Подольские усадьбы. Дубровицы. Храм, усадьба и немного посёлка

Nov 13, 2018 19:56

    Давно собирался съездить в Дубровицы, да всё как-то не по пути. На ноябрь туристических планов не строил - день уже короткий, да и погода оставляет желать лучшего. А тут вдруг жена увидела в книжке фотографию храма в Дубровицах и предложила - а давай съездим! Вроде собрались, но всю ночь шёл дождь. Проснулся оттого, что стало тихо, дождь кончился. Отсутствие дождя - уже повод для поездки. И пока доехали, пока поплутали по Подольску... В общем, как только подъехали к усадьбе, выглянуло солнце. И начался самый настоящий праздник.



    В Дубровицах, как и в Александрово (Щапово), пересекаются два знатных рода - Морозовых и Голицыных. Земли у слияния Пахры и Десны принадлежали Ивану Васильевичу Морозову. Так же, как и его отец, Иван Морозов выдал дочь Аксинью за князя Голицына Ивана Андреевича. Если я ничего не путаю, Иван Голицын был одновременно и зятем, и племянником Ивана Морозова. На старости лет, оставив имение дочери, Морозов удалился от мирских забот в монастырь. Так и Ивановское отошло к Голицыным.
    К концу 17-го века усадьба представляла собой боярские хоромы, несколько дворов для челяди и деревянную церковь. Каменное строительство начал уже Борис Алексеевич Голицын - воспитатель Петра I. В 1690-м году было начато строительство. Имя архитектора доподлинно не известно. Авторство приписывают и шведу Никодиму Тессину (Тессингу) - ученику Бернини, малоизвестному итальянскому архитектору Алемано, и русскому зодчему Ивану Зарудному, но документальных свидетельств нет ни у одной версии.
    Стиль тоже не однозначен. Некоторые искусствоведы определяют его как южно-германское барокко. Не буду с ними спорить, но вот то, что церковь эта уникальна и не имеет аналогов на просторах нашей необъятной Родины - это факт. В качестве похожей приводят пример церкви в Перово, но, на мой взгляд, дубровицкая на порядок красивее.

2.


Церковь строили 8 лет - с 1690-го по 1968-й. Но в дальнейшем возникли сложности с оформлением в БТИ с освящением храма. Тогдашний патриарх Адриан категорически отказался давать разрешение на освящение храма. Князь со всеми его огромными возможностями ничего не смог с этим поделать. А освящение такого храма - повод зазвать к себе Петра I. Пётр тоже долго не мог ничего сделать с патриархом, вставляющем палки в колёса его реформ. В результате Петру пришлось упразднить патриарший сан. Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Стефан, с которым оказалось договориться проще. Теперь осталось дождаться, когда у императора будет окно в рабочем графике. А Пётр был занят очень сильно в то время боевыми действиями. Наконец-то в феврале 1704-го года Пётр прибыл на освящение храма. Как человек, побывавший в Европах. Пётр смог по достоинству оценить красоту храма. Церковь была освящена в честь новгородской иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которая символизирует примирение.

3. Вместо традиционных луковок-маковок на вершине царская корона.


4. Восьмерик башни поставлен на четыре круглых лепестка, напоминающих первую ступень ракеты.


5. К каждому входу (а были ли открыты все четыре?) вели белокаменные лестницы.


6. Белого камня в окрестностях Подольска много, поэтому выбор материала не случаен. Известняк позволяет выполнять по нему резьбу.


7. В основном в резьбе фруктовые мотивы.


8. Вопреки православным традициям храм украшен множеством скульптур.


9. В нишах между "лепестками" четыре скульптуры евангелистов разной степени сохранности.


10. Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей - Иоанна Богослова и Григория Златоуста


11. Ещё одна стоит на подходе к церкви.


Кто здесь изображён - не знаю. И не понятно, парковая это скульптура или же относится к церкви. Просто гомерических хохот она вызвала у граждан США. Дикие люди, что с них возьмёшь.
    Внутри церковь тоже богато украшена скульптурами и лепниной. Надписи внутри церкви были выполнены на латинском языке, потом их поменяли на церковно-славянский. При реставрации вернули первоначальный латинский текст.

