Этот дом на углу Милютинского и Боброва переулка - последний проект В.Е. Дубовского в дореволюционной России. С началом Первой Мировой бурное строительство доходных домов в обеих столицах по понятным причинам затихло и затевать дакую большую стройку в 1915-м году было делом рискованным и риск не оправдался, до 1917-го года дом не был достроен. Тем интереснее проследить его непростую судьбу.
Участок, на котором был построен дом, несколько раз менял владельцев. Первые хозяева, упоминаемые в документах были из древнего рода рязанских бояр Петрово-Соловово. В начале 19-го века большей частью участка уже владела Римско-католическая церковь, которая на средства прихожан выстроила собор Петра и Павла.
Собор был частично разрушен немецкой бомбой во время Великой Отечественной и впоследствии восстановлен, но уже в качестве здания НИИ угольной промышленности. Но уцелели два здания - богадельня и библиотека.
3. Богадельня непосредственно примыкает к участку, на котором стоит дом.
4. Меньшая часть участка была в собственности князя Мещерского, который выстроил там себе двухэтажный каменный дом. Но дом стоял не по красной линии ни Юшкова (с 1922-го года Боброва), ни Милютинского переулка, а в глубине, в нынешнем дворе нашего дома.
Владельцами участка успели побывать вдова фридрихсгалтского купца Елизавета Ниловна Фалеева, московский купец Мартын Исидорович Чернышев, московский купец Михаил Дмитриевич Смирнов, почётный гражданин Николай Николаевич Тихонов, московский купец Николай Васильевич Баранов, московская купчиха Анфиса Андреевна Капырина (вдова), которая позже вышла замуж за Егорьевского 2-й гильдии купца Князева. Каждый что-то сносил, что-то строил, что-то перестраивал.
А.А. Князева никаких перестроек в своём владении не производила, а в 1915 г. продала его акционерному обществу «Феттер и Гинкель». которое ведало северными линиями междугородного телефонного сообщения между городами Москва, Орехово, Владимир, Новки, Ковров, Вязники, Нижний Новгород, Савино, Шуя, Иваново-Вознесенск. Было у этого общества ещё одно название - "Телефон". Я не стал разбираться, которое из них правильное. Но телефонная тема сыграла свою роль и в дальнейшей судьбе дома. Председателем правления общества был Николай Николаевич Феттер, а директорами личный почётный гражданин Павел Иванович Авцын и подданный Великобритании Иосиф Германович Деккер.
Весной 1915-го года все строения, размещавшиеся на участке, были снесены, а летом началось строительство. Дом должен был быть пятиэтажным (частично шестиэтажным) с нежилой мансардой над всем строением. Под всем оставшимся свободным пространством двора должны были быть устроены «железобетонные с каменными пограничными стенами сараи». Проект здания был выполнен Валентином Евгеньевичем Дубовским. По этому проекту фасады здания по Юшкову и Милютинскому переулкам должны были быть выполнены в стиле «модерн» с пышным декором в средневековой стилистике. Особые требования к внешнему виду здания накладывал тот факт, что с другой стороны Юшкова переулка стоял
дом Страхового общества Россия. А на его фоне сложно было не выглядеть бедным родственником.
5. Удалось найти в сети чертёжик фасада дома, выходящего в Юшков переулок.
6. И пару вариантов реконструкции этого чертежа. Вариант 1.
7. Вариант 2.
8. Вариант 2 западный фасад (со стороны Милютинского переулка).
9. Мне всё-таки кажется, что ближе к истине вариант 1, хотя краснокирпичных стен я в домах Дубовского не видел. Зато на башенках верхнего этажа там есть ниши. Угадайте. для чего?
10. Да, именно для них, для рыцарей! Если бы успели построить, их было бы не меньше пяти, это был бы рекорд! Высота каждго рыцара - 2,7 метра.
11. Рыцарей встречали бы полутораметровые подруги с собачками.
Но судьба распорядилась иначе. К 1917-му году было возведено пять этажей основного объёма и три этажа дворовой части. Во время октябрьских боёв 1917 г. на не полностью отстроенном здании большевиками были установлены пулемёты и бомбомёт, из которых они обстреливали здание Центральной телефонной станции (Милютинский пер., 5), занятое отрядом юнкеров, отключивших телефоны большевистских ревкома и полков.
Лишь в 1924-м, после обследования недостроенного здания, было решено превратить его в жилое, надстроить шестым этажом и «докончить внутреннее устройство подвала, 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го этажей». Над подвалом под двором было выполнено железобетонное перекрытие. Повезло, что переустройство здания велись по проекту архитектора А.М. Калмыкова.
Архитектурное решение фасадов было значительно упрощено по сравнению с неосуществленным проектом В.Е. Дубовского. Планировка здания также была изменена. Дворовая часть здания, возведённая до трёх этажей, была разобрана. Тем не менее, ему удалось сохранить хоть какую-то готическую стилистику здания.
12. Удалось найти только одну фотографию фрагмента недостроенного дома. Это кадр из кинохроники 1926-го года. От нашего дома видна недостроенная башенка на дальнем плане.
В итоге башенку эту разобрали, само здание впоследствии было надстроено 7-м этажом, а изначально высокий 1 -й этаж с помощью устройства дополнительного перекрытия был разделён на два этажа, в результате чего здание окончательно стало восьмиэтажным. Видимо, именно в этот период большинство административных помещений (прежде самостоятельных офисов) было приспособлено под жилое использование. В таком виде оно дошло до наших дней. Исторические границы владения также сохранились. О каких-то интерьерах говорить смысла нет. В СССР секса интерьеров нет!
Впоследствии здесь располагался клуб «Красный деревообделочник», жил Каро Семёнович Алабян (1897-1959) - советский архитектор, главный архитектор Москвы, академик, автор проектов в том числе Центрального театра Советской Армии, павильона Армянской ССР на ВДНХ, наземного павильона станции «Краснопресненская» и др.
13. В 1934-1946 гг. здесь жил известный художник Е.Е. Лансере. В память об этом в 1971 г. на здании была установлена мемориальная доска из красного гранита. Автор мемориальной доски - художник Е.Е. Лансере (сын).
14. Но кое-что из готических элементов всё-таки увидеть можно.
15. А вот здесь, похоже, старая дверь сохранилась.
16. За полуколонны спасибо Калмыкову.
17.
18. Кое-что можно увидеть и во дворе.
19.
20. Через арку со двора можно видеть дом Страхового общества Россия.