Старая Москва в Сокольниках. Заводы.

Jul 18, 2018 20:06

    Свой рассказ про Сокольники я начал с парка, но, на самом деле, прежде чем заехать на территорию парка, я свернул на улицу Краснобогатырскую, чтобы посмотреть завод с одноимённым названием.


    Хотя, конечно, уже давно он не завод, а бизнес-центр с довольно безрадостным будущим. Но обо всём по порядку.
    Район этот сейчас называется Богородское и расположен на месте села Богородское. После отмены крепостного права в 1861-м году местные крестьяне стали распродавать свои земли под дачи, чему способствовала близость Сокольников и Лосиного острова. Знакомая картина, не правда ли?     Активное строительство дач сопровождалось промышленным развитием Богородского. К началу 20-го века между главной улицей села и левым берегом Яузы сформировалась промышленная зона. Расположенная здесь ткацкая фабрика «Джон Гутчесон и К» в 1887 году была приобретена Московским товариществом резиновой мануфактуры.
    В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь. Владельцами резиновой мануфактуры были крупные московские банкиры Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский, К.И. Редер.

    В 1905-1907 годы предприятие было охвачено промышленным кризисом, который был усугублён финансовым кризисом банков одного из основных владельцев Полякова. В результате оно оказалось банкротом. В 1908 году Правительство на базе трёх ранее принадлежавших Полякову банков учредило Соединённый банк, председателем Правления которого стал представитель Министерства финансов граф В.С. Татищев. В 1910 году на базе старого предприятия Соединённым банком было организовано франко-русское акционерное общество «Богатырь», среди акционеров общества были крупные французские банки, императрица Александра Фёдоровна, Григорий Распутин, многие министры. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911 года производились по новейшей шведской технологии.

2. Новое производство разместилось в построенном под него 3-4-х этажном корпусе.


    Автор проекта архитектор Архитектор Густав Августович Гельрих.
    Распоряжением Мосгорнаследия № 79 от 30 января 2014 года корпус, как образец промышленной архитектуры начала 20-го века, был признан исторически ценным градоформирующим объектом и внесен в Городской реестр недвижимого культурного наследия. Но уже 24 октября 2017 года здание исключено из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия.

3.



После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 году завод получил к своему прежнему названию добавку «Красный». С 1927 году организовано конвейерное производство, площадь завода существенно расширена, к складам на противоположном берегу Яузы по руслу прежнего ручья от Окружной железной дороги проложена железнодорожная ветка.
    В 1971 году завод был награждён орденом Ленина.
    Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботинки мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Продукция предприятия была широко известна в Советском Союзе и экспортировалась за рубеж в развивающиеся страны. При заводе работал магазин, продающий продукцию предприятия, Помню, ездили туда пару раз закупиться сапогами хорошего качества и по хорошей цене. Да и галоши на валенки здесь покупали. Но как раз на смене веков вместо резины в производстве сапог всё больше стали использовать ПВХ.
    В 1990-е производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х было полностью остановлено. 30 апреля 2004 года завод был окончательно закрыт, а последние рабочие (около 500 человек) были выставлены на улицу сменившейся в начале 2000-х администрацией завода. Чтобы руководить производством, обеспечивать его рентабельность, нужна высокая квалификация. Куда как проще оборудование сдать в металлолом, а площади сдавать в аренду под склады и офисы. Можно по разному относиться к "красным директорам", но те "эффективные менеджеры", которые пришли им на смену, никакого уважения не заслуживают.
    Проект застройки территории завода существовал ещё в начале 2000-х, но решение о сносе завода и начале строительства на его месте жилого района принято городскими властями в феврале этого года. Так что, спешите посмотреть, пока не снесли.

Немного деталей.
4. Стяжки. Между противоположными стенами протягивались стальные пруты, снаружи они стягивались гайками.


    Своего рода шайбы под гайками имели у каждой компании свою, отличную от других форму, и служили своего рода отличительным знаком. Здесь они парные, в других местах я такого не встречал.

5. Считалось, что такое внушительное здание уже точно никуда не денется, поэтому в его стене разместили нивелирную марку.



6. А также репер.



Большинство зданий на территории завода построены уже в советское время и исторической и архитектурной ценности не представляют, а вот главный корпус жалко.

Про макаронную фабрику Динга я уже немножко написал, поэтому сразу двинемся к СВАРЗу по Бабаевской улице. В этом районе параллельно идут улицы с созвучными названиями - Бабаевская, Боевская и Барболина. Да и ещё 2-я Боевская их пересекает поперёк. Думаю, это специально так сделано, чтобы шпионов с толку сбить.

