Аварийная буксировка танкера «Варзуга» (ч. 1)

Apr 03, 2020 14:00

Мы уже вернулись в Обскую губу. Но предыдущие дни были напряженные и этим интересные. Накопилось много фотографий. Чем и начну делиться не торопясь.

История началась 15 марта. Атомный ледокол "Вайгач" взял под проводку танкер "Варзуга" из порта Сабетта 2 (проект Арктик СПГ-2), чтобы вывести на западную кромку льдов. Но только они отошли от порта, как у танкера  отказал двигатель. Двигатель у него не обычный, а АЗИПОД. Т.е. это винто-рулевая колонка у которой электродвигатель находится под водой в гондоле. У судов оборудованных такой конструкцией и руля нет. Кнструкция напоминает подвесной лодочный мотор. Подробно об этом можно почитать тут: Что такое Azipod?
Вести судно через льды Арктического бассейна без работающего двигателя, не способным управляться нельзя. Да и куда вести - за льдами начинается Баренцево море.
Всем стало понятно, что для  дрейфующего танкера с поломанным двигателем - Обская губа не самое надежное место. Благо, что погодные условия благоприятствовали. Стояло маловетрие и низкие температуры. Лёд, в котором танкер был оставлен, скоро встал припаем, т.е. прилип к берегу и стал неподвижным. Но такой новый припай недолговечен, при сильных ветрах его снова оторвёт. Прорабатывался вариант буксировки к причалам порта Сабетта и ожидания освобождения дороги до Мурманска ото льдов, но тогда аварийное судно стало бы занимать причал и вышло бы из эксплуатации на длительный срок. И в итоге был принят вариант буксировки до кромки льдов и передача буксиру спасателю, для буксировки по чистой воде.

И вот 29 марта два атомных ледокола: "Вайгач" и "50 лет Победы" подошли к месту стоянки т/к "Варзуга". Капитаны ледоколов, обсудив ситуацию, приняли решение, что буксировать будет "50 лет Победы", а "Вайгач", будет идти впереди и прокладывать канал. Танкер стоял на глубинах, обозначенных на карте, предельно малых для такого гиганта, как "50 лет Победы". Посему "Вайгач" начал подходить к "Варзуге", чтобы проложить канал и померить фактические глубины. Справка - у "Вайгача" осадка 9 м, у "50 лет Победы" 11 м. И прорубать канал нужны большие мощности, большие обороты винтов, что для "Победы" не очень комфортно на малых глубинах.
1.



2.



3.



4.



5.



Проложив канал к носу аварийного танкера, сообщив, нам, что глубина достаточная, а/л "Вайгач" освобождает нам дорогу.
6.



7.



Мы в это время - поджидаем рядышком, уткнувшись в припай.
8.



Дали ход назад, и старпомы внимательно наблюдают за "Вайгачем", освобождающим нам место.
9.



10.



Мы развернулись и чуть вращая лопастями трех пятидесятитонных винтов, приближаемся к танкеру.
11.



12.



13.



14.



"Вайгач" в сторонке ожидает начала нашего движения вперед.
15.



Нос "Варзуги" всё ближе.
16.



И ближе.
17.



И ближе.
18.



19.



20.



21.



22.



23.


Когда мы завели буксир на т/к "Варзуга", "Вайгач" начал выходить в голову каравана.
24.



И вот - свершилось. Мы потихоньку нчали движение вперёд и смотрим, что из этого получается.
25.



Все ожидали этого момента. При планировании операции многие высказывались о невозможности провести буксировку танкера без работающих винта и руля.
При нормальной буксировке буксируемое судно должно работать двигателем, вращать винт и управлять рулем. Если винт не крутится - велика вероятность облома лопастей набегающими льдинами. Рулевой должен удерживать мачты буксирующего ледокола в створе, т.е стараться чтобы судно имело тот же курс, что и ледокол. "Варзуга" всё это осуществлять не могла. Посему, при буксировке, имелась большая вероятность облома лопастей танкера. У внимательного и любознательного читателя может возникнуть вопрос: а почему "Победа" ведет на буксире, а менее мощный "Вайгач"  идет впереди и торит дорогу. Объясняю.
Чем больше разница в габаритах и водоизмещении (весе судна) между ледоколом и буксируемым судном, тем легче и проще его буксировать на буксире вплотную.
26.



"Вайгач" вышел вперёд прокладывать нам канал, по возможности более прямолинейный. Это необходимо, т.к. "Варзуга" не управляется, и чем меньше поворотов, тем надежнее и безопаснее будет движение нашего состава.
27.



Красиво идём!
Опасения, что "Варзуга", без возможности рулить,  будет создавать нам сложности при буксировке, пока не подтверждаются.
28.



Продолжение тут: Аварийная буксировка танкера «Варзуга». Продолжение.. А медведи еще впереди.

работа, Буксировка, фото, атомный ледокол, мореплавание, Северный морской путь, а/л "Вайгач", ледокольные операции, весна 2020, а/л "50 лет Победы", безопасность мореплавания во льдах, РОСАТОМФЛОТ, спасение на море, Арктика

Previous post Next post
Up