Осмотрев
самый центр Кимр, я пошёл по улице Урицкого в сторону окраины. Уже после вскоре пересечения с улицей Кирова исторической застройки становится существенно меньше. Она разбавлена современными зданиями преимущественно торгового назначения. Встречаются и двухэтажные сталинки и кирпичные хрущёвки. На улице Урицкого расположен и главный городской рынок. Там продают и одежду, и обувь, и электронику, и продукты питания, и много другое. В общем, полная универсальность. Я зашёл на обратном пути, купил местной клюквы. По цене она не дешевле, чем у нас продают, но здесь болота недалеко от города, есть надежда, что клюква чистая.
2. Доходный дом предпринимателя Ивана Ивановича Зубанова с магазином, 1912 г. В доме размещалась мастерская по изготовлению обуви.
3. Дом Столярова на углу Троицкой и Шевченко.
Двухэтажный каменный дом, владельцем которого был Михаил Алексеевич Столяров и в котором он организовал обувную фабрику, в 1918 г. был национализирован. В первые годы советской власти здесь располагалась обувная фабрика Кимрского совнархоза, затем она стала филиалом обувной фабрики "Красная звезда". В середине 1930-х годов, после перевода цехов на расширившееся головное предприятие, здание было переоборудовано под жилье.
4. После последнего капитального ремонта оно, к счастью, не утратило своего первоначального облика, за исключением угловой башенки.
5. Урицкого, дом № 40 - бывший дом купца Тихомирова с магазином на первом этаже.
6. Как и предыдущее здание, тоже модерн, но совершенно другой.
7. Я уже отвык, что люди квасят капусту на зиму. Здесь же я пару раз встретил людей, тащивших домой по целой такой сетке с капустой. Явно не для борща.
8. Наконец я дошёл до Спасо-Преображенского собора, построенного в 1911-м году архитектором Фёдором Васильевичем Рыбинским.
9. Рыбинский - не самый известный архитектор. Строил в основном церкви, колокольни часовни.
Храм построен в память выздоровления в 1900 году царя Николая II. Заложен над целебным источником 21 июля 1902 года, первых прихожан принял в 1911 году. По проекту рассчитан на тысячу человек. В основании - четырехстопный четверик, который завершают пять высоких шатровых глав с восьмиугольными световыми барабанами, увенчанными луковичными главками. Архитектурной особенностью храма является вертикальное членение стрельчатых высоких, почти готических окон второго этажа. Линия карнизов обрамлена килевидными кокошниками.
Судьба храма драматична: в 1929 году он был закрыт, настоятель Федор Колеров, прихожане А. Бойков и М. Болдаков - расстреляны (позже причислены к лику святых). Вновь храм передан верующим в 1947 году. Сегодня в нем находится переданная Кимрским краеведческим музеем в 2001 году Иверская икона Божией Матери - покровительница Кимр. Она была прислана в дар Покровскому собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита и 19 мая 1901 года торжественно прибыла в город. До открытия храма в 1947 году там располагался клуб, а затем зерносклад.
Я заходил внутрь, священник читал проповедь явной милитаристской направленности, подвергая сомнению божьи заповеди. Слушать это было противно и я вышел.
10. Апсида.
11. Пророк Илия (слева) и пророк Моисей (справа).
12. Могила настоятеля церкви Иоанна Басюка.
13. Через дорогу возле Центра социальной помощи Кимрского благочиния строят часовню или колокольню.
14. Вернёмся в центр города по улице Ленина. Конструктивистское здание бывшей фабрики.
15. Разруха едва ли не на каждом шагу.
16. Хотя здание и используется.
17.
18.
19.
20. Здесь ещё совсем недавно был офисный центр.
21.
22.
23.
24.
25. Каких только названий у улиц не бывает! Эдуард Христофорович Звирздыня - один из борцов за советскую власть, выбившийся в местные начальники.
26. Пожарное депо на 6 выездов, единственное в левобережной части города.
27. Фабричное здание на ул. Звирздыня. Фабрика работает, производит спецобувь и обмундирование.
28. Вышел к бывшей обувной фабрике.
