Между Верхней Масловкой и Петровско-Разумовской аллеей расположен состоящий из четырёх домов Городок художников. Идея строительства домов с мастерскими и создания творческой коммуны была выдвинута группой московских художников и поддержана Моссоветом и наркомами Луначарским и Бубновым, согласившимися с тем, что, несмотря на полную разруху в стране, идея эта замечательная. Приняли решение строить дома художников с мастерскими. Там же должны были разместиться и общественно-бытовые здания - школа, столовая, зал собраний.
Проект был грандиознейшим, но как обычно, реализован был только частично. Единого ансамбля не получилось. Да и где было взять столько художников, чтобы заселить такой большой комплекс?
2. Так себе представляли городок авторы проекта - группа архитекторов АСНОВА.
3. Создание «Городка художников» началось в 1930 году постройкой 1-го производственного дома художников (корпус «Ж» по генплану) на месте сгоревших павильонов кинофабрики «Межрабпомфильм». Архитектор Ю.Н. Герасимов.
4. Классический конструктивистский дом.
5. Как и полагается конструктивистскому дому, он имеет сложную форму. Та часть, которая не выходит на улицу, не оштукатурена.
6. И имеет угловые балконы.
В 1960-м году в этом доме случилась крайне неприятная история. Один из художников из творческой командировки в Индию кроме картин привёз чёрную оспу, от которой скончался он сам и ещё несколько человек. Провели жёсткую дезинфекцию подъезда со сжиганием мебели, вещей, картин.
7. В 1933-м году началось строительство жилого корпуса Б. Поскольку заканчивалось строительство уже после 1935-го года, конструктивизм был разбавлен разными мелкими деталями типа изогнутых балконных решёток.
8. Корпус А с квартирами и мастерскими строился на год позже, но архитекторы были те же - В.Ф. Кринский и А.М. Рухлядев. Окна выходят на Верхнюю Масловку, на северо-восток. Видимо для того, чтобы свет был рассеянным.
9.
10.
11. Интересный барельеф над дверью подъезда. Скульптор лепит фигуру вождя, указующего путь в светлое будущее, художник пишет пейзаж, а при этом им обоим позирует обнажённая женщина.
В октябре 1934 года руководством МОССХа была утверждена Перспектива строительства, разработанная 2-й проектной мастерской Моссовета. По этой документации был составлен технический проект на корпус В объёмом 44500 кубических метров, а также на территории городка были вновь запроектированы корпуса мастерских и квартир («В», «Г», «Д», «И»), выставочное здание («Е»), ясли и клуб-столовая в виде пристройки к существующему корпусу «Ж». Последний предполагался заново оформить архитектурно. Планировалось, что общая площадь застройки (вместе с корпусами «А», «Б» и «Ж») будет 11760 квадратных метров с процентом застройки 27,03 %. Кубатура всего нового строительства (без учёта корпусов «А», «Б» и «Ж») - 246000 кубических метров. Предполагалось, что строительство корпуса «В» начнётся в 1935 году.
12. Но 4-й корпус был построен только через 10 лет после окончания войны.
13. В арке дома устроена выставка репродукций картин одного из жильцов дома.
14. На этих колоннах-пьедесталах должны были стоять скульптуры Рембрандта, Рафаэля, Микельанджело, Леонардо-да-Винчи - маяки для живущих и творящих в этом доме.
15. Не все мастерские имели жилые квартиры, равно как и не все квартиры были с мастерскими.
16. "Квартирных" этажей было 11, а мастерских - 8.
А на первом этаже расположилась школа.
И захотелось мне покопаться, чтобы понять, что за великие художники здесь жили, что за гиганты искусства все эти народные художники и академики, что же они такого создали. И своих читателей тоже приглашаю проверить себя - насколько вам известно творчество этих людей, насколько оно отложилось в памяти человеческой. Желающие могут поделиться результатами в комментариях.
17. Итак, переходим на личности. Начнём с первого по порядку постройки дома, на нём достаточно скромная памятная доска.
Кто такой Е. Татлин не знает даже Гугл. Есть подозрения, что это был всё-таки В. Татлин.
18. Из всех перечисленных кроме Грабаря вспомнил только вот эту картину - "Рабфак идёт" Бориса Иогансона.
19. Евгений (Герц) Адольфович Кибрик занимался в основном иллюстрацией книг.
20. "Ласочка" - иллюстрация к повести Ромена Роллана "Кола Брюньон".
21. Скульптор Михаил Фёдорович Бабурин.
22. Монумент "Дружба" в Уфе. Поставлен по случаю 400-летия присоединения Башкирии в 1965-м году.
23. Художник Семён Афанасьевич Чуйков - основоположник современной киргизской живописи. Почему он тогда в Москве жил?
24. "Дочь Советской Киргизии". Вот эту картину я смутно припоминаю, в детстве где-то её видел. А может и не её, сюжет достаточно распространённый. Почти тот же "Рабфак идёт", только в одном экземпляре.
25. Зверьков Ефрем (Ефим) Иванович. Пейзажист. Ни одной его картины я не признал. Не удостоен даже статьи в Википедии.
26. Предпочитал осенние мотивы.
27. Пластов Аркадий Александрович.
28. Со своей картиной "Сенокос"
29. Фамилия, безусловно известная. С 1913 по 1925 был попечителем Третьяковской галереи. Единственный из всех "академиков" академик РАН, остальные же - Академии художеств.
30. Но у меня фамилия ассоциируется с реставрационными мастерскими его имени, картин же его я не знаю.
31. Пролистал его картины - ничего не зацепило, ничего не вспомнил.
32. Юрий Пименов.
33. "Свадьба на будущей улице" Вот эту картину смог вспомнить.
34. Сергей Герасимов. Картину, изображённую на барельефе я не нашёл.
35. А вот "Мать партизана" - достаточно известная картина.
Проведя такой анализ, я остался разочарован. Отчасти в своём знании советского изобразительного искусства тех лет, а отчасти тем, что за этими красивыми мемориальными досками не стоит ничего фактически интересного. Здесь не жили и не работали Дейнека, Шагал, Юон, Петров-Водкин, Мухина. Жили в основном те, кто обслуживал власть, функционеры от искусства, писавшие в лучшем случае неплохие пейзажи, а в основном соцреалистические полотна "о счастливом быте". Да и нельзя построить "фабрику художников".Настоящий художник - вещь штучная, ему свобода нужна, простор, а не соседство сотни таких же как он художников. Плохо себе представляю, как Левитана, Шишкина, Репина, Верещагина можно было бы собрать в одно место, спустить им план, чтобы отрабатывали предоставленную площадь и ждать от них шедевров. Всё-таки это не фабрика-кухня, индустриальные методы в искусстве не работают. В этом и заключается на мой взгляд причина провала проекта. Хотя для тех, кто там жил и живёт по сей день, проект отнюдь не провалился.