Есть на опушке Налибоцкой пущи руины красивого домика, постренного в 19 веке. Отношение к этому памятнику старины в новейшее время было такое же, как и к подавляющему большенству других подобных объектов - не просто наплевательское, но даже какое-то деструктивное. Когда-то здесь тренировались скалолазы, вбивая крюки для своих верёвок прямо в мощные кирпичные стены. Затем они оставляли на этих же стенах «памятные граффити» в память о покорённых высотах... Домик зарастал травой и деревьями, а в 1986 г. его накрыло радиоактивное пятно, приплывшее из Чернобыля, так что жить здесь теперь ещё и опасно для здоровья. А когда-то в лучшие времена в этих стенах было образцовое охотничье имение одного из самых знаменитых дворянских родов Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи - рода Тышкевичей (кое что о них в моём очерке о Логойске). Но даже больше это место знаменито тем, что в 1893 году один из представителей этого рода - граф Бенедикт Генрик Тышкевич - организовал в его стенах одну из лучших в крае фотолабораторий, в которой сам и был главным творческим лицом.
Патриотически настроенные граждане называют местом рождения Бенедикта Тышкевича Логойск, однако, более надёжные источники говорят о том, что он всё-таки родился в Немеже, что в современной Литве. Бенедикт Тышкевич не принадлежал к Логойской ветви Тышкевичей, из которой вышли два знаменитых её представителя - братья Евстафий и Константин Тышкевичи, а был из той ветви, основные имения которой находились в Прибалтике. Там, под Ковно, в имении Красный Двор, Бенедикт провёл своё детство под опекой дяди, поскольку оба его родителя умерли, когда он был ещё маленьким. Здесь в богатой библиотеке он прочитал много книг о великих географических открытиях, путешествиях в разные края света, и под влиянием этой литературы сам стал грезить о далёких странствиях. Также, будучи натурой неординарной, Бенедикт увлёкся ещё одним авангардным для своего времени занатием - фотографией.
Бенедикт Тышкевич стремился жить красивой, насыщенной жизнью. С детства он вместе с дядей езди во Францию, а в 22 года он отправляется в Америку, в Бостон, чтобы приобрести там свою давнюю мечту - собственную яхту! Желаемое судно он там не нашел, зато нашёл спутницу жизни, которой стала дочь богатого судовладельца Эльжбета-Клара Банкрофт. Яхту же Бенедикт Тышкевич позже построил себе во Франции на заказ и назвал в честь того края, где он вырос - «Жемайтией». Яхта была настолько красивой и современной, что в 1878 году она и её владелец получили на Всемирной выставке в Париже (той самой, для которой построили Эйфелеву башню) золотую медаль! В то же время Тышкевич являет миру свои первые фотоработы, которые были впервые выставлены в Филадельфии в 1876 году. В конце 1870-х начале 1880-х гг. Бенедикт снаряжает специальные морские археологические и фото- экспедиции в Индию, Китай и Японию, участвует во французских морских регатах и даже желает совершить морское кругосветное путешествие, но ему помешало начало русско-турецкой войны.
В 1883 году графа Тышкевича постигла трагедия: скоропостижно скончалась его жена, оставив у него на руках троих детей. К тому же Бенедикта одолевали и финансовые трудности. Он принимает решение вернуться от любимого моря в родные лесные края. Но и там он находит, чем заниматься: организует в Ковно спортивно-гимнастическое общество, а затем забирается в самый глухой уголок своих владений - в Налибоцкую пущу, в то самое охотничье имение, которое тогда называлось Вялое. Там Бенедикт Тышкевич создал настоящий пасторальный райский уголок - на лоне прекрасной налибоцкой природы красовалось ухоженное имение, дом в котором был обставлен с истинным дворянским комфортом! И, как уже упоминалось, именно здесь он организовал лабораторию для своего большого увлечения - фотографии. Большой фотоархив хранился прямо в доме в Вялом. И тот, и другой сгорели не то в первую, не то во вторую мировую войны. К счастью, Бенедикт Тышкевич увёз часть снимков в свой дом во Францию. Там они попали в руки антикваров, а в 1993 году были куплены Музеем Нисефора Ньепса, где находятся и в настоящее время. В 1999 году копии фотографий выставлялись в Литве, для которой он, оказывается, первый литовский фотохудожник «Тишкевичюс». Тогда же литовцы издавали и каталог той выставки, где были экспонировавшиеся там снимки. Ну а теперь, в этом году, закатилось солнце и в наше болотце, и упомянутый французский музей привёз некоторые оригиналы (!) фотографий Бенедикта Тышкевича в Национальный музей истории и культуры РБ (тот, что на ул. Карла Маркса). Выставка будет работать до 29 октября, так что у минчан ещё есть время сходить и посмотреть на замечательные фотопамятники нашей истории! Однако же наши доблестные музейщики, помимо паршивой атрибуции фотографий на выставке, естественно, не собираются, в отличие от литовцев, выпускать какой-либо каталог с репродукциями снимков. Поэтому, хотелось бы выложить здесь хотя бы некоторые фотографии, чтобы дать возможность увидеть их тем, кому не удастся попасть в минский музей, или, кому идти туда просто лень.
Строительство фотолаборатории в Вялом. Пан Тышкевич безжалостно эксплуатирует крестьянский женский труд :)
А вот дом уже построен и крестьяне как бы празднуют Дожинки. Наряженные в белые брюки и жилеточки по последней парижской моде ;)
Вообще, Бенедикт Тышкевич любил фотографировать крестьянские портреты и пасторали. Крестьяне у него хоть и приодетые и, наверное, не самые бедные, хоть кадры съёмок очень-очень постановочные, но в глазах у селян всё равно какая-то глубокая среднебелорусская тоска…
Это домик сторожа. Практически главный человек в имении во время частых отлучек хозяина по заграницам. Фотография особенно ценна тем, что иллюстрирует быт не дворянской и не крестьянской, а средней «подпанской» семьи.
Это любимая дочка Бенедикта Тышкевича Эльжбета-Мария:
А вот это я не совсем знаю кто (фотография по личностям не атрибутирована). Мужчина-то сам Бенедикт, а вот женщина... По моим догадкам это его повзрослевшая дочка (похожа на детских фотографиях), жена к тому времени, когда была сделана фотография, уже вроде бы умерла… Обратите внимание на замечательные тирольские шляпки! А у ног девушки валяется охотничья добыча в виде зайца:
Романтическое такое фото над Ислочью:
Кто бы эта девушка не была, но как ножку закинула в чулочке, ох проказница! :)
Она же в салоне в Ницце:
А вот это фото мне особенно нравится! Оно сделано всё в том же павильоне в Вялом. В костюме арлекина, с медведем и черепом - настоящее готишное студийное фото! :)
Ну и сам наш маэстро! В своих покоях в Вялом:
И с юмором в фотостудии в Риме: