальной версии президент умер в своем рабочем кабинете в Елисейском дворце "от переутомления". Это действительно так, но с одним уточнением: в трагический момент Фор держал в руках не государственные бумаги, а свою молодую любовницу - жену художника, которого наняли рисовать президентский портрет.

Бернар Верлак (1957 - 2015), карикатурист



Совсем недавно на Пер-Лашез похоронили карикатуриста Верлака по прозвищу Тинью, убитого исламистами в редакции журнала Charlie Hedbo. Перед погребальной церемонией родственники и друзья покойного разрисовали весь его фанерный гроб карикатурами.



Фото Associated Press

На могиле Тинью карикатур пока нет, но сдается мне, что это ненадолго...

А видели вы когда-нибудь на кладбищах украшенные новогодние елки? На Пер-Лашез они есть:



На одном из пер-лашезских надгробий начертано: "смерть - это выход из темноты на свет"





Хорошо сидим...



Окончание следует
Previous post Next post
Up