Оригинал взят у
nikolai_endegor в
Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - IVПродолжение. Начало здесь:
http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html Отношение французов к смерти достаточно специфично: понимая и принимая всю ее трагичность, они, тем не менее, умеют почувствовать в этом неизбежном событии и определенную красоту, и иронию судьбы, и даже какие-то положительные черты. Возможно поэтому на Пер-Лашез достаточно много, скажем так, не совсем обычных могил, которые вызывают не только горестные вздохи, но и возгласы удивления и восхищения, а иногда и улыбку.
Арман Фернандес (1928 - 2005), художник и скульптор
Пассажирам поездов парижского вокзала Сент-Лазар не миновать необычных скульптур Армана: у одного входа в здание стоит колонна из нескольких десятков нагроможденных друг на друга часов, а у другого - такая же колонна из дорожных сумок и чемоданов. "Количество собранных вместе объектов меняет их качество и облик" утверждал скульптор, называвший свои произведения аккумуляциями.
Арман. "Вечная камера хранения" (слева) и "Время для всех" (справа)
Арман всегда работал со множеством предметов. Он строил свои аккумуляции из гор музыкальных инструментов и машин, ключей и лампочек, противогазов и столовых приборов. Он был страстным коллекционером и собирал такие разные вещи как китайский фарфор, пистолеты, радиоприемники, часы, настольные лампы, работы сюрреалистов, африканскую скульптуру, старинное японское военное снаряжение. Казалось, что и самого Армана было много: он увлекался шахматами и буддизмом, математикой и археологией, астрологией и восточными единоборствами... Арман имел два гражданства, французское и американское, и даже в личной бурной жизни он не ограничился моногамией - у него было две семьи и шестеро детей.. Вот почему мне кажется необыкновенно точной и меткой короткая авто-эпитафия на намогильной табличке с подписью Армана: "Наконец-то один!"
Подробнее об Армане:
http://art.1september.ru/article.php?ID=200801008 Миррей Альбрехт (1924 - 2007)
Как пишет дочь Миррей, этот необычный надгробный памятник в виде балансирующего стула был создан Энтони Расселом, другом ее матери. На сиденьи стула изображен символ Ауровиля - международного "города рассвета", основанного последователями Шри Ауробиндо в Индии. Миррей неоднократно ездила туда, но всегда возвращалась во Францию.
Жорж Гюэ (1886 - 1936), архитектор
Прекрасное надгробие в стиле ар-нуво было создано Гюэ для членов своей семьи; здесь же погребли и его самого. Часовню венчает цветник на крыше. Когда я его увидел, мне сразу вспомнилась крыша Ла Педреры - знаменитого дома Гауди в Барселоне.
Феликс де Божур (1765 - 1836), дипломат
Месье Ферис взял себе имя Феликс (лат. - счастливый, плодоносный, богатый), и назвался бароном Божуром. Карьера его была блестяща, но вот потомства он не оставил, зато упокоился под этим гигантским каменным фаллосом - самым высоким надгробием на Пер-Лашез.
Колумбарий
"Веселые картинки"?
Пример дальновидного решения. По-видимому, четыре соседние ячейки были выкуплены заранее, чтобы в двух установить урны, а в двух других - небольшой, но изящный памятник.
Семейство Шамеруа-Рожерон
Это надгробие известно своим памятником собаке, на котором написано "Лик, наш надежный друг". Правда сам Лик скорее всего погребен не здесь, а на кладбище домашних животных в Ансьер-сюр-Сен, где стоит такой же бронзовый барельеф:
http://europeforvisitors.com/paris/articles/paris-dog-cemetery-photos-12.htm Жан Карриэс (1855 - 1994), скульптор
Могила Карриэса необычна тем, что автором памятника на ней является он сам. Согласитесь, автопортрет в скульптуре явление нечастое, а уж надгробный автопортрет тем более. Скульптор держит в руках одну из своих миниатюр - "Джентльмен Людовик XIII", а рядом лежит маска его матери, умершей, когда Жану было шесть лет. Сирота-самоучка, Карриэс пришел в Париж из далекого Лиона, работал на стройке и все время лепил - создавая и миниатюры, и портреты, и маски, и фигуры фантастических животных.
Жан Карриэс. Ушастая лягушка (Малый дворец, Париж), Русский нищий (Музей изящных искусств, Лион)
Скульптор творил неистово, полностью погружаясь в процесс и забывая обо всем, в том числе о своем здоровье. Последние четыре года он посвятил своему главному произведению - Вратам Парсифаля, но не сумел завершить его, умерев от скоротечной чахотки.
Жан Карриэс за работой над Вратами Парсифаля.
О Карриэсе (на английском):
http://www.thearttribune.com/Jean-Carries.html Феликс Фор (1841 - 1899), президент Франции
Проходя мимо этой могилы кто-то из французов хмыкает, а кто-то хихикает. По официальной версии президент умер в своем рабочем кабинете в Елисейском дворце "от переутомления". Это действительно так, но с одним уточнением: в трагический момент Фор держал в руках не государственные бумаги, а свою молодую любовницу - жену художника, которого наняли рисовать президентский портрет.
Бернар Верлак (1957 - 2015), карикатурист
Совсем недавно на Пер-Лашез похоронили карикатуриста Верлака по прозвищу Тинью, убитого исламистами в редакции журнала Charlie Hedbo. Перед погребальной церемонией родственники и друзья покойного разрисовали весь его фанерный гроб карикатурами.
Фото Associated Press
На могиле Тинью карикатур пока нет, но сдается мне, что это ненадолго...
А видели вы когда-нибудь на кладбищах украшенные новогодние елки? На Пер-Лашез они есть:
На одном из пер-лашезских надгробий начертано: "смерть - это выход из темноты на свет"
Хорошо сидим...
Окончание следует