На днях вышла бета-версия Lightroom 4.
Хотя я давно уже не пользуюсь лайтрумом/ACR, предпочитая ему RPP (у меня нет поточной обработки сотен фотографий), все еще остается академический интерес к этой программе. Все-таки мейнстрим, лучший каталогизатор и в принципе ведь неплохой конвертер, не без недостатков, и естественно сравнивать его бок о бок с таким монстром цвета как RPP может быть и не стоило бы... Но мне больше не с чем сравнивать, RPP у меня основной конвертер сейчас.
В общем, сегодня мы бросим беглый взгляд на Lightroom 4 beta и на главные изменения в сравнении с 3-й версией.
Примечание 1:
RAW-конвертеры мне в принципе интересны только с точки зрения качества картинки, демозаика, профилей и тональных настроек, поэтому каталогизацию, GPS, фотокниги, слайдшоу, возможность печати и веб-публикации я сегодня рассматривать не буду. А, нет, пожалуй, посмотрю, что там с обещанным софт-пруфингом, хотя я весь препресс делаю в шопе, но все ж интересно.
О других возможностях программы уже успели написать те же dpreview: Lightroom
4 Public Beta: What's New Примечание 2:
Тестируется бета-версия, качество которой может быть не идентично конечному продукту на момент релиза.
Примечание 3:
Я сознательно не прибегаю к камера-специфическим профилям типа Canon Standard и т.д., которые лайтрум пытается мимикрировать в меру своих возможностей. Поскольку там изначально уже самим производителем заложена отсебятина, которая нам не нужна.
Примечание 4:
Редакция не несет ответственности за душевные травмы, которые вы можете получить, сравнивая результаты работы Lightroom с результатами работы RPP. Никогда не проделывайте это дома!
Я и так не стал детально сравнивать эти два конвертера, потому что это в принципе некорректно, они для разных целей и для разных людей, и вообще тогда получился бы не мини-обзор, а мини-обсёр :) А я человек в принципе оптимистично настроенный, и знаю, что для тысяч фотографов Лайтрум будет полезным и удобным инструментом, вполне отвечающим их нуждам и эстетическому развитию.
Итак, качаем!
По ссылкам требуется авторизация Adobe Labs, регистрируйтесь. Уж извините, но выкладывать полтора гига мне некуда :)
Download Lightroom 4 beta for Mac (ZIP, 409 MB)
Download Lightroom 4 beta for Windows 32-bit* (ZIP, 400 MB)
Download Lightroom 4 beta for Windows 64-bit* (ZIP, 411 MB)
Будем считать, что половину этих 400 (!) мегов занимают шаблоны фотокниг :)
Пока качается, ознакомимся с системными требованиями.
Первое, что бросается в глаза - отказ от WinXP. Понятно, что ось устаревшая, но чем конкретно этот отказ обоснован, неизвестно. У меня на работе LR 3.5 прекрасно служит под WinXP (ну такой вот пережиток прошлого, связанный с проприетарным софтом, что делать).
Разбор всяких бегунков-фигунков может подождать, а первым делом, по традиции, потирая руки, кидаю на новый Лайтрум то самое эпическое фото с фонтанами на Поклонке и тест-натюрморт в красных тонах (обе фотографии уже рассматривались мной и были отданы на растерзание публике вот здесь -
http://dmitry-novak.livejournal.com/31455.html).
Исходные RAWы (cсылки прямые, качать через правую кнопку мыши, "Сохранить по ссылке как..."):
1.
IMG_0014.CR2 - 26 мб
2.
IMG_1153.CR2 - 23 мб
Интересно, улучшили что-то с профилями или нет.
Здесь удобно, что Адоб, как и раньше, позволяет переключаться между разными версиями обработки (2003-2010-2012), соответственно переключая и инструментарий. То есть, если вы привыкли пользоваться старыми бегунками - то пользуйтесь на здоровье.
Итак, пробуем настройки по умолчанию - и видим, что с использованием профиля Adobe Standard засветки в каналах отрабатываются уже заметно лучше, чем раньше:
Для сравнения - старый вариант обработки (2010):
Тут самое время бы ударить в фанфары и задудеть в литавры, но...
Покрутив рукоятки, обнаруживаем, что практически тот же результат достигается со старым движком обработки, если сбросить Brightness и Contrast в абсолютный ноль и прибавить Recovery вместе с экспозицией:
В новой версии Лайтрума по сути имеем всё те же яйца и в буквальном смысле вид сбоку. Т.е. движок и профили - старые, рукоятки новые.
В новой версии настройки по умолчанию практически точно соответствуют значению Recovery = 35 в старом движке, и это минус, поскольку Recovery - инструмент, основанный на локальном нерезком маскировании некого тонального диапазона, а потому во многих случаях разрушает пластику и тональные отношения исходной фотографии. А определить реальную нулевую точку восстановления светов в новой версии не представляется возможным, поскольку Recovery уже имеет внутри конвертера некое ненулевое значение по умолчанию. Может быть кто-то и может так, но я лично себе не представляю работу с изображением без корректной точки отсчета, более-менее соответствующей "аппаратному нулю" матрицы.