Завод был основан в 1905 году как Главные Сокольнические мастерские городских железных дорог. Их создание стало следствием бурного развития на рубеже 19-20 веков московского трамвая, увеличения протяжённости его маршрутной сети и количества подвижного состава.

7. Старое заводоуправление.



В августе 1917 года в мастерских возникает организация РСДРП(б). Под руководством активистов Андреева и Шумкина из рабочих предприятия был организован отряд Красной гвардии. Во время Октябрьского вооружённого восстания в Москве красногвардейцы этого отряда сражались с юнкерами на Мясницкой улице у Московского почтамта и на Тверском бульваре, при этом мастерские стали главным центром формирования, вооружения и обучения боевых отрядов, направляемых в распоряжение Московского ВРК (около 3000 красногвардейцев и рабочих Подмосковья).

8. По такому случаю на здании была установлена мемориальная доска, которая уже сама стала раритетом. Более 90 лет ей.



После революции на основе мастерских был создан Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ). В 1920-е годы завод находился в подчинении Управления Московских городских железных дорог, с 1928 по 1932 годы - Треста Московских городских железных дорог, с 1932 года - Мострамвайтреста. С середины 1930-х годов и до 1957 года носил имя Лазаря Кагановича.
В 1930 году завод освоил выпуск прицепных трамвайных вагонов типа С. В 1947 году был освоен выпуск ходовых тележек типа 2ДС для вагонов модели МТВ-82.
    За время своего существования предприятие выпускало много чего: от артиллерийских снарядов во время обеих мировых войн до фуникулёров в престижных сочинских санаториях и уникальных пикетных постов ГАИ, установленных на всех радиальных въездах в Москву в преддверии летних Олимпийских игр 1980 года.
    С 1950 года стала производиться модернизация прицепных вагонов и вагонов БФ. До 1976 года на СВАРЗе осуществлялся капитальный ремонт вагонов МТВ-82 и «Татра». В течение 1934-36 годов завод был единственным массовым производителем первых советских троллейбусов марки ЛК. .
В 1955-1956 годы предприятие изготовило 18 троллейбусов экскурсионного типа марки ТБЭС для выставочной линии ВСХВ (ВДНХ)
    В течение 1958-64 годы изготовлено 524 единицы модернизированной модели этого троллейбуса МТБЭС для городских магистралей. В 1959 году СВАРЗ спроектировал и изготовил первый в СССР сочленённый троллейбус ТС-1. В течение 1959-63 годы предприятие изготовило 45 таких машин, а в 1964-68 гг. - 90 сочленённых троллейбусов ТС-2. На протяжении 10 лет (с 1960 по 1970 годы) завод изготавливал грузовые троллейбусы модели ТГ-1 и ТГ-3. Троллейбус СВАРЗ "засветился" в фильме "Берегись автомобиля". Именно его водила героина Ольги Аросевой.
    В разные годы на СВАРЗе были изготовлены для городского хозяйства Москвы рельсоуборочные машины, рельсотранспортёры, кабелеукладчики, передвижные высоковольтные подстанции, автовышки для технического обслуживания и ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса. Для вновь строящихся многоэтажных зданий изготовлено около 1,5 тысяч лебёдок и кабин лифтов.

Посмотрим ещё некоторые производственные корпуса.

10. Производственное здание со встроенной водонапорной башней. Постройки 1905-10 годов.



11. Фасад главного производственного корпуса.



Сейчас основная задача СВАРЗ - капитальный ремонт городских автобусов.

12. Видно, что стоит несколько автобусов, ждут своей очереди.



13. Уж и не знаю, когда последний раз по этим рельсам заезжал или выезжал трамвай.


Но в Википедии пишут, что завод производит ремонт трамвайных тележек Татры и Усть-Катавских трамваев. Уж не знаю, откуда в Москве Усть-Катавские трамваи могли взяться.

14. Пристройка к старому зданию. Судя по архитектуре, сделана в 1930-х годах.



15. Здесь и клейма на кирпичах уже советские.



16. Хорошо, что завод огорожен не глухим забором, можно полюбоваться красивой промышленной архитектурой.



17. А здесь и вообще без забора смогли обойтись.



За этот завод можно быть спокойным, заказами он обеспечен, куда-нибудь в Смоленск его не переведут. Главное, чтобы не решило руководство вместо красивых кирпичных цехов настроить безликих коробок из сэндвич-панелей.

Сокольники, парк
Старая Москва в Сокольниках
Старая Москва в Сокольниках - заводы
Старая Москва в Сокольниках - больницы

Сокольники, стяжки, трамвайные дела, Богородское, велопрогулки, старые фабрики, Москва

Previous post Next post
Up