Лужнецкая набережная представляет собой почти правильную полуокружность длиной 3,8 км. Сверху она граничит с Новодевичьей набережной, снизу - с
Фрунзенской. Границами являются Бережковский мост вверху и Новоандреевский внизу. Большую часть набережной занимает спорткомплекс Лужники, но есть кусочек промзоны со старыми фабричными зданиями конца 19 - начала 20 веков. Жилых домов на набережной нет совсем.
Название набережной произошло от названия местности и одноимённого села. Хоть на сленге и звучит частенько "Лужа", к лужам и просто сырой низменной местности происхождение названия отношения не имеет. В Москве были не одни Лужники. Были ещё Лужники возле Крымского брода и возле Симонова монастыря. Наши Лужники именовались Малые Новодевичьи. Все московские Лужники располагались при государевых лугах и относились к Конюшенному приказу. Скорее всего лужники - это те, кто работал на этих лугах - пас коней, заготавливал сено.
Сейчас сено здесь не заготавливают, но потеть всё равно приходится. Сам спорткомплекс заслуживает отдельно рассказа, мы же посмотрим только набережную.
2. Хозяйственный корпус "Лужников"
3. Так выглядела набережная в начале прошлого века (противоположный берег). Сейчас уже с этой точки Новодевичий не увидишь. В камень набережная была одета лишь в 1956-м году, когда велось строительство спортивного комплекса Лужники с главным стадионом страны. Тогда было переселено из Лужников около 8 тысяч жителей, снесены все дома.
4. Большая часть набережной заточена под занятия спортом. Дорожки для бегунов, роллеров и велосипедистов здесь разделены.
5. Спортом занимались здесь и в довоенное время. Были времена, когда в Москве-реке можно было купаться. На дальнем плане мост Московской окружной железной дороги.
6. Чтобы не так скучно было бегать, на набережной высажены цветы и расставлены скульптуры.
7. Аллегорическая скульптура "Земля". Установлена в середине 1960-х годов. Автором эскизов была В. И. Мухина, а сам монумент изготовлен уже после смерти в 1957 году её учениками.
8. Аллегорическая скульптура "Море" с такой же историей.
9. Есть скульптуры и попроще. "Материнство".
10. Какие-то нехорошие мысли на ум приходят. Как-будто её ноги залили в тазике с цементом. Близость водоёма усиливает ощущение.
11. Экзотический вид транспорта для Москвы - канатная дорога. введена в действие в 2018-м году. Построена на частные деньги.
12. Первая канатка была построена ещё в 1953-м, но она была только на правом берегу и предназначалась для любителей горных лыж. В 2016-м старую канатку демонтировали и начали строить новую. Планировали сдать к чемпионату мира по футболу 2018, но не успели, запустили только в ноябре. Цена поездки в один конец 400 рублей как-то не очень вдохновляет на такое путешествие.
13. Станция "Лужники". Построена из стальных листов и стекла. На первом этаже фуд-корт.
14. Раньше оно попроще и подешевле как-то было. На этом же месте была лодочная переправа.
15. Часовня во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Построена на пожертвования работников олимпийского комплекса и российских спортсменов, освящена 11 февраля 2011 года. Часовня представляет собой восьмигранное здание, увенчанное шатром и главкой. Использованы традиционные для русского храмового зодчества циркульные завершения, в качестве декора - белокаменные и гранитные резные детали, металлические литые (кованые) решетки и мозаика. Стены кирпичные под обмазку, с вставками из белокаменных элементов. Полы, цоколь и ступени - гранитные. Шатер - кирпичная кладка с вставками из белокаменных элементов. Главка и подзоры - медные, позолоченные. Кровля и отливы - медные. Декоративное убранство - кованые элементы, мозаика. Водометы, пилястры, закомары - белокаменные
16. Я как раз попал на какие-то соревнования бегунов.
17. Проводились на набережной и марафоны другого рода. Передвигались в направлении, противоположном течению реки. Старт был в районе метромоста.
18. Промежуточные финиши были в "Спорте", "Кроссе" и "Полёте". Ну а финиш, как и положено, был в "Финише" уже около Бережковского моста. Говорят, что возле "Финиша" был и вытрезвитель, где на реабилитацию принимали участников марафона, отдавшим такому спорту все силы.
19. Теперь на месте храмов общественного питания стоят монолитные здания в неоклассическом стиле.
20. К спорту новые здания тоже отношения не имеют, там в основном офисы.
21.
22.
23. Метромост, совмещённый с автомобильным. Здесь находится самая длинная станция московского метрополитена, её длина 282 метра.
24. Универсальный спортивный зал "Дружба" построен в 1976-1979 годах по проекту архитекторов Ю. Большакова, Д. Тарасевича к московской Олимпиаде .
За прототип была взята итальянская арена «Палацето делло спорт», построенная по проекту инженера Пьера Луиджи Нерви к XVII Летним Олимпийским играм 1960 года в Риме и широко известная в СССР. Как и проект Нерви, «Дружба» была решена по принципу сборно-монолитного купола высотой 20 метров, внутри которого расположились функциональные помещения. Конструкции купола были рассчитаны в лаборатории пространственных конструкций Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования с использованием ЭВМ, изготовлены и испытаны на экспериментальной базе МНИИТЭПа. Единый «панцирь», покрывающий весь объём здания, образуют 28 железобетонных складчатых опор, поддерживающих центральную оболочку-купол. При всей сложности и высоких нагрузках, конструкция получилась визуально лёгкой и изящной.
В отличие от круглого «Палацето делло спорт» Нерви, «Дружба» в плане ближе к квадрату со скруглёнными углами и стороной равной 88 метрам. Во внутреннем пространстве выделяются 3 функциональные зоны, расположенные одна над другой. Верхний уровень занимает демонстрационный зал площадью 42×42 метра, окружённый 4 трибунами-трансформерами со стационарным верхним ярусов и выдвижным нижним, который задвигался под верхний «гармошкой». В зависимости от конкретных состязаний и конфигурации зала общая вместимость трибун варьировалась от 1800 до 3950 мест. Уровнем ниже в здании были расположены гардеробы и буфеты, последние также могли быть «сложены», чтобы освободить место для тренировок в кольцевом вестибюле фойе. На нижнем ярусе «Дружбы» были предусмотрены 4 тренировочных зала размером 18×36 метров, а в промежуточную зону между ярусами вошли раздевалки, душевые и иная инфраструктура. (Из Википедии)
25. В 2017-м году "Дружбу" закрыли на реконструкцию. закончить планируют к концу 2020-го года.
26. Между "Дружбой" и Новоандреевским мостом находится "заводская" часть набережной. У этого завода славное прошлое и бесславное будущее.
Здесь, в здании В. В. Столярова В 1883-м году стартовало производство анилиновых и ализариновых красок. В 1893-м году Г. Беттингер, германский подданный, купил владение Столярова. В 1898 году он при помощи Фридриха Байера образовал торговый дом «Ф. Байер и Г. Беттингер». Фридрих Байер, германский подданный и купец 1-й московской гильдии, временно, известен по созданию немецкой химической и фармацевтической компании Bayer AG, "отец" аспирина. А начиналось всё в 1876 году с арендованного подвала, ручной мешалки и пары-тройки рабочих, размешивающих с ее помощью спрессованный ализарин. Тем не менее, это было первое производство Bayer за рубежом.
К концу 19-го века на предприятии было задействовано 160 работников. Использовались три паровые машины. В 1898 году торговый дом по проекту архитектора А. А. Остроградского построил ещё один корпус для фабрики, трёхэтажную казарму для жилья рабочих и другие здания. В 1899 году в Российской империи стало можно размещать товарные знаки компаний. Торговый дом расширялся, покупая смежные территории. Правление предприятия и его магазин размещался в помещении наследников М. Ф. Арманд по адресу: Старая площадь, дом 6 и Ипатьевский переулок, дом 7.
В 1912 году было создано Акционерное общество «Фридрих Байер и Ко». Капитал в том году составил 3 миллиона рублей, одна акция была номиналом в 1000 рублей. Председатель правления К. Дюсберг, германский подданный. В 1912 году на фабрике задействовано 400 рабочих. Оборот составлял 2,2 миллиона рублей. Продавалось 1700 видов различных красителей, 750 видов химической продукции, 20 видов лекарств. Торговый дом имел магазины в других городах Российской империи и контору в Санкт-Петербурге. С 1906 года по 1914 год в Санкт-Петербурге торговый дом выпускал в продажу газету «Терапевтические известия».
Во время Первой мировой войны делали пигменты для покраски тканей. К весне 1915 г. общественные и деловые круги России добились от правительства решения привлечь частную гражданскую промышленность для выполнения военных заказов. Очевидно, сказались как патриотические, так и меркантильные интересы. Постановлением Военного совета 9 апреля 1915 г. уполномоченному Главного артиллерийского управления (ГАУ) генералу Семену Ванкову было поручено организовать производство 3-дм снарядов на частных заводах. Французских специалистов отдали в его распоряжение. Для изготовления корпусов снарядов и взрывателей были привлечены десятки, а затем и сотни заводов, прежде всего Московского промышленного района.
Организовать снаряжение гранат (осколочно-фугасных снарядов) французского образца решили на фабрике анилиновых красок "Фр. Байер и К". По мнению Ванкова, руководители завода затягивали дело, требовали громадные суммы за аренду. Да и германское гражданство владельцев фабрики вызывало подозрения. В мае 1915-го года фабрика была реквизирована.
Для организации здесь снаряжения боеприпасов был привлечен известный московский предприниматель, потомственный почетный гражданин Николай Второв, которому была передана фабрика. Второв приступил к строительству снаряжательного завода 20 мая 1915 г. под руководством членов французской миссии. Работы начались без заключения формального контракта с ГАУ, по словесному предложению Ванкова. Из-за скученности строений фабрики Байера и близости к железной дороге снаряжательные мастерские были построены на смежном участке земли Дворцового ведомства. В помещениях собственно фабрики расположили комплекс подготовительных и заключительных работ. Завод построили за 38 дней к 28 июня 1915-го.
Сразу после окончания этого строительства на прилегающей территории начали возводить еще один завод для увеличения мощностей. Его завершили только к концу октября 1915 г. из-за больших размеров, недостатка опытных рабочих рук, вызванного призывом в армию, и расстройства железнодорожных перевозок. Мощность снаряжательных заводов, названных "А" и "О", составила 12 и 16 тыс. снарядов в сутки, впоследствии общую мощность довели до 40 тыс. Первый контракт был заключен 10 июля 1915 г. на снаряжение 1,6 млн. гранат французского образца, в начале ноября - второй. Всего в 1915-1917 гг. Второвым были получены 23 наряда на 17 млн. снарядов.
Корпуса снарядов снаряжались в основном мелинитом (пикриновой кислотой). Этот желтый краситель для тканей применялся с конца XIX в. как взрывчатое вещество (ВВ), но с 1909 г. стал заменяться более эффективным тротилом. Из-за нехватки тротила решили вернуться к использованию пикриновой кислоты, которую могли производить и гражданские химические заводы. В декабре 1915 г. на заводе Второва началось также строительство специального здания для снаряжения отравляющими веществами (ОВ). Мощность этого производства довели до уровня свыше 2,5 тыс. снарядов в сутки. В качестве ОВ применялся фосген и слезоточивые газы.
В конце января 1916 г. был поднят вопрос о необходимости строительства третьего снаряжательного завода. Его предлагали разместить в другом месте в целях безопасности. Опасения были не напрасными, поскольку через несколько дней на заводе в Лужниках произошел взрыв. В ноябре 1915 г. на заводе задержали некоего крестьянина, очевидно, подозревали его в "умысле на теракт".
Третий завод построили в Богородском уезде, ныне это АО "Машиностроительный завод" в Электростали. Второв также планировал построить завод взрывателей, но отказался от этого предложения, и завод строила казна с лета 1916 г. в Воронеже. В начале 1930-х недостроенное предприятие передали в авиапромышленность, сейчас это Воронежский механический завод, производящий ЖРД для ракет-носителей.
В ноябре 1918 г. помещения бывшей фабрики Байера передали под эксплуатацию экспедицией заготовления государственных бумаг, а снаряжательные мастерские превратили в склады ГАУ, а Николай Второв был убит в Москве, в Деловом дворе в мае 1918 г. в результате семейного конфликта. Хочу напомнить, что по состоянию на 1914-й год Второв был самым богатым предпринимателем России с состоянием в 60 млн. рублей.
27.
После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. Согласно атласу промышленности в 1932 г. здесь размещалась даже первая судостроительная верфь. В 1938-м завод передали в авиационную промышленность. В 1939-м был организован завод № 1 "Оргавиапрома", входившего в Наркомат авиапромышленности (НКАП).
Завод № 1 был самым крупным в "Оргавиапроме" - свыше 2 тыс. человек и выпускал также узлы ротора и крыльчатки к турбокомпрессорам. В 1941-м здесь стали производить лафеты к авиапушкам, а в начале Великой Отечественной войны опять освоили производство боеприпасов. Для расширения площадей присоединили близлежащий корпус завода, работавшего на строительство Дворца Советов. В октябре 1941 г. предприятие было эвакуировано в Куйбышев и разместилось в подсобных помещениях завода № 122 НКАП, а в сентябре 1942 г. получило № 165 НКАП. На его бывших площадях в Москве стал действовать инструментальный завод # 8 "Оргавиапрома". Решением ГКО от 18 февраля 1943 г. здесь был организован опытный завод № 300 НКАП. Завод № 165 был реэвакуирован в Москву в августе 1943-го, но разместился в другом месте, на берегу Яузы, ныне это АО "Люлька-Сатурн".
Опытный завод № 300 представлял собой КБ Александра Микулина. Под его руководством были созданы двигатели марки АМ, которыми оснащались самолеты АНТ-25, ТБ-3, МиГ-1, МиГ-3, Пе-8. Самый массовый самолет Великой Отечественной - Ил-2 и его развитие Ил-10 также имели микулинские моторы. На Лужнецкой набережной началась реконструкция завода, предназначенного для модификации моторов АМ, а также доводки турбомеханизмов и их серийного производства. В 1946-м КБ приступило к разработке опытных образцов турбореактивных двигателей. С 1952-го на серийных заводах началось производство реактивных двигателей АМ, которыми оснащались самолеты Ту-16, Ту-104, М-4, Як-25.
Испытательная станция, на которой производились стендовые проверки двигателей, находилась здесь же. С 1953-го в Лужниках стали строить стадион, началось многоэтажное жилищное строительство за линией железной дороги. Шум испытываемых двигателей уже не вписывался в новый облик района, поэтому испытательную станцию закрыли в 1957 г., разместив ее в лесном массиве Воскресенского района Подмосковья.
Помимо авиадвигателей на заводе разрабатывались, а с 1960 г. началось опытное производство жидкостных ракетных двигателей, в том числе для самолетов-снарядов Челомея. Это была дань времени Хрущева, при котором многие авиазаводы перешли на выпуск крылатых ракет вместо самолетов. "Союз" и сейчас специализируется на так называемых короткоресурсных малоразмерных двигателях для тактических и стратегических ракет воздушного и морского базирования. Разрабатывались здесь двигатели и для беспилотных разведчиков, ядерная термоэмиссионная энергетическая установка для космических аппаратов. Двигатель Р15Б-300 для знаменитого МиГ-25 был создан также на "Союзе".
В настоящее время на "Союзе" создаются новые двигатели, в том числе Р-145М для самолета пятого поколения, для беспилотных летательных аппаратов, сверхзвуковых деловых самолетов.
Многие КБ на серийных двигателестроительных заводах в свое время являлись филиалами завода № 300 - в Казани (ныне КПП "Авиамотор", тогда еще подмосковном Тушино (ныне Тушинское МКБ "Союз"), Уфе (ныне НПП "Мотор"), а позже они стали самостоятельными.
В середине 1990-х гг. правительство Москвы решило в перспективе вывести из центра города ряд промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. В этот список вместе с такими замечательными объектами, как АО "Русские валенки", попали также "Союз" и "Гелиймаш", расположенный на смежной территории со стороны Комсомольского проспекта. Один усатый оскароносец вознамерился построить здесь киноцентр, ему обязательно надо, чтобы был выход к воде.
Чтобы избежать потери территории, на "Союзе" пошли по пути вывода из Москвы вредных производств. За пределы столицы уже полностью выведено литейное и кузнечно-прессовое и гальваническое производства. Планировалось сохранить на Лужнецкой набережной только ОКБ, опытно-механическое производство и административные службы. Освободившиеся территории сдаются под офисы и склады различным фирмам. Это приносит больше половины дохода предприятия.
И вот как-то так вдруг случилось, что основным владельцем завода стали... армяне. Вернее, возглавляемая ими ГК Аури. "Сухой" они "подняли", поднимут и "Союз". Таковы гримасы истории - начали немцы, кончат армяне.
28.
29.
30. Заканчивается Лужнецкая набережная под Новоандреевским мостом, по которому проходит Третье транспортное кольцо.
Информация о заводе "Союз" взята с
сайта Независимого военного обозрения. Старые фотографии - с сайта Pastvu.