Это продолжение истории, начало, которой здесь: -
Аварийная буксировка танкера «Варзуга» (ч. 1) Движение нашего каравана от места начала буксировки у порта Сабетта 2 (проект Арктик СПГ-2) через Обскую губу и практически всё Карское море с юга на север, прошло без каких-либо затруднений. Но на подходах к северной оконечности
Северного острова архипелага Новая Земля на широте 76,5 градусов северной мы встретили тяжелый лёд. Он образовался у восточных берегов
Новой земли. И формировался под действием ветров и течений, прижимающих ледовый массив Карского моря к берегам архипелага. Когда такое происходит - лёд торосится, наслаивается и становится менее проходимый, чем если бы он лежал ровной пластиной посередь моря. И получается, что вдоль побережья образуется барьерный пояс из тяжелых льдов. Но со временем роза ветров сменилась и эти барьеры, сначала отдуло от берега, а потом протянуло на север вдоль берега и вынесло на дорогу судам, идущим на кромку льдов в Баренцево море, через
мыс Желания.
Идущий впереди нас атомный ледокол "Вайгач" не смог сходу преодолеет тяжелый торос на курсе. Мы остановились в ожидании, когда "Вайгач" разрубит торос. Но канал "Вайгача" превратился в гряду торосов в считанные минуты. Сжатие сдавило тисками буксируемый нами танкер "Варзуга", и когда "Вайгач" пробил торос, мы не смогли стронуть танкер с места.
1.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1069146/1069146_original.jpg)
Лёд так давил на борта наших судов, что стоял грохот, ледокол подрагивал, а вдоль борта громоздились льдины.
2.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1069323/1069323_original.jpg)
"Вайгач" развернулся и начал околку нашей сцепки, чтобы снять напряжение льдов.
3.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1069747/1069747_original.jpg)
4.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1069909/1069909_original.jpg)
5.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1070105/1070105_original.jpg)
Обойдя караван вокруг, "Вайгач" начал заходить на околку "Варзуги", но хозяева здешних мест немного замедлили этот процесс.
6.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1070563/1070563_original.jpg)
Семья из мамы и двух взрослых медвежат спокойно шли своей дорогой.
7.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1070704/1070704_original.jpg)
Фото капитана а/л "Вайгач" Скрябина А.В.
Но дети всегда дети. И конечно медвежат заинтересовали эти красные громадины, что оказались на их территории.
8.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1071064/1071064_original.jpg)
Более подробно про путешествие медведей у нашего каравана я выложу позже.
Но вот - дорога свободна, и "Вайгач" продолжил движение вперёд, чтобы разрушить лёд у борта танкера и мы смогли двигаться дальше.
9.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1071153/1071153_original.jpg)
10.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1071399/1071399_original.jpg)
С мостика "Вайгача" хорошо видно, что АЗИПОД танкера еще на месте. Это хорошо!
11.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1072620/1072620_original.jpg)
Фото капитана а/л "Вайгач" Скрябина А.В.
Но вот - лёд у борта танкера сломан.
12.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1072805/1072805_original.jpg)
"Вайгач" отходит назад, чтобы тиски, сжимающие "Варзугу" ослабили своё давление.
13.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1073124/1073124_original.jpg)
И мы продолжили движение вперёд.
14.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1073252/1073252_original.jpg)
Тут хорошо видна толщина льда у нас на пути.
15.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1073575/1073575_original.jpg)
Успешно преодолев полосу барьерного льда, обогнув самую северную точку Новой земли м.Желания, мы вышли в Баренцево море, где вскоре оказались на молодых льдах.
"Вайгач" дал полный ход и умчался за горизонт. Навстречу нашему подопечному из порта Мурманск вышел буксир спасатель "
Умка". У него очень слабый ледовый класс, и встретив на пути молодые льды спасатель замедлил скорость. Буксировать же аварийный танкер на молодых льдах сложно. Да и очень далеко, а нам еще предстоит делать основную работу.
16.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1073732/1073732_original.jpg)
Посему было принято решение, что мы доводим "Варзугу" до границы плотных льдов, отдаём буксир и оставляем в дрейфе. А "Вайгач" приводит "
Умку" к аварийному танкеру.
17.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1074158/1074158_original.jpg)
Мы отдали буксир и развернулись на обратный курс.
18.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1074365/1074365_original.jpg)
Оставив танкер "Варзуга" ожидать помощь с юга.
19.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1074477/1074477_original.jpg)
На этом наша миссия закончилась и пожелав "Варзуге" спокойного моря на переходе и удачного возвращения к берегам, помчались в море Карское, где у м.Желания нас уже поджидал очередной клиент с грузом для порта Сабетта.
20.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/1074942/1074942_original.jpg)
Но это не конец истории.
Окончание здесь:
Аварийная буксировка танкера «Варзуга». Окончание.