Завод РСК МиГ. Взлёт

Feb 12, 2020 23:00

    Подвернулась возможность посетить с экскурсией завод РСК МиГ на Ходынском поле. Вообще я редко хожу с организованными экскурсиями, но в такие места так просто не попадёшь, завод до сих пор имеет режимный статус, правда весьма облегчённый - на территории разрешается фотографировать. Производство давно не функционирует, остался музей, охрана, пожарная часть, котельная и другие коммунальные службы. Будущего у завода нет, в любой момент цеха могут пойти под снос, поэтому упускать время было нельзя. Расскажу немного про историю завода, выдающихся людей, промышленную архитектуру.



2. Начиналось всё с велосипедов.


В 1890-х годах, в Москву из города Вейсехштейн Эстляндской губернии приехал прибалтийский немец Юлий Александрович Меллер. Предприимчивый молодой человек женился на дочери московского купца Н. Брежнева, получив в приданое около 300 тыс. руб. На эти деньги Ю.А. Меллер в 1893-м году приобрел небольшую механическую мастерскую на Садово-Триумфальной улице, нанял 10 рабочих и на достаточно примитивном оборудовании занялся производством циркового реквизита из тонкостенных труб.
    В 1894-м году он организовал в своей мастерской сборку велосипедов, из комплектующих, получаемых из Англии. Конструкции велосипедов постоянно совершенствовались, и владелец, часто бывая за границей, внимательно следил за техническими новинками и оперативно внедрял у себя новые технологии. Производство непрерывно расширялось: годичный выпуск велосипедов вырос со 150 штук в 1895 г. до 1000 велосипедов различных модификаций ежегодно. К концу 19-го века на фабрике трудились уже 115 рабочих.
    В 1900-м в мастерской случился пожар и потребовались деньги для восстановления производства. Меллер решил заодно и расшириться. Он получил крупную страховку и преобразовал свою фирму в Акционерное Общество «Дуксъ Ю.А. Меллер» с уставным капиталом в 350 тыс. рублей, разделенным на 1400 акций номиналом по 250 рублей.

3.


На эти деньги он приобрёл участок земли в Тверской Ямской слободе, построил производственные здания и закупил новое оборудование. Кстати, Дукс (DUX) в переводе с латыни означает "вождь". В итальянском это слово трансформировалось в "дуче". Мы видим, что излишней скромностью Меллер не страдал. В начале 1900-х годов «Дукс» начал осваивать производство велосипедов с бензиновыми моторами, вслед за ними выпускали автомобили с семисильными двигателями внутреннего сгорания по типу американских «Олдсмобилей». В 1905-м году выпустили около 100 «Дуксмобилей», из них 30 полностью отечественного производства. Таким образом, фирма стала единственной в истории отечественного автомобилестроения, выпускавшей паровые, электрические и бензиновые автомобили.
    Дальше - больше. Меллер занялся производством аэросаней, дирижаблей, а в 1910-м построил первый самолёт, после чего практически полностью переключился на их производство. С началом Первой мировой потребовалось расширять производство. Под это был выделен большой участок земли на Ходынском поле, там же был и аэродром, на котором самолёты испытывались и улетали к месту назначения.

4.


5. Самолёты - не велосипеды, в подвальчике их не соберёшь, поэтому развернулось строительство цехов с большими пролётами. Это единственный сохранившийся дореволюционный ангар.


Армии требовались самолёты и недостатка в госконтрактах не было. С 1914-го по 1917-й было выпущено около 1600 самолётов и дирижаблей. В основном это были различные модификации Фарманов и Ньюпоров. Для сравнения, Русско-Балтийский завод выпустил всего 76 самолётов "Илья Муромец", правда это были более крупные тяжёлые бомбардировщики.

6.


После революции с заводом постоянно происходили разные превращения - он делился, эвакуировался, возвращался, объединялся. А уж сколько названий сменил...
ГАЗ (Государственный авиационный завод) №1, завод №39, завод № 30, Знамя труда, МАПО им. Дементьева, ПК им. Воронина. Эвакуированные заводы выросли в ЦСКБ "Прогресс" в Самаре и Иркутский авиационный завод. В 1949-м с развитием реактивной авиации начали строить производственную площадку в Луховицах, открыли завод по производству комплектующих в Калязине.

