То, что Москва-река, начиная от столицы, несёт в себе волжскую воду, факт общеизвестный. А вот о том, что волжская водичка течёт и в Яузе, знают немногие. Да и я до недавних пор тоже не знал. А между тем, в 1930-е годы была построена Лихоборская обводнительная система, призванная соединить Химкинское водохранилище с Яузой при помощи её правого притока Лихоборки.
С 1920 по 1931 год население Москвы выросло в 3,5 раза и чистой воды стало катастрофически не хватать. Надо было что-то делать и в 1931-м году был принят план обводнения Москвы. Основой плана спасения Москвы стал канал Москва-Волга им. Сталина, сейчас канал им. Москвы (КиМ). Часть волжской воды из канала отбирается ещё на подходах к столице через Пестовское и Пяловское в Учинское водохранилище, а из него по
Восточному водопроводному каналу на водопроводную станцию в
посёлке Восточный и дальше в систему водоснабжения Москвы. Есть водозабор и на Пироговском плёсе Клязьминского водохранилища, но там вода уже не питьевая, а техническая.
Дальше волжская вода в краны москвичей уже не шла, но помогала доставлять грузы с Верхней Волги в Москву и разбавляла загрязнённую москворецкую воду более чистой из главной российской реки. В планах было и строительство Восточного судоходного канала, начинавшегося от Клязьминского водохранилища с устройством ещё одного водохранилища на месте нынешних Мытищ. Далее ое должен был пройти через Лосиный Остров, Измайловский парк и Тесктильщики в Кожухово к нынешнему Южному порту. Но этот план не был реализован.
Северный судоходный канал планировалось провести из Химкинского водохранилища через Садовый пруд в Яузу, тем самым закольцевав систему. Но и этот вариант не реализовали, судоходство реализовали только по Хорошевскому и Карамышевскому каналам.
Но была ещё одна проблема. Сбрасываемые с предприятий, расположенных в среднем течении Яузы воды в шесть раз превышали количество проточной воды в реке, что превращало её в зловонную сточную канаву. Наряду с наведением порядка со сбросом сточных вод было решено разбавить яузскую водичку чистой волжской. Для этого и была построена Лихоборская обводнительная система.
2. Схема с сайта Мосводостока.
3. Началом системы является затвор в юго-восточной части Химкинского водохранилища. К сожалению, к нему не подобраться - территория огорожена. Слева ЖК "Город яхт", построенный на месте детского водного стадиона, справа - гостиница.
4. Затвор где-то там, за углом гостиничной части дома.
5. После затвора вода попадает в подземный железобетонный коллектор, который пересекает Ленинградское шоссе и дальше идёт под зелёными насаждениями на Выборгской улице.
6. Взгляд назад. Голубая труба, скорее всего, часть системы.
7. Коллектор пересекает улицу Адмирала Макарова. Сверху - парковка.
8. Метров через 400 после перекрёстка канал наконец-то выходит на волю.
9. Берега канала выложены камнем, вдоль левого берега тянется сквер Невский и стоит одноимённый ЖК. К сожалению по берегу выросло много мусорных американских клёнов.
10. Взгляд назад с мостика у Головинского шоссе на Головинский деривационный канал. Вода в канале чистая, прозрачная, непривычно видеть такую в городе.
11. Под шоссе канал опять уходит в коллектор и почти сразу после шоссе заходит в Верхний Головинский пруд.
12.
13.
14. Пруд своим существованием обязан Головинскому ручью, но в большей мере каналу.
15. От пруда ответвляется русло ещё одного канала, по которому идёт сброс воды в коллектор, питающий Большой Садовый пруд. По всей видимости это часть задуманного некогда Северного судоходного канала. Но при такой ширине и глубине о судоходстве не может быть и речи.
16. Затворы, через которые идёт сброс воды в коллектор.
17. А дальше забор, огораживающий очередную стройку.
18. Я попытался было найти выход воды на поверхность и проехался по Михалковской улице.
19. Раньше открытый участок ответвления доходил до МОЖД.
20. Фабрика Йокиша, вернее то, что от неё осталось.
21. Сделав кружок, я вернулся к основной ветке канала.
22. Взгляд назад на Верхний Головинский пруд.
23. Протока, соединяющая Верхний и Средний (Малый) Головинский пруды.
24. Эта плотина с затвором разделяет два пруда.
25. Еду дальше, благо дорожка хоть и не асфальт, но вполне приличная.
26. Пешеходный горбатый мостик у впадения канала в Средний Головинский пруд. Возведён в 1984-м году.
27. Вид с мостика на протоку.
28. И на пруд. Пруд заросший и, видимо, мелкий. Здесь и рыбаков нет.
29. А это уже другой мостик, между Средним и Нижним (Большим) Головинскими прудами.
30. Эта беседка относится к
усадьбе Михалково.
31. От беседки идёт спуск к воде. Сразу за беседкой находятся ещё два пруда - Верхний и Нижний Михалковские. Но они копанные, питаются родниками и к обводнительной системе отношения не имеют.
32. ЖБОТ на берегу Большого пруда. Есть ещё одна такая же неподалёку.
33. До постройки обводнительной системы пруды были существенно меньше. К северо-западу от них проходила оборонительная линия с противотанковым рвом. А вот три ЖБОТ, обозначенные на карте кружочками со стрелочками находились на противоположном, правом берегу.
34. Ещё раз посмотрим на Малый пруд с его нижней точки.
35.
36. За ним возвышаются корпуса ЖК "Маяковский".
Продолжение следует.