Завод РСК МиГ. Промышленная архитектура

Feb 13, 2020 20:07

    Развивалась авиация, развивался и завод. Самолёты становились крупнее, и цеха для их сборки становились шире и выше. А поскольку развитие длилось почти 80 лет, архитектурный пирог получился многослойным. Есть здания, над которыми поработали архитекторы, есть чисто функциональные коробки из стекла и бетона. Хоть и сохранилось немного дореволюционных построек, шедевров индустриальной готики здесь нет. Строились первые цеха в Первую мировую, было не до архитектурных изысков.

Зато заметно благородство линий. Из больших сборочных ангаров сохранился только этот. Многие были построены как временные, и впоследствии были снесены.


2. Приятная расстекловка, имитация замкового камня в вершине арки. Жаль, что не удалось зайти внутрь, посмотреть на чём держится крыша.


3. Остальные сохранившиеся дореволюционные здания имели вспомогательный характер. Этот цех был построен из редкого для того времени силикатного кирпича.


4.


5. Такой вот тик-так.


6. В основе этого здания лежит вокзал конечной станции конки. Впоследствии здесь была открыта авиационная школа.


7. Второй этаж надстроен позже, окна сильно отличаются.


8. Ещё остались руины Ходынской водокачки. Но она осталась в стороне от нашего маршрута. Так водокачка выглядела когда ещё не была руиной.


9. Достойна внимания и архитектура советского времени. В этом интересном здании одно время работало КБ Поликарпова (если мне не изменяет память). Судя по архитектуре, здание примерно 1935-37 годов постройки. Конструктивизм уже разбавлен колоннами и скульптурами.


10. Две ниши для скульптур. Правда, скульптура только одна сохранилась.


11. Это не вандалы колонны на втором этаже разломали, это такая задумка архитектора - взгляд сам должен дорисовать.


12. И здесь проглядывают элементы конструктивизма.


13. И здесь. Большие окна давали много света и для производственных корпусов, и чертёжных залов конструкторских бюро.


14. Ещё один интересный цех.


15. Но интересен он внутри. Авторство ферм, держащих крышу с большой долей вероятности принадлежит Шухову.


16. Вот оно, торжество сопромата! Всё на заклёпках, никакой сварки.


17. Одно не понятно - как собирали самолёты без грузоподъёмных механизмов? Не вижу кран-балок.


18. Ещё один довоенный цех с большими воротами.


19. Но здесь металлоконструкции уже не на заклёпках, а сварные. Заменены в ходе реконструкции в 1960-е годы.


20. Судя по обилию корпусов с большими воротами, самолёты собирались в нескольких цехах.


21. Сооружение непонятного мне назначения.


22.


23. Ещё один конструктивистский корпус.


24.


25. Похоже, что это столярный цех. Зелёные - это циклоны для улавливания опилок.


26.


27. А этот корпус построен в 1971-м году.


28. Это уже начало 1980-х


29. Из артефактов. Скорее всего, вышка линии электропередач.


30. Электроэнергии завод потреблял много, поэтому и трансформаторных подстанций несколько. К тому же категория электроснабжения требовала резервирования.


31.


32. Под ноги тоже надо внимательно смотреть.


33. Когда-то к цехам подходила железнодорожная ветка от станции Пресня.


34.


35.


36.


37. Часы ещё показывают точное время.


38.


39.


40. Заводская пожарная часть. Там внутри даже машины пожарные ещё остались.


41. Пожарная вышка. Для наблюдения, тренировок, а может и рукава здесь сушили.


42. На Ленинградский проспект выходит парадным фасадом фюзеляжный цех. Замаскирован под гражданское здание.


43. Конструкторов со всей страны собирали в это здание.


44. Поскольку в те времена конструкторы ценились на вес золота, для них было построено двухзальное бомбоубежище на 240 человек.


45. Это, видимо, вход в бомбоубежище.


46. В это здание в конце концов переехало КБ Поликарпова.


47. Памятников Ленину целых два. Этот в странной позе. Бандитской какой-то. Но с цветочками. Не перевелись ещё фанаты.


48. Да и этот почему-то рукой показывает вниз, а не вперёд.


49. "Победа в воздухе создаётся на земле". Здесь ещё теплится какая-то жизнь.


50. Единственное недавно отремонтированное здание - это заводоуправление.


51. А проходная уже закрыта. Проход только через одну дверь.


52. Закончу репортаж самым грандиозным зданием - цехом "Монолит". Он сам имеет номер 38, но внутри его есть "анклав" - цех № 14. Ширина цеха 260 метров. (справа)


53.


А длина - 434. Площадь - 11,3 гектара, это примерно 10 футбольных полей.

54. Это старая часть цеха, построенная в 1936-м году.


55. А это новая, послевоенная.


56. Ворота цеха шириной больше 40 метров. Ил-18 с размахом крыльев 37,5 метров через них выезжал.


57. Обшиты деревом, так легче. Открываются "гармошкой".


Опыт постройки таких ворот применён в храме Христа Спасителя. Тяжёлые металлические врата может открыть даже ребёнок.

58.


В цеху копошились какие-то люди, что-то делали, но нас попросили не снимать.

59. Боковые ворота.


60. А так они выглядят изнутри. Напрашиваются витражи.


61. Ещё одна старая мачта ЛЭП, даже с проводами.


На территории завода много вполне крепких зданий с большим внутренним пространством - прекрасное место для устройства музея-выставки чего-нибудь крупногабаритного - от ретро-автомобилей до дирижаблей. Уникальные широченные ворота позволят затащить внутрь что угодно, хоть Титаник (если без труб). В цехах много естественного света, вполне можно устраивать и художественные выставки. Для фудкорта тоже место найдётся. Вариантов сохранения зданий, в которых рождалась отечественная авиация - масса. Будет очень обидно, если всё это снесут и застроят очередными ЖК, ТЦ и офисами.

Динамо, МиГ, старые фабрики, конструктивизм, Москва, авиация, промарх, Беговой район

Previous post Next post
Up