7. Ну а в годы первых пятилеток развитие шло на основной площадке. Индустриализацией страны в то время руководил Серго Орджоникидзе. На территории завода ему поставлен памятник.


8. На снимках немецкой воздушной разведки хорошо различимы корпуса. И прекрасные ориентиры - стадион Динамо, стадион Юных пионеров, Ходынское поле.


1- сборочный цех
5 - цех с токарными станками
7 - кузнечный цех.

9. Возникает вопрос - а откуда немцы знали. что там под крышами цехов?


Немцы и без фотографий с воздуха были прекрасно осведомлены о расположении производств на территории завода. Ещё в 1940-м году по заводу водили многочисленные делегации немецких специалистов. Указанием наркомата было предписано подробно рассказывать им обо всех производственных процессах. У нас тогда хорошо было налажено научно-техническое сотрудничество.
    В 1941-м, в самое тяжёлое для Москвы время году с территории Ваганьковского кладбища по ночам вражеские агенты запускали осветительные ракеты в сторону завода, давали целеуказание для бомбежки немецким летчикам. Завод бомбили, но серьезных разрушений удалось избежать, благодаря чему он продолжал работать всю войну круглосуточно. Тем не менее, осенью 1941-го было принято решение эвакуировать ГАЗ №1 в Куйбышев, а 39-й завод в Иркутск. В освободившихся цехах разместили ремонтные мастерские.

10. А высотные ночные истребители МиГ-3 сильно выручили Москву в самое трудное для неё время. Немцы рассчитывали бомбить город с большой высоты и по ночам, но МиГи опустили их вниз, под огонь зенитных батарей.


11. Уже в декабре 1941-го возобновилось производство самолётов. Самым нужным для фронта оказался штурмовик Ил-2. Всего за годы войны их было выпущено около 9000 штук, а на самом пике завод выпускал 24 самолёта в сутки, т.е. каждый час из ворот цеха выезжал новый самолёт!


В годы войны завод выпускал и другие самолёты - Ил-4, Ла-5, Ла-7, Пе-2, Пе-8.

12. Здесь были сосредоточены лучшие умы - на заводе работало два мощнейших КБ - Ильюшина и Поликарпова. В 1939-м году был создан ОКО (особый конструкторский отдел), который возглавили Артём Микоян и Михаил Гуревич.


13. После войны возобновился выпуск гражданской продукции, основу которой составили Ил-12, Ил-14, Ил-18.


14. Самый известный из производившихся на заводе "Знамя труда" пассажирских самолётов - Ил-18.


15. Производство было массовым, выпущено около 800 штук, в том числе и на экспорт.


16. Ил-18 прекратили выпускать в 1978-м. А они всё летают, почти каждый день их вижу. Конкретно этот - Ил-18В с тремя салонами


Одновременно с Ил-18 создавался Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. И когда вы последний раз видели Ту-104 в небе? А Ильюшин всё летает.

Не прекращался выпуск и продукции военного назначения. Правда, окончательная сборка после 1950-х производилась уже в основном в Луховицах. Но КБ, производство узлов и компонентов оставалось в Москве.

17. Вот этот "градусник" - очень интересная вещь. Сверху номера цехов, а градусники показывали температуру процент выполнения месячного плана. Только я не разобрался каким образом, не ртуть же туда заливали! Может там сзади бачки стояли с подкрашенным спиртом и, приоткрывая краник, переливали из одного сосуда в другой? А как тогда обратно в начале следующего месяца?


18. Макет противолодочного Ил-38 в заводском музее.


19. Сколько же тысяч самолётов выпустили эти ворота?


20. Перечень того, что выпускалось на заводе. Думаю, что не полный. Не вижу МиГ-3, Ил-12


21. Не смотря на бронь, работники завода уходили на фронт.


22. А это уже то настоящее, к которому завод теперь не имеет отношения, но об этом чуть позже.


Динамо, МиГ, авиация, Беговой район, Москва

Previous post Next post
Up