12.


13.


14. При реконструкции в 2003-м году вырубили около 80-ти деревьев, помнивших владельцев усадьбы.


Вдоль окружной дорожку посадили липы. Деревья жалко, но зато на храм и усадьбу открывается прекрасный вид.

15. А специально для того, чтобы полюбоваться таким видом, была построена горка Парнас.


Подъём на неё осуществлялся по спиральной дорожке. Но народ не желал идти по спирали и пёрся напрямую, вытаптывая траву и нанося ущерб горке. Сейчас эта проблема решена сооружением лестницы.

16. А вершина горки защищена от вытаптывания булыжником.


Пора перейти к главному усадебному дому. Сохранившийся кирпичный дом был построен потомком великого князя - С. А. Голицыным в 18-м веке тоже в барочном стиле, под стать церкви. Но он неоднократно перестраивался последующими владельцами и, в соответствии с тогдашней модой, приобрёл черты классицизма.

17.


Для того, чтобы сказать лучше стало или хуже, надо бы посмотреть тот барочный вариант. Но посмотреть его негде.

18. Классический портик о шести колоннах. Но не совсем классический - с балконом во весь фасад.


19. Усадьба - самое популярное и престижное место в Подольске для свадеб.


Здесь всё в одном месте - и ЗАГС, и храм, и прекрасный фон для фотосессии. Интересный оптический эффект получился на этом фото - как будто жених с двумя лицами.

20. С торца главного усадебного дома находится ресторан, в котором обычно свадьбы и играются.


21. Жаль, что та часть дворца, которая обращена к Десне, закрыта для посещения.


22.


23. Хорошо, что из животных в самой усадьбе находятся только львы.


24. А в сторону нового здания института ведёт липовая аллея.


25. Вход в парк оформлен по стандартам того времени.


26. На старых и не очень старых схемах изображены несколько флигелей. Вот один из них.


Какие-то не сохранились, а в сохранившихся что-то типа салона для новобрачных и мастерская народных промыслов.

Сама местность, на которой расположена усадьба и храм достойна восхищения. По сути это полуостров, образованный двумя реками - Пахрой и Десной.

27. Пахра.


28. Десна


29. По берегам сохранилось немного вековых дубов и лип.


30. У подножия холма, на котором стоит усадьба, расположен конный двор, построенный при Голицыне.


31. Сам двор ничего выдающегося в архитектурном плане не представляет, но вот ворота...


Изначально ворота были краснокирпичные.

32. Ещё хозяйственные постройки времён Голицыных.


33. После усадьбы решили немного пройтись по посёлку.


Посёлок оказался тихим и уютным, попалось несколько приятных зданий.

34. Культурно-просветительский центр.


Раньше на этом месте было здание машинно-испытательной станции, реконструированное в 1972 году под дом культуры ВНИИ животноводства, потом ДК «Дубровицы». В 1973-1977 годах директором этого ДК работал Марк Рудинштейн - прародитель «Кинотавра». В ДК выступал Высоцкий. Здание снесли в 2012 году. Новое здание открыто в прошлом году. На мой взгляд, очень симпатичный классицизм. Тоже шестиколонный портик, но без балкона.

35. Старая часть посёлка состоит в основном из малоэтажных домов, среди которых попадаются послевоенные двухэтажки.


Основное население посёлка составляли сотрудники ВНИИ животноводства.

36. Ещё одни примечательное здание - средняя школа имени Монетова, построенная в 1964-м году.


37. Александр Монетов, уроженец Дубровиц, лейтенант милиции, погиб в Чечне в 1995-м году.


Вот куплю себе новый комп, буду фотографии обрабатывать, а пока...

38. У школы два спортзала.


39. В посёлке своеобразно решается вопрос утилизации стеклотары от водки.


Дубровицы - очень посещаемое место. Тем удивительнее, что нам не попалось ни одной сувенирной лавки. Перекусив, мы двинулись дальше по подольским усадьбам. Впрочем, про них я уже писал.

Подольские усадьбы:
Поливаново
Щапово
Ивановское
Дубровицы

Дубровицы, усадьбы, церкви, Подольск

Previous post Next post
Up