Посёлок Свердловский. Часть 2, Городищи

Oct 25, 2021 20:21

    В Городищах есть две главные достопримечательности - старинная усадьба и суконная фабрика Четвериковых. Усадьба - она по внешнему виду усадьба, на самом же деле Четвериковы, построившие эти здания, там не жили, а жили в Кашинцево, это в районе нынешнего посёлка Биокомбината. Настоящий усадебный дом в Городищах тоже был, ещё задолго до Четвериковых, в начале 19-го века, но сомневаюсь, что от него что-то осталось. Скорее всего он где-то здесь и был, на это намекают Барские пруды, расположенные в долине Клязьмы. К ним вела липовая аллея. Так что же это за здания, напоминающие по архитектуре усадебные?

В полуразрушенном состоянии стоит бывшая фабричная школа, построенная С.И. Четвериковым в начале 20-го века.



2. Доступ в здание открыт, мне удалось там полазить, поэтому фотографий его будет побольше.


3. Вид с южной стороны.


4. Очень жаль, что такая красота разрушается, зарастает деревьями.


В 1919-м году в здании начала работать средняя школа, затем вечерняя. Из известных выпускников - Борис Спасский, чемпион мира по шахматам. Годам к 1970-м здание стало приходить в упадок, власти не хотели им заниматься. Потом вечернюю школу перевели в здание бани. Это только ускорило процесс разрушения.

5. А стены по-прежнему крепкие, умели раньше делать качественный кирпич. Этот кирпич сделан на заводе Пелагеи Ивановны Миловановой в Кучино. Что кирпич, что известковый раствор выглядят так, как-будто им не больше ста лет, а всего с десяток.


6. Есть и мытищинский кирпич с завода Воронина. Он выдержал испытание временем похуже.


7. Была мысль восстановить здание и сделать в нём больницу или пансионат, но дальше прожектов дело не пошло.


8.


9.


10.


11. Здесь я сделал привал, попил чайку на ступеньках крыльца.


12. Второе здание сохранилось лучше, оно используется до сих пор, потому и обнесено забором. Из-за этого самого забора толком осмотреть его не получилось.


13. Здание также построено в 1913-14 годах в неоклассическом стиле для детского приюта "Очаг". Но уже в 1915-м в нём разместили лазарет, а в 1919-м - детский сад. Потом здесь было общежитие для вьетнамцев, завезённых для работы на фабрике.


14. После вьетнамцев здание привели в порядок и открыли в нём музыкальную школу. Сейчас здесь частная школа "Лексис".


15.


16.


Пора перейти к фабрике, благодаря которой небольшое сельцо стало достаточно крупным посёлком.

17. Бывшая суконная фабрика Четвериковых - посёлкообразующее предприятие. К сожалению, не удалось найти место, с которого её можно было бы отснять во всей красе. Это вид с моста через Клязьму.


