Вдоль по Яузе. Набережные и мосты. Часть 1

Sep 06, 2018 20:00



    Эта река уже несколько раз мелькала в моих сообщениях. И получается так, что мои репортажи о Москве, да и не только о ней затрагивают в большинстве своём места, расположенные недалеко от Яузы. Она получается своеобразной ниточкой, на которые нанизаны бусинки моих прогулок по Сокольникам, Лефортово, Басманному району. До верховья Яузы мне на велосипеде ехать около получаса, а до устья чуть больше двух часов (если без остановок). Есть большое желание написать про реку целиком, но начну я с конца - с нижнего течения, от того места, где она вытекает из промзоны в Богородском и до впадения в реку Москву.

Условно я бы разделил Яузу на 4 больших участка:
1. Верхний - от истока до Ярославского шоссе. Здесь она дикая, заболоченная, мало где можно подойти к берегу. Я даже в 1985-м проплыл на лодке километра три, пока меня не приняли егеря. Отделался лёгким испугом. На этом участке можно купаться, есть рыбу из реки.
2. Мытищинский - от Ярославского шоссе до МКАД. Здесь в неё начинают впадать притоки, текущие через город, и уже буквально через 500 метров от Ярославки качество воды резко ухудшается.
3. Верхнемосковский - от МКАД до Сокольников. Здесь она в основном течёт в своих натуральных берегах, но попадаются и "облагороженные" куски с набережными и прогулочными зонами.
4. Нижнемосковский - от Сокольников до устья. На этом участке она закована в каменные берега с ограждениями и тротуарами и даже условно судоходна. Но рыба водится и на этом участке, правда в пищу употреблять её я бы не стал.

2. Итак, воскресное утро. Автопортрет с конём.



Между Ярославским направлением железной дороги и Богородским шоссе Яуза течёт по территории Яузского лесопарка, разделяющего лесные массивы Лосиного Острова и Сокольников. Дальше она ныряет под Богородское шоссе и течёт по огороженной территории бывшей промзоны, а теперь бизнес-центра "Красный богатырь".

После промзоны Яуза "выходит к людям" но берега сильно заросшие и с велосипедом, да ещё и в шортах, я туда не полез. А между проспектом Ветеранов и рекой расположенные разного рода очистные сооружения и аварийные резервуары.

3. Есть и снегоплавильный пункт.



По Оленьему мосту переезжаю на левый берег. Мост широченный, движение по нему одностороннее, половина сейчас не используется, видимо построена на перспективу. Построен мост в 2001-м году.

4. Вид с моста.


Здесь река бурная, в своих берегах. Под мостом обитают бомжи, в реке же они и моются.

5. Здесь же начинается набережная, которая по левому берегу непрерывна до самого устья.



6. Обратил внимание, что рисунок ограждения на всём протяжении только трёх видов. Верхний участок - самый простой и самый короткий.



7. Ну что, по коням и поехали!



Для велопрогулки набережная подходит как нельзя лучше. На одном уровне она пересекает проезжую часть только в одном месте, пешеходов на ней немного, красота, да и только! Вот только воздух не очень. Но ранним утром в воскресенье машин было мало, поэтому и воздух был нормальным.

8. Ниже Оленьего моста берега одеты в камень, но сама пойма грунтовая, заросшая растительностью.



9. После моста ограждение на правом берегу выполнено уже в другом стиле. На смена стиля произойдёт после следующего моста.



10. Вдали 10-й микрорайон Сокольников.



11. А сзади остался район Богородское, названный по имени находившегося здесь села и сохранившейся деревянной церкви.



12. По правому берегу набережная вдруг кончается, вдоль берега просто набита тропа.



13. Следующий мост - Глебовский. Соединяет Олений вал и Богородский вал. Построен в 1982-м году.


    До постройки того моста, который сейчас Олений, он носил это имя. Построен на месте деревянного моста, возведённого в 1924-м году. Чуть севернее был мост ещё 19-го века постройки. Получил свое название по Глебовской плотине (по которой, кстати, названа и расположенная более чем в километре отсюда Глебовская улица). Чуть выше Глебовского моста в Яузу впадает правый приток - Олений ручей.

14. Ниже Глебовского Яуза уже полностью течёт в каменных берегах, грунтовые закончились.



Если между Оленьим и Глебовским мостами имени у набережной нет, то после Глебовского набережная левого берега носит имя Ганнушкина, а правого - Русаковская.
    Русаковская названа в 1936 году в честь Ивана Васильевича Русакова (1877-1921) - врача, революционного деятеля, погибшего при подавлении Кронштадтского восстания. Имя Русакова с 1922 года носила Детская клиническая больница № 2, основанная в 1876 году (в 1990-х годах больнице было возвращено её историческое название - Детская городская клиническая больница им. Святого Владимира). Про неё и другие больницы и богадельни Сокольников было здесь.
    Русаковская набережная образована в 1936 году из бывших Старой Дворцовой и Лагерной набережных, в 1964 году к ним присоединена бывшая Матросская набережная. Старая Дворцовая набережная называлась по бывшему загородному Покровскому дворцу царя Алексея Михайловича; Матросская - по находившейся здесь Матросской слободе; Лагерная - по месту расположения лагеря 2-го учебного карабинерского полка.
    Набережная Ганнушкина - бывшая Потешная, названа в честь Петра Борисовича Ганнушкина (1875-1933) - врача-психиатра, создателя службы психиатрической помощи.

15. Здесь же начинают попадаться исторические здания. Здание архива психиатрической больницы имени Ганнушкина.


    Поскольку располагается эта больница между улицей Потешной и бывшей Потешной набережной, прозвище у больницы "Потешка". А что, вполне подходящее для психушки. В этой больнице вели свои беседы Мастер с Бездомным.

