В честь стремительно приближающегося Хэллоуина, который в этом году уже за неделю отмечен в ЖЖ соответствующим готишненько-мрачненьким оформлением (по-моему, первый раз такое)
как раз в тему будет интересный кросспост от
vadimb о памятниках аццкому сотоне в разных позах и ипостасях в мире. Вообще, на тему образа сотоны в разных культурах и искусствах можно писать диссертацию, может быть даже докторскую. Возможно эта статья будет почином к теме, к которой я ещё вернусь.
Денис Яцутко исполнил свою давнишнюю мечту (раскопал в сети все памятники сатане
http://hrenovina.net/5806)
В апреле 2008 года я внезапно обнаружил возле станции метро «Новокузнецкая» памятник сатане. Вернее, это был фонтан, представляющий собой скульптурную группу из Адама, Евы и жизнерадостного змея (автор - скульптор Мария Левинская). Как мы знаем, ветхозаветного змея не сразу стали трактовать как воплощение диавола, но, тем не менее, среди ныне бытующих интерпретаций «Змей есть сатана» - главная и самая известная. Выходит, что посреди исторического центра Первопрестольной Нерезиновой впендюрили памятник Первому Революционеру. И не побиваемому святым Егорием, а весело катающему на себе мифических первопредков человечества. Казалось бы - ну и что?
Так или иначе, увидев тогда эту скульптуру, я решил написать коротенькую заметку о памятниках дьяволу. Решил - и благополучно отложил в долгий ящик. Не прошло и двух лет - я наткнулся в книге Жоржа Минуа «Дьявол» на упоминание других скульптурных портретов Ацкого Сотоны, что и послужило причиной моего возвращения к теме. Итак…
Самым, пожалуй, известным памятником Люциферу является установленный в мадридском парке Рэтиро El A'ngel Cai'do (Падший ангел) работы Рикардо Бельвера. В 1879 году эта статуя получила премию на Всемирной выставке в Париже.
В путеводителях по Мадриду часто говорится, что это единственный в мире памятник сатане. На самом деле, это, конечно, не так. И до того, как на «Новокузнецкой» появился сатанинский фонтан, тоже было не так. Самый, по-своему, почитаемый памятник сатане - это три каменных столба в долине Мина: Jamrat al-Ula, Jamrat al-Wusta и Jamrat al-’Aqaba. Мусульмане, совершающие паломничество в Мекку, по пути к Каабе останавливаются у этих столбов и кидают в них камни. Столбы символизируют Иблиса, шайтана. Бросая в них камни, правоверные будто бы побивают сатану. Мне здесь однако видится пара интересных фишек. Во-первых, обязательный ритуал бросания чего угодно в некие столбы ужасно напоминает жертвоприношение, во-вторых же - властям Саудовской Аравии так или иначе приходится содержать эти столбы в порядке, чинить там, штукатурить и т.п. И, таким образом, выходит, что власти самой мусульманской страны в мире символически ухаживают за дьяволом. Впрочем, уверен, что сами они трактуют всё это иначе.
Ритуал строго регламентирован. Каждый паломник должен бросить по 21 камню в каждый из трёх столбов. Последние годы паломникам не приходится искать камни самим - их выдают заранее в специальных пластиковых контейнерах.
Но вернёмся в Европу. В соборе святого Павла в Льеже с 1848 года (о да, эпоха романтизма) стоит (вернее сидит) сатана работы бельгийского скульптора Гийома Гифса (Guillaume Geefs):
Называется скульптура Le ge'nie du mal (Гений зла). Гений зла снял корону и чешет репу, будто задумавшись: «Так, где ж я накосячил-то?». В том, что он накосячил, сомнений нет: нога прикована к камню - явный результат серьёзного просчёта.
До этой скульптуры в кафедральном соборе Льежа стояла другая, того же скульптора и с таким же названием. Вот такая:
Шесть лет этот Люцифер украшал собой собор, но постепенно стали поговаривать, что слишком уж он прекрасен для падшего ангела, многие прихожанки, мол, после посещения собора мучаются эротическими снами с ацким сотоной в главной роли, и в конце концов Гифсу заказали такого же, только с перламутровыми пуговицами - со страшными ногтями на ногах, суровым лицом и прорезающимися сквозь волосы рожками. В качестве натурщика для новой статуи, правда, опять был выбран какой-то чрезвычайно хорошо сложенный чувак, так что, думаю, с эротическими снами у прихожанок и до сих пор всё в порядке.
А грустный сотона, являющийся частью сюжета «Победа архангела Михаила над дьяволом», лежит/висит на стене собора святого Михаила в Ковентри:
Наконец, в уже упоминавшемся Мадриде, кроме известной работы Бельвера, в 2005 году появилась ещё одна скульптура, часто принимаемая прохожими за памятник дьяволу. Вот такая:
Miguel A'ngel Ruiz. Accidente Ae'reo
Однако это не дьявол и даже не Икар. Эта работа скульптора Мигеля Анхеля Руиса называется «Крушение самолёта» (Accidente Ae'reo) и к сатане, по уверению автора, никакого отношения не имеет.