Сукноваляльная мельница на Клязьме рядом с сельцом Городищи работала с 1831-го года, Её приобрёл Иван Васильевич Четвериков, выходец из Перемышля Калужской губернии. Он решил дело расширить и здесь же построил суконную фабрику. До этого он занимался в основном торговлей сукном в Москве. Но в 1812-м году он в буквальном смысле погорел. Часть товара сгорела в пожаре, часть растащили французские мародёры.
    Но кое-какие денежки у него сохранились, на них он и выстроил для прядильного, сукновального и промывного отделений деревянный 2-этажный корпус с двумя мельничными колесами, деревянный одноэтажный чистильный корпус, контору с каменным подвальным этажом, а также каменный корпус, помещался пресс и ручные ткацкие станы.
    В 1840-х годах, когда Иван Васильевич достиг преклонного возраста, он отошёл от дел, и фабрику возглавил младший сын Николай (старший сын  Дмитрий имел собственную торговлю). Николай Иванович не особенно вникал в дело и не допускал к нему других своих братьев - Ивана и Семёна. Он открыл в конце 1840-х годов в Тифлисе свою собственную оптовую торговлю, за которой следить не смог, это его кавказское отделение обанкротилась и окончательно было закрыто в 1851 году за три года да кончины Николая Ивановича.
    После смерти Николая Ивановича Четверикова дело возглавили оба остальные его брата: Иван Иванович принял на себя главное руководство, оставаясь в Москве, а Семён Иванович жил в Городищах и работал на фабрике директором. Придя в себя после потерь от деятельности в Тифлисе, братья набрали капитал для постройки главного каменного четырехэтажного корпуса, в котором была установлена паровая машина в 30 сил.     Управление фабрикой Семёном Ивановичем было неэффективным, а Иван Иванович много времени уделял общественным делам в Москве (в частности, он был выбран почетным мировым судьей города). Поэтому в 1869 году Иван Иванович Четвериков начал приобщать к делу своего сына Сергея. Изучать суконное производство он отправил его в австрийский Брюнн (ныне чешский город Брно) В это время руководил фабрикой Николай Егорович Иванов, бывший служащий фабричной конторы.
    После смерти отца в 1871-м году Сергей вернулся, чтобы в 21 год принять бразды правления фабрикой. Наследство досталось ему несладкое, долги превышали стоимость самой фабрики. Пришлось взять в долю мужа старшей сестры Марии Ивановны - Степана Алексеевича Протопопов и Торговый дом «Владимир Алексеев» в лице своих представителей - Александра Владимировича и Семёна Владимировича Алексеевых.
    В результате этого было образовано «Товарищество суконной фабрики Четверикова». Кредиторы дали отсрочку по выплате долгов, понимая, что в противном случае своих денег они могут и не увидеть. Фабрика была заложена в Московском купеческом банке за 260 тыс. рублей, все эти деньги пошли на выплату долгов. На погашение всех долгов Сергею Ивановичу понадобилось целых 36 лет!
    Но для развития фабрики требовалась её реорганизация и модернизация, закупка нового ткацкого и энергетического оборудования. Эти закупки кредитовал уже Торговый дом. К старой паровой машине и деревянному мельничному колесу были закуплены нефтяные двигатели и стальное колесо, что позволило механизировать производство. Место, освобождённое от ручных ткацких станков, было отдано под каморки для рабочих. Были отменены ночные смены для женщин и малолетних рабочих, рабочий день сокращён с 12-ти до 9-ти часов. Но выработка продукции от этого не сократилась, а качество улучшилось.
    Одновременно Четвериков ввел артельную сдельную работу в отделениях: сукновальном, промывном, красильном, нагонном, прессу и др. Так как отделения получили право сами определять число членов артели, то ради увеличения заработка число рабочих стало быстро сокращаться. Распределяясь между меньшим числом рабочих, заработок на Городищенской фабрике быстро увеличивался, по сравнению с окрестными фабриками. Увеличение заработка обусловливалось еще и тем, что все увеличение выработки, как следствие приобретения более продуктивных машин, всегда шло на увеличение заработка; тариф никогда не понижался. Желающие поступить на работу стали записываться в очередь (некоторые очереди длились до 5 лет). Это обстоятельство вместе с тем стало побуждать городищенских рабочих крепко держаться своих мест, вследствие чего большинство из них приобретало навык и умение, близко приближающее их к подмастерьям других фабрик.
    В середине 1880-х возникли новые проблемы, связанные с действием конкурентов из Лодзи. Напомню, Польша в то время входила в состав Российской империи. Поляки начали подмешивать в шерсть хлопок, что существенно удешевляло конечную продукцию. Спас наследственный капитал, полученный женой Сергея Ивановича Марией Александровной, дочерью А.В. Алексеева. Она перевела капитал в Товарищество Четверикова. Лучшее качество продукции позволило выжить в конкурентной борьбе.
    Четвериковым была организована в соседнем селе Анискино школа для детей рабочих. Сначала она работала в здании просвирни при церкви, но затем для неё было выстроено отдельное здание. Выпускники школы имели преимущество при поступлении на работу на фабрике.
    Развивалась и инфраструктура, был составлен подробный план, в силу которого предполагалось выстроить новый ткацкий корпус и контору, а в деле дальнейшего благоустройства - расширение квартир служащих, постройка ремесленного, новых бань и прачечной, большого Народного дома с залом собраний, театром и клубом для служащих (на месте старых спален, предполагавшихся к сломке), яслей, очага, но главным образом, предназначалась полная реформа каморочных спален переводом семейных рабочих групп в отдельные жилые дома. Местом для такого поселка был выбран луг позади чайной. На этой площади предполагалось вдоль набережной устроить место для праздничного отдыха, а на окраине площади - площадки для игр. При каждом доме (их проектировалось в первую очередь 12) имелось в виду отвести площадь для общественных огородов. Из всего этого проекта осуществлено лишь ремесленное училище, ткацкий корпус, баня с прачечной и два квартирных дома.
    Сергей Иванович Четвериков успешно руководил предприятием до весны 1918-го года. Четвериковское сукно было в свое время широко известно во всей России, а сам Сергей Иванович пользовался в среде московских промышленников безукоризненной репутацией, являясь неким эталоном предпринимателя.
    В 1918 году, Городищенская фабрика была национализирована. В годы Гражданской войны, с 1921 года, она была переименована в тонкосуконную фабрику им. Я.М. Свердлова, а сельцо Городищи - в поселок Свердловский. Сергей Иванович был сослан в Сибирь на общественные работы, но в 1922-м году ему разрешили эмигрировать в Швейцарию, где он прожил ещё семь лет.