16. До Глебовского моста поднимались небольшие суда. Об это свидетельствует причал-мусоросборник.


Непонятно мне назначение вышки. Около причала на отмели были замечены мальки уклейки. Значит и окунь тоже должен быть.

17. Следующий мост не простой, а метромост.


Расположен на Сокольнической линии на перегоне между станциями «Сокольники» и «Преображенская. Открыт 31 декабря 1965-го года.

18. Если предыдущий причал был скорее технический, то этот, расположенный на правом берегу Преображенский причал уже парадный, предназначался для судов, следующих по несостоявшемуся Московскому водному кольцу.


Здание за причалом занимает Рособоронэкспорт.

19. Следующий мост - Матросский.


    Сооружен в 1954-1955 годах на месте старого Матросского моста, построенного в 1906-м году и получившего название по находившейся здесь Матросской слободе. Соединяет улицы Преображенскую и Стромынку.

20. Выше моста симпатичный цветник с названием района.



21. Ниже моста на правом берегу виднеется перестроенная богадельня, о которой я тоже уже писал.


    После моста набережная на левом берегу меняет имя. Теперь она Преображенская. Тазвана так в 1925-м году по находившемуся в этой местности старинному селу Преображенское. Сохраняет своё первое имя до сих пор.

22. Сам мост, подсвеченный солнечными бликами. Сам себе ставлю лайк.



23. Судя по фонарям, вечером он подсвечивается уже электричеством.



24. Уточки вылезли погреться на солнышке.



25. По мосту кроме автомобилей ходят троллейбусы.



26. И трамваи.



После моста Яуза делает поворот на 90 градусов.

27. На правом берегу находится трамвайное депо № 5.



С появлением общественного транспорта линия от центра Москвы через Каланчёвскую площадь с её железнодорожными вокзалами играла огромную роль, именно на этой линии был самый большой пассажиропоток. Поэтому трамвай появился в Сокольниках в самом начале века, и вагоны выходили на линию из ворот Сокольнического парка, который очень скоро был переоборудован в главные вагоноремонтные мастерские для всего трамвая Москвы. Так возникла задача построить новый трамвайный парк. Он был заложен на правом берегу реки Яузы в строительный сезон 1910 года.

28.



29. Административный корпус.



30. В этом здании со срезанным углом сейчас находится столовая парка.



31. Это здание построено уже в 1930-м.


Расположили его неудачно. Из-за угла здесь пришлось сужать проезжую часть и тротуар.

32. На левом берегу начинается промзона. Бизнес-центр "Лефорт" - Бывшее Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве, образованное в 1881 году путём объединения нескольких уже существовавших шёлкоткацких фабрик в единое производство.


    Перед революцией на этом крупном предприятии работало до 2300 человек. В 1926 году ей присвоено имя участника октябрьского вооружённого восстания в Москве П. П. Щербакова, и она стала называться Шёлкоткацкая и красильно-отделочная фабрика, а затем - Московский шёлковый комбинат им. П. П. Щербакова. В 1990-х комбинат медленно, но верно умирал, и в 2000-м на его площадях был основан бизнес-центр.

33. Дальше начинается Электрозавод. Но в прошлый раз я смотрел завод с улицы Электрозаводской. Сейчас виды со стороны набережной. Про него я тоже уже писал.



34. Пристроенное к старым корпусам здание явно сталинской архитектуры.



35. Появляется сталинский ампир.



Своим внушительным видом этот дом, построенный в 1956-м году обязан несостоявшемуся проекту Московского водного кольца, по которому Яуза должна была стать одной из парадных "дорог" Москвы. Однако же окна, обращённые во двор смотрят на СИЗО "Матросская тишина", а те, которые выходят на улицу - на электрозавод и детскую больницу.

36.



37. Человеческая трагедия. Уже даже и запах выветрился.


Вспомнилась бессмертная фраза из классики "Поллитру? Вдребезги? Да я тебя..."

38. А вот и первый горбатый пешеходный мостик на этом участке.



39. Это Русаковский мост.



40. Громадина на правом берегу - жилой комплекс "Арка солнца" (Arco di Sole) .


    Построен в 2009-м году. Первоначально предполагалась отделка оранжевой плиткой. Но вовремя остановились. Имеет оригинальную кличку "Полтаблетки". До строительства дома здесь были склады, небольшие вспомогательные цеха, автобаза небольшая. Тут же был филиал московского автомеханического техникума при ЗИЛе, старый 2-этажный деревянный домик с бюстом Ленина во дворе.

41. Хорошо перекликается с формой мостиков.



42. Причал Электрозаводский. Изредка используется судами "Мосводостока".



43. Щель под облицовкой - устье реки Рыбинки.



44. Пешеходно-технологический мостик. По бокам ступеньки для пешеходов, по центру - коммуникации.



45. Ещё немного бизнес-центра "Электрозавод".



46. Следующий крупный мост - Электрозаводский.



Построен в 1954-м году. Назван в честь расположенного поблизости электрозавода. Соединяет Большую Семёновскую улицу с улицами Бакунинская и Гастелло.
    После этого моста Русаковская набережная переходит в Рубцовскую, А Преображенская - в Семёновскую. Он же становится границей московский районов. Заканчиваются Сокольники по правому берегу и Преображенский район по левому, а начинается Басманный район, о котором я  уже написал неприлично много.

47. Параллельно автомобильному мосту проходит железнодорожный Казанско-Рязанского направления.



Ну а мы здесь, на границе районов и набережных, ненадолго прервёмся.

Яуза, Сокольники, велопрогулки, Москва

Previous post Next post
Up