Пока кипятится чай, можно по-быстрому запустить вирт. машину и глянуть, как это же фото проявит RPP. С небольшой прибавкой экспозиции и контраста, чтоб более-менее соответствовало тонально:
И для любителей погорячее - с профилем пленки Кодахром 64:
Ну тут всё ясно, даже и обсуждать нечего. Но вернемся к Лайтруму.
Теперь посмотрим на другое фото - уже известный нам по той старой публикации красный натюрморт.
LR4:
Старый Lightroom с небольшой коррекцией:
Визуально разница минимальна, ну разве что диапазон оттенков красного на кружке и тряпке стал более непрерывным, без желтизны в бликах.
Замечу, что цвета на этой фотографии в Лайтруме имеют очень мало отношения к действительности. То есть профиль все еще неважный.
Глянем, что там технически между старой и новой версиями Лайтрума.
Гистограмма показывает, что в принципе настройки по умолчанию в новой версии - это практически те же +50 и +25 для яркости и контраста и medium тональная кривая. Но, ВНИМАНИЕ! Теперь эти настройки подаются как НУЛЕВЫЕ, вплоть до того, что одинаковая фактическая картинка там и там достигается РАЗНЫМ тональным кривым. В старом лайтруме это была S-образная контрастная кривая, а в новом картинка выглядит так же при линейном контрасте. Это ОЧЕНЬ ПРИСКОРБНО, потому что теперь уже вообще невозможно разобраться, как выглядит настоящее изображение.
Еще раз поясню, почему все это я подаю под горьким соусом.
В принципе плохо, когда "нулевые" значения настроек никак не отражают реального нулевого состояния рав-картинки. В старой версии Лайтрума по крайней мере значения по умолчанию были +50 и +25 для яркости и контраста. В новой версии примерно те же поправки выставили для нулевых позиций бегунков. А это уже обман, наложенный на обман. То есть если раньше можно было обнулить бегунки и получить некий более-менее абсолютный нуль, то теперь понять, что там было в файле в плане экспозиции на самом деле - теперь уже вообще нереально.
Кстати сказать, кривая все еще остается единственным более-менее адекватным инструментом тональной коррекции в Лайтруме. Все остальное, включая Contrast и все новые движки, - совершенно абстрактные инструменты, не привязанные толком ни к технической природе RAW, ни к эстетической базе фотографии вообще.
Между тем, кипяток нажарился, и пока заваривается чай, глянем краешком глаза, какая погода в RPP.
По памяти - почти стопроцентное попадание в цвет.
И кружка, и обе коробки, и шелковая тряпка до сих пор валяются у меня на работе, я очень хорошо помню их цвет, и здесь Лайтрум все еще очень далек от истины, уж не знаю, откуда у разработчиков Адобы такая страсть к кислотным цветам. Скормнее ж надо быть как-то... RPP я люблю за натуральный, живой, естественный цвет и аккуратную работу с полутонами.
Ну да ладно. Откровений от новой версии LR я и не ждал.
Что там у нас еще новенького в собственно обработке RAW-файла?.
Изменили алгоритм Clarity. Если раньше там был практически неприкрытый HiRaLoAm с аккуратной отсечкой по теням и светам, то теперь уже какой-то более сложный алгоритм сродни тон-мэппингу. Не скажу, что он мне нравится, и цвет неестественно выбеливается.
Новый Clarity = 100:
Старый Clarity = 100:
В свое время я ценил Лайтрум за то, что с помощью Clarity можно было довольно легко при быстрой обработке в 1 клик десятков фотографий убрать ореолы-свечение-гало вокруг источников света, сделать интерьерную или уличную ночную картинку контрастнее. С новым алгоритмом как-то уже по-другому, в упомянутых случаях больше не помогает.
Что еще забыл...
Появились долгожданные RGB кривые поканально, что здорово расширяет творческие возможности по всяким разбалансам, кросс-процессам и т.д. Но для реальной работы с кривыми лично мне было бы важно, чтобы значения пикселя под курсором показывались в 0-255, а не в процентах, как сейчас. Ну вот не могу я понять, что за цвет такой R = 30% G = 50% B = 100%
Локальные коррекции стали продвинутее, шум и муар можно давить избирательно, но самое главное, что я бы там выделил - это локальный баланс белого. Ценная штука для смешанного освещения. Впрочем, реализуемо более гибко с помощью множественных конвертаций с разным ББ и масок в фотошопе.
Прекрасно работает пруф-превью:
Теперь прямо в конвертере можно увидеть, как будет выглядеть фото на печати с симуляцией чернил и материала. Это гуд, это хорошая подвижка.
Как-то так.
Но в целом жаль, что последние два года Адоб толкутся на месте, не пытаясь что-то менять в сторону эстетики. Одни рукоятки поменяли на другие. Цветовые профили лучше не стали, по крайней мере, для Кэнона. Много прибавилось интересных рюшечек в плане геотэггинга, фотокниг, веб. Но сама конвертация лучше не стала, особенно по цвету. Жаль, потому что в принципе LR мог бы быть для меня отличным удобным инструментом. Но ЭТОТ цвет я не могу терпеть.
Еще в качестве постскриптума - пара 100%-х кропов из LR и RPP. Без комментариев, не для протокола, только факты.