Местечко Узда известно по письменным источникам с середины 15 века. Долгое время первым упоминанием об этом поселении было принято считать привелей великого князя Литовского Александра своему дворянину Богдану Толкачевичу от 9 мая 1494 г. Но в нём речь, скорее всего, идёт не о местечке, а о реке, на которой оно находилось - в те времена она носила точно такое же название (теперь она называется Уздянка). А вот ещё один привелей, найденный в Литовской метрике касался уже, очевидно, самого поселения Узда. Он датирован 19 июля 1465 г. и закреплял это местечко за известным дворянским семейством Корсаков. В нём об Узде говорится как о развитом феодальном поселении, что, естественно, позволяет нам предполагать, что его история уходит ещё дальше, чем середина 15 века. Но согласно общей традиции, по которой исторический отсчёт существования населённого пункта ведётся, начиная с даты первого упоминания в письменном источнике, будем считать началом для истории Узды именно эту дату - 1465 год.
Название местечка Узда столь же таинственное, как и первые годы его истории. Для местного фольклора оно, конечно, вопрос уже давно решённый - легенд про уздечку, которую потерял здесь то ли татарский хан, то ли русский царь существует несколько вариантов. Историки добавляют к этому ещё и версии о происхождении из балтийских или татарских языков. Нам представляется наиболее вероятной версия о происхождении названия местечка от реки, которая, как уже говорилось, ещё во времена Великого княжества Литовского также называлась Узда.
В 16 веке, как, впрочем, и в последующие столетия, судьба Узды была тесно связана с близлежащим имением
Кухтичи. В этом имении жили несвижские изгнанники протестанты братья Ковечинские. Здесь они помогали деятелю Реформации Симеону Будному в 1570-х издать его «Библию», благодаря чему в её предисловии появились строки «Писано во Узде, року от нарождения Сына Божиего 1572». Узда в те времена значилась «местом земским» - частновладельческим местечком, принадлежащим тем же Ковечинским. Благодаря им Узда стала самым настоящим портовым городом! Ещё в 1567 г. Ковнчинские обратились к королю Жигимонту Августу за разрешением построить в Узде на одноимённой реке порт, через который «витины и всякие товары лесные ходити могли». Король разрешил выпрямить реки Узда и Уса, в которую она впадает «вплоть до самого устья Нёманского».
Как мы писали в соответствующем очерке, имение Кухтичи в 1690-м году стало собственностью рода Завишей. Узда перешла к этой фамилии ещё раньше - уже в 1667 г. она значится собственностью маршалка Великого княжества Литовского Кристофа Завиши. Надо сказать, что впоследствии Завишам стала принадлежать вся территория нынешнего Узденского района. Ещё в начале 20 века крестьяне из окрестностей Койданово (земли принадлежали роду Чапских), называли эти места «Завішчынай». Узда и Кухтичи были центрами этого региона.
В конце 18 века в Узде, которая оставалась частновладельческим местечком Завишей, насчитывалось 124 «дыма городских», т.е. мещанских дворов. Они платили владельцу местечка арендную плату за землю, на которой стояли их постройки. Отдельной налоговой платой облагались уличные и рыночные местечковые лавки.
К этому времени Узда уже входила в состав Российской империи. Владелец Узды Казимир Завиша принял её подданство и поступил на службу в её армию. Там ему сохранили все его регалии, и таким образом он, будучи генералом армии Речи Посполитой остался генералом и в российской армии.
На протяжении 19 века в Узде не происходило каких-либо сильных изменений. Даже количество дворов в местечке оставалось примерно одинаковым. По национальному составу в 1884 году в Узде насчитывалось 14 дворов белорусских, 18 дворов татарских (татары занимались кожевными ремёслами) и 102 двора еврейских. Традиционным «сердцем» хозяйственной жизни местечка была рыночная площадь, находившаяся в самом центре Узды. Она, между прочим, носила название Красной! На площади размещались небольшие лавочки и дома мелких торговцев и ремесленников. От площади отходили две улицы: одна из них вела на Койданово - соседнее местечко, всегда бывшее связанным с Уздой тесной коммуникацией, а вторая - через местечко Могильно в сам Несвиж! Могильно стояло на реке Нёмане, по которому можно было доплыть до
Столбцов- важного речного порта, из которого сельскохозяйственные товары, лес и лесные изделия сплавным способом направлялись на запад аж до Кенигсберга. Узденские торговцы отвозили в Столбцы муку, сало, мёд, крупы, лён, сбывая их там крупным закупщикам - оптовикам. Важнейшее значение со времён средневековья имела торговля лесом из могучих узденских лесов.
Одна из старинный узденских лавочек. Дом 1913 года постройки. На фасаде ещё видны следы торговой надписи
Из важных событий в местечке Узда в течении 19 века нужно также отметить открытие в 1864 году народного училища, в 1886 г. судебно-мирового участка, в 1890 г. аптеки, а в 1894 г. почтово-телеграфного отделения. Кроме этого в Узде начала развиваться промышленность: были построены спиртзавод «Уздянка» (уж куда без этого…), мукомольно-лесопильный завод, смолокурни и 12 паровых, водяных и ветряных мельниц.
Центральная улица исторической Узды, ведущая к реке Уздянке. За последние сто лет здесь мало что изменилось
Но, пожалуй, самыми главными зданиями, традиционно определявшими облик местечка (и Узда здесь не исключение) были его храмы католической и православной христианских конфессий. Конфессиональная история у Узды вообще была сложная. Это связано, в первую очередь, конечно же, тем, что она принадлежала видным деятелям протестантизма в ВКЛ Ковечинским. В Кухтичах стоял кальвинистский сбор (см. соотв. очерк), не исключено, что место протестантских собраний было и в самой Узде. Католический костёл появился же здесь только тогда, когда один из потомков рода Кристоф Ковечинский перешёл в католицизм. Он перестроил под католическую часовню сбор в Кухтичах и основал парафию в Узде. Заботясь о том, чтобы позиции костёла в его владениях остались прочными, Кристоф Ковечинский подарил римской церкви целый фольварк, а так же ряд земель на узденщине. Кроме этого, он следил, чтобы в его владениях протестантское учение было максимально искоренено. Большой костёл на Красной площади в Узде, освящённый в честь великого события - отыскания святой Еленой Креста Господнего в Иерусалиме, построили Завиши. Сделал это генерал русской армии Казимир Завиша в 1798 году. Храм был построен из дерева в стиле классицизма. Фасад был исполнен в античном ключе 4-колонным портиком с треугольным фронтоном, которому придавали особое изящество четыре резных вазона, установленных по бокам фасада здания. Над фасадом возвышалась высокая башня с большим крестом на вершине - символом Славы Креста Господнего.
Костёл Отыскания Святого Креста. Современный вид.
В начале 20 века в период распространения неоготики к костёлу была пристроена соответствующая апсида из красного кирпича (которая, надо сказать, мало ему подходила).
Апсида костёла Отыскания Святого Креста. Современный вид
Наиболее удачным решением реконструкции костёльного двора начала 20 века была постройка вокруг храма неоготической ограды с изящной двухъярусной колокольней. Это красивое сооружение с острым куполом и стрельчатыми арками придало узденскому костёлу поистине сказочный облик.
Костёл отыскания Святого Креста в Узде. Фотография 1918 года
Отдельным произведением искусства можно считать великолепные ажурные кованые ворота храмовой