В 1907 году знаменитые кимрские предприниматели братья Столяровы поставили первую в Кимрах механическую фабрику производства обуви «Якорь» (ул. Володарского, 35). В первый год фабрика выпустила 20 ООО пар обуви, но уже в следующем выпуск возрос в два раза. Объемы производства росли год от года и в 1916 году составили 200 000 пар. После Гражданской войны за большие заслуги перед Красной Армией фабрике присваивается новое имя «Красная Звезда», с которым она и вошла в историю советского обувного производства. В настоящее время производство фактически заморожено.
29.
30. Производство обуви требовало много света, который давали большие окна.
31. Обезглавленная водонапорная башня.
32. А гидрант сохранился. Пожарная часть находилась у Базарной площади, до неё чуть меньше километра. Может быть ездили сюда заливать бочки.
33. Редкая сталинка напротив фабрики.
34. И опять разруха...
35. Вид с Фадеевской набережной на Савёлово.
36. Затон и грузовой порт.
37. Остатки исторической застройки на набережной Фадеева. Бывший дом Ивана Васильевича Рыбкина.
38. Бывший флигель начального училища.
39. Здание самого училища не сохранилось.
40.
41. По улице Володарского (Большой) я пошёл из-за вот этого.
42. Это павильон стадиона "Красная звезда", построенного рядом с кладбищем. Саму территорию кладбища и Скорбященской церкви сейчас занимает городской парк.
43. Павильон - ещё один пример нэпманского модерна. Город и в 1920-е годы продолжал оставаться богатым.
44. В те времена полные стадионы собирали не рок-звёзды, а политические деятели.
45. Возвращался в центр города я по той же улице Володарского.
46. С виду крепкий жилой дом начала 20-го века уже расселён и еле держится.
47. Соседний с ним, хоть и немного постарше, но ещё держится.
48.
49.
50. Так я дошёл до улицы Ленина, тем самым замкнув круг по городу.
Я практически ничего не написал об истории Кимр. Если кратко, то история вполне столичная. Ещё в середине 17-го века в Кимрах начал развиваться сапожный промысел. Земли здесь скудные, хлебопашеством не проживёшь, жили ремеслом. К концу 19-го века Кимры уже вполне можно было считать обувной столицей России с производством 2,5 млн пар обуви в год. Обувное производство продолжило своё развитие и после революции, но уже не кустарными методами на дому, а на обувных фабриках. Производство обуви приносило неплохие доходы, на которые строились красивые дома, Кимры стали столицей провинциального модерна. Я не знаю в России другого уездного города, где было бы столько зданий в стиле модерн.
В 1930-х годах в вошедшем в состав Кимр Савёлово был построен станкостроительный завод, работавший на авиацию. Завод впоследствии переименовали в машиностроительный (СМЗ), он выпускал гидросамолёты. В пору расцвета на нём работало 12 тыс. человек. Соответственно вокруг завода вырос целый город, сравнимый по количеству населения с "коренными" левобережными Кимрами. В 1990-х начался упадок в промышленности, не обошедший и СМЗ.
Депрессивным положением города воспользовались цыгане, в Савёлово стоял их табор. Через него пошёл поток наркотиков, Кимры стали героиновой столицей. На 50 тысяч населения здесь приходилось 500 наркодилеров. Милиция только делала вид, что боролась с наркоторговлей, ибо сама была в доле. В результате резко стало расти "население" кладбищ и одновременно цыганские дворцы на "Героиновом" проспекте в Савёлово.
Сейчас Кимры оставляют двоякое впечатление: в городе 119 памятников архитектуры, среди них много деревянного модерна, причём в Кимрах я впервые столкнулся с таким уникальным явлением, как модерн времён НЭПа. С другой стороны, большинство этих памятников находится в аварийном состоянии, а некоторые уже и в состоянии руин. Такой получается трэш вперемешку с красотой. Какие-то дома удаётся восстанавливать или просто поддерживать в живом состоянии волонтёрам, где-то находятся спонсоры, но системной работы по сохранению богатейшего архитектурного наследия со стороны властей я не увидел.
А ведь у города приличный туристический потенциал, мимо него проходит множество круизных лайнеров, но в том и дело, что мимо. Мышкин же, который на порядок беднее архитектурой и историей, смогли раскрутить как туристический центр. Но там нашлись энтузиасты, которые придумали эти музеи, добились строительства пристани, заманили туда туристов. В Кимрах, похоже, таких людей не нашлось ни во власти, ни среди жителей. Городом правит депрессия. Очень жаль, что погибает такая красота...