Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном

Jan 16, 2011 01:11


На днях читал диссертацию В.Н. Купецкого (для тех, кто не в курсе - доктор географических наук, начальник научно-оперативной группы Восточного штаба морских операций). И она навела меня на мысль, что со давних пор в России периодически заявляли о её приграничной территории - Арктике.  Ниже привожу цитаты, которые, как мне кажется весьма интересны.

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» - говорил  М.В.Ломоносов в ХVIII веке.

12 марта 1897 года на заседании Академии наук вице-адмирал Степан Осипович Макаров сказал: «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи».

17 декабря 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР поставил задачу - «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути».

В октябре 1987 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, выступая перед трудящимися Мурманской области, сказал следующее: «Через Арктику проходит кратчайший морской путь из Европы на Дальний Восток, в Тихий океан. Думаю, что в зависимости от того, как пойдет дело с нормализацией международных отношений, мы могли бы открыть Северный морской путь для иностранных судов при нашем обеспечении ледокольной проводкой».

В 2010 году на заседании Совбеза президент России Дмитрий Медведев заявил в Кремле: "Среди ближайших приоритетов остается модернизация транспортной инфраструктуры", добавив, что "отсутствие дорог, местного авиасообщения, современных речных и морских портов, изношенность флота, в том числе, ледокольного - ощутимое препятствие в реализации богатого инвестиционного потенциала в Арктике". "Базовый элемент арктической транспортной системы - Северный морской путь. Он должен четко обеспечивать и северный завоз, и постоянное снабжение регионов Крайнего Севера всем необходимым", - подчеркнул Медведев.

Интересно, что адмирал Макаров действительно спроектировал и построил первые ледоколы для России. В 30-е годы началось и до конца 80-х годов продолжалось оборудование и освоение Северного морского пути. А вот в 2010 году имеем: отсутствие современных портов, изношенность флота, отсутствие должного гидрометеообеспечения, достаточного количества средств навигационного обеспечения, недостаточность промеров морей Северного ледовитого океана. Я уж не говорю о «дырявом»  и сильно устаревшем законодательстве по плаванию по СМП.

Нет единого ХОЗЯИНА нашего фасада, который координировал и контролировал работу торговых судов, ледоколов, гидрографов, ученых, недропользователей, спасателей. Последняя авария на трассе СМП произошла 27 агуста 2010 года, когда в море Лаптевых затонул буксир и 11 членов его экипажа.

А ведь в Арктику кинулись нефте и газодобытчики. Напомню высказывание Т. Даннига, которое К. Маркс приводит в "Капитале": «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы...»

У всех кто работает в арктических водах свои интересы, свои задачи и порой свои штабы морских операций. Ледоколы управляются и ФГУП «Атомфлот», и ФГУП «Росморпорт» (это государственные), частные - Лукойл и Норильский Никель. Причем на них не распространяется функция аварийных спасателей. Конечно, если кому-нибудь в море понадобится помощь, то капитаны ледоколов (как впрочем, и любых других судов) будут принимать решение о спасении.

Тут напрашивается пример - Охотское море и спасение рыбаков ледоколами «Адмирал Макаров» и «Красин».  Рыбаки сдуру залезли в Сахалинский залив, а им на помощь послали л/к «Магадан», который сам не способен двигаться во льдах, сковавших рыболовецкий флот. Конечно, кто сразу пошлет мощные ледоколы, зарабатывающие хорошие деньги на проводке флота, перевозящего углеводороды в Татарском проливе. Только, когда стало понятно, что без мощных ледоколов 400 человек окажутся в ледовом плену без помощи, по одному стали посылать «Макарова» и «Красина». И время было упущено. А все потому, что государство не хочет содержать ледоколы, а лишь частично финансирует их существование, и поэтому без коммерческой работы они заржавеют у причалов и пойдут на иголки.

Вот, чёрт - начал с Ломоносова, скатился к уже набившему оскомину Сахалинскому заливу.

Это происходит потому, что часть нынешнего поколения россиян двинулась не по пути Ломоносова и Макарова, а по пути того самого капитала, о котором говорил Даннинг. Хотя, я наверное, не прав. Ведь нынешнее российское могущество (нефтедоллар), это как раз из Сибири и Ледовитого океана. Ну, а вот строительство новых ледоколов обещают начать уже не первый год.

Дай бог, я еще с мостика ледокола увижу, как начнет оживать инфраструктура СМП и береговая, и морская.И при этом в море будет вдоволь ластоногих, на льду белых медведей, а в небе розовых чаек.



А атомные ледоколы закончив возить туристов на Северный Полюс, будут обеспечивать безопасность мореплавания в Арктике.




атомный ледокол, Северный морской путь, Арктика

Previous post Next post
Up