18. Фабрика уже достаточно давно не работает, помещения сданы в аренду различным фирмам, но внутрь просто так не пройдёшь - КПП, заборы, охрана. Из-за забора вкусно пахло выпечкой, видимо там внутри есть пекарня.


19. Здесь стояло то самое колесо, которое приводило в действие станки.


20. А здесь была низконапорная плотина.


21. Водонапорная башня советских времён. Немножко Пизанская.


22. Дальше пошли здания, о назначении которых я могу только гадать. Ясно только то, что все они относились к фабрике.


23.


24. Бывший продуктовый магазин № 1. Скорее всего был и при Четверикове. А может быть это и была чайная.


25. Бывшая больница, затем амбулатория, а сейчас детская школа искусств.


26. По всем источникам выходит, что это была баня. Но как-то многовато окон для такого заведения, да ещё и два этажа. До недавнего времени здесь заседала поселковая администрация, но теперь что-то флагов не видно. А баня функционирует.


27. Из следующих двух зданий возле проходной одно наверняка пожарное депо.


28.


29. Рабочая казарма или спальня.


30. Здесь до сих пор живут люди. На большинстве окон сохранилась изначальная расстекловка.


31. На семью полагалась одна комната, а то и часть. Жили за занавесочками.


32. Непросто пропитание доставалось.


33. Квартирный дом для специалистов. На улице Набережной их два - №№ 5 и 6.


34. Есть на улице Набережной и пара интересных домов советских времён. Этот построен в 1956-м


35. А эта сталинка в 1958-м.


36. Дом 1947-го года постройки. По второй линии стоят дома, построенные уже в 1970-е годы.


37. Этот дом был построен в 1935-м


38.


39. Воинский мемориал возле фабрики.


40. Дореволюционный дом, в котором одно время размещалась поселковая администрация, а сейчас почта.


41.


42. После посещения "усадьбы" я свернул в посёлок Северный. В посёлке с десяток многоквартирных домов постройки начала 1960-х и несколько частных. Но вот это здание, скорее всего, строилось ещё при Четверикове.


43.


44. Таких домов здесь 3.


45. Есть даже церковь иконы Божией Матери Знамение.


Но как-то мне стало не по себе в этом посёлочке и я предпочёл оттуда побыстрее уехать.

46. Ещё одна церквушка чуть южнее. Тоже как-будто переделана из жилого дома. Это попытка восстановить Знаменскую усадебную церковь.


В названии "Свердловский" грамотный. культурный человек ударение поставит на второй слог. Здесь же в ходу ударение на первом - СвЕрдловка. Вроде всего 25 км до МКАД, а как-будто в другом мире оказался. Русская речь здесь не преобладающая. Как-то я себя там чужим чувствовал. Но посёлок всё-таки интересный. Хоть там и задавило всё многоэтажное жилищное строительство, дух истории пока ещё остаётся.

47. А это ЖК Аничково рядом со Свердловским. 10 домов, детский сад, шоссе, поле и дачные участки вокруг. Школы нет.


48. Дети приписаны к школе в посёлке Биокомбината- вон там, через поле. Если не организован школьный автобус, то только на машине ребёнка в школу возить. Я бы своему ребёнку одному по такой местности ходить в школу не позволил бы. Но зато жильё дешёвое. Относительно.


Источник 1
Источник 2

#уголкироссии, казармы, Клязьма-река, старые фабрики, клейма, Свердловский, Щёлковский район, велопрогулки

Previous post Next post
Up