Старая Москва в Сокольниках

Jul 17, 2018 21:04

    Накатавшись по парку, выехал по Поперечному просеку на 1-ю Рыбинскую, а уже с неё свернул на 3-ю Рыбинскую (бывшую Огородную). Если бы не подготовился заранее, в голову бы не пришло ехать в тот закуток, но там, как оказалось, находится самый красивый дом в Сокольниках. Название улиц в этом закутке под названием "1-й микрорайон Сокольников" к городу Рыбинску не имеют никакого отношения, как могло бы показаться на первый взгляд. Названы они в честь речки Рыбинки, которая уже давно упрятана под землю, и о которой напоминают лишь вентиляционные шахты возле ТТК.

А искал я здесь замечательный теремок со сказочными формами. Ради него одного стоило бы сюда приехать. Высокая четырехскатная крыша, угловая башенка с шатровым завершением. Все окна - разные по форме и размеру: и арочное, и почти круглое, и три узких окна-бойницы.



2.



3.



4.



5. Желтые стены украшены нарядными лепными лентами и венками - будто дом завернули кому-то в подарок. Или будто крем на праздничном торте.



6. Совершенно очаровательный балкончик.



7. Замечательны и цветные майоликовые панно.



Удивительно, что у такого дома - такое прозаическое назначение: он появился на свет в качестве административного здания при конфетной и макаронной фабриках Иоганна-Леонарда Динга. «Гамбургский гражданин» Динг был одним из первых предпринимателей, начавших производить в России макароны. В 1880-е годы он основал «паровую фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий» в Замоскворечье.

8. А к концу 19-го века купил участок у реки Рыбинки и построил на нём фабричные корпуса и контору фабрики, в которой также жил управляющий. Википедия пишет, что покупка состоялась в 1895-м году, но над воротами другая дата.



Сам домик был построен в 1902-м году архитектором Александром Калмыковым, автором многих зданий и фабрики «Эйнем», которая потом превратилась в «Красный Октябрь». А вот контору для Динга, по мнению некоторых специалистов, он мог построить по проекту неизвестного немецкого зодчего, или же повторить по просьбе заказчика некий конкретный заграничный образец - очень уж формы и декор здания напоминают немецкий вариант стиля модерн.

С началом Первой мировой войны немцы перестали чувствовать себя в России комфортно. Иоганн Динг в 1914-м году вовремя покинул Россию, продав "Московскую макаронную фабрику №1" русскому предпринимателю Николаю Бландову. Последний, по понятным причинам, владел ей всего несколько лет. Однако фабрика на 3-й Рыбинской улице продолжила выпускать макароны и после революции - большевики национализировали предприятие, но его профиль был сохранен. После приватизации фабрика несколько раз меняла хозяев, поменяла и название на "Экстра М". Сейчас самой фабрикой владеют итальянцы, а особняк принадлежит предыдущему владельцу фабрики. Фабрика пока работает, но есть планы по переводу производства в Смоленск с устройством в зданиях фабрики офисом или застройкой территории жилыми домами.

После революции часть фабричных цехов была передана под производство кожевенных изделий и обуви. Новая фабрика получила название "Буревестник". И в 1927-м году профсоюз кожевенников заказал архитектору Константину Мельникову проект клуба.

9. Землю под строительство клуба выделили как раз напротив теремка.



10. Сейчас как раз идёт реставрация здания, поэтому пришлось воспользоваться помощью интернета.



С фантазией у Мельникова было всё в порядке, вот только реализовать замыслы было непросто. На первом этаже предполагался бассейн, а на втором этаже спортзал. Соединяться они должны были люком, чтобы прямо из спортзала можно было попасть в воду. Но реализовать задуманное не получилось из-за сущих мелочей - в районе не было ни водопровода, ни канализации.

11. Главным элементом клуба является четырёхэтажная пятилепестковая башня с огромными окнами, предназначенная для размещения кружков. Она сразу же получила прозвище "клетка попугая".



Вообще, конечно, очень интересно смотрятся друг напротив друга модерновый теремок и авfнгардный клуб. У каждого своя башня. Успел побывать клуб и в частных руках, появились гипсокартонные перегородки, внутренний облик его сильно изменился. Сейчас в клубе размещается фонд "Русский авангард", он и проводит научную реставрацию. Будем надеяться на лучшее.

По Сокольническому валу выезжаю на улицу Сокольническая Слобода.

12. Деревянный теремок 1914-го года постройки. Видимо, дом причта.


В 1990-х случился пожар, но дом восстановили, поэтому за подлинность брёвен не ручаюсь.

13. Рядом с ним храм Воскресения Христова.


    Построена в 1909 году в редком для храмового строительства стиле модерн. Любопытная деталь - храм вопреки традиции повёрнут алтарём к югу - к месту рождения Христа. Один из последних храмов, построенных в Москве до революции. Храм не закрывался, но в 1930-х годах был занят обновленцами. Здесь находился их кафедральный собор.
    В 1944 году возвращён Патриархии. В 1940-1970 годы здесь проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 году - заседания Поместного собора Русской Православной Церкви, избравшего Патриархом Московским и всея Руси Алексия I.
Был в этом храме по печальному поводу - отпевали нашего зав. кафедрой.

14. На территорию храма в таком виде я не пошёл.



15. Доезжаю до Стромынки. На другой стороне улицы наверное самый известный символ Сокольников - пожарная каланча.



Она расположена прямо напротив выхода из метро, и не заметить её невозможно. Пожарные каланчи начали строиться после выхода в 1804 году указа Александра I. В августе 1863 года городская дума одобрила предложение москвичей построить в их районе пожарную часть. Каланча строилась на деньги горожан, которые они собирали целых 18 лет. Было потрачено 20 тысяч рублей. На разработку проекта строительства этой каланчи был объявлен конкурс, который выиграл архитектор М.К. Геппенер, обучавшийся в Германии. Башня была возведена за 4 года (1881-1884). Это было одно из самых высоких строений в Москве того времени. С его высоты открывался вид на все прилегающие окрестности. Каланча в Сокольниках была второй смотровой башней после Сухаревской.
    Пожарные-часовые, дежурившие круглосуточно на обходной галерее, могли быстро установить место и величину пожара и сообщить о нем в соседние части. Дежурная команда собиралась в течение двух-трех минут, готовила упряжку лошадей, и уезжала в указанном направлении. В то время пожарные жили прямо в части, за свой труд они получали по 7 копеек в день. В распоряжении пожарных было 30 лошадей, 2 бочки и другие приспособления для тушения пожара. В 1910 пожарная часть обзавелась паровой машиной. В книге В. Гиляровского подробно описывается сигнальная система оповещения других частей о пожаре. Дежурный вывешивал днем шары, а ночью фонари, обозначающие место пожара, и подавал сигнал колокола. «Два шара… - знак Тверской части, Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест - знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар».
    Красный флаг (или красный фонарь ночью) означал «сбор всех частей, пожар угрожающий». Эта система сохранилась до самой революции 1917 года, а на окраинах действовала еще несколько лет после нее, несмотря на появление телефонной связи. Строительство каланчей продолжалось до 30-х годов 20-го века, а затем прекратилось из-за появления высоких зданий. Башня была реконструирована в 1999 году и является одним из самых хорошо сохранившихся зданий пожарной части того времени. На шпиле каланчи были восстановлены предупреждающе о пожаре шары.

16.



17. Сейчас здесь располагается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.



18. Дальше по Стромынке ещё один клуб работы Константина Мельникова - клуб профсоюза коммунальников.



Этот клуб - признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек ХХ века. Здание в стиле "авангард" выстроено в те же годы, что и клуб "Буревестник", в 1927‑1929 годах и тоже Мельниковым. В то время как другие проекты клубов Мельникова были сильно изменены в ходе реализации, сам архитектор считал это здание своим наиболее значительным профессиональным достижением.

19. Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала.


    Внешние формы клуба напоминают часть шестеренки, что бросается в глаза с первого взгляда. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика - Союза коммунальников. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения, умело скомпоновав их в общий объем.
На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра. Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная.
    Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180‑ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала - через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами.
      Зал был выполнен светлым, с узкими вертикальными окнами. Винтовая лестница установлена в глубине сцены в треугольной нише (именно она видна с заднего фасада в виде остроугольной кирпичной башенки). Отделка фасада была основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки - серой и белой.

20. Проезжаю до 2-й Сокольнической.



В апреле 1899 года Московская Городская Дума в ознаменование 100-летия со дня рождения Пушкина постановила открыть ряд начальных городских училищ имени поэта, в том числе два - мужское и женское - в Сокольниках. Попечителями мужского училища были назначены сын поэта Александр Александрович и внук поэта Александр Александрович, а женского - Наталья Александровна и Вера Александровна. Часть средств на строительство внесла семья Пушкиных. Строил здание архитектор Н.Н. Благовещенский.
    В 1904 году училища в Сокольниках были построены. Женское училище разместилось по адресу: Сокольничья улица, дом Хлопотина (теперь 2-я Сокольническая, дом № 3).
В 1920-х годах училище преобразовали в школу, которая стала называться 25-я семилетняя школа им. Пушкина Сокольнического района, а после нескольких преобразований до 1958 года - средняя школа № 370 им. А.С. Пушкина.
    В 1980-х гг здание использовали как временную базу под занятия для школ, в которых проводился ремонт. Более 10 лет школа находилась без хозяина, поэтому к 1990-м годам здание пришло в аварийное состояние. С 1988 по 1992 год в этом здании располагалась школа № 369. Позднее, в результате преобразований, здесь открылся Центр образования им. А.С. Пушкина № 1402. В настоящее время здесь размещается филиал «Пушкинский дом» школы № 1530 «Школа Ломоносова».

21. Школа, как и многие другие старые здания в Сокольниках, построена из кирпича, произведённого на заводе Ивана Герасимова.



Ловлю себя на мысли, что в этом сообщении я про всё рассказать не смогу, слишком много получится. В районе два старых завода с интересной историей и куча всяких больниц и других дореволюционных социальных учреждений. Поэтому ещё немножко жилых домов и - до следующего раза.

22. Со 2-й Сокольнической я переехал на улицу Матросская тишина, и мимо известного СИЗО...



23. ...покатил дальше, свернул по трамвайным путям направо в какой-то глухой переулок.



Здание дореволюционное, непонятного назначения. Но озадачили меня две вещи:

24. Двойное клеймо на кирпиче - встречаю такое первый раз.


Нижняя фамилия Челноков, в кирпичном бизнесе известная, а вот верхнюю прочитать сложнее, похожа на Шапошников. И почему они вместе?

25. И ещё мозаика на торце здания.


Здание принадлежит связистам?

Дальше трамвайные пути упёрлись в ворота, которые, похоже уже очень давно не открывались. Викимапия показывает, что за воротами трамвайная площадка №5 ГУП Мосгортранс. Что-то пришла на ум песенка "трамвай, пятёрочка, вези в Сокольники меня".

Есть в районе и конструктивистские дома.

26. Вот это, напротив СИЗО 1931-го года постройки.


За ним виднеется ещё один похожий.

27. Этот на улице Короленко - тоже классика конструктивизма, 1935-й год.



28. А этот невзрачный домик уникален в своём роде.


Двухэтажный дом коттеджного типа постройки середины 1920-х годов в стиле функционализма. Построен из популярного в то время материала термолита - по системе инженера П. Галахова: возможно, последнее сохранившееся до наших дней подобное строение. Оштукатурен и покрашен.

Сокольники, парк
Старая Москва в Сокольниках
Старая Москва в Сокольниках - заводы
Старая Москва в Сокольниках - больницы

Калмыков, пожарная часть, Мельников, Геппенер, модерн, Москва, Сокольники, авангард, клейма, Благовещенский, Деревянная Москва, велопрогулки

Previous post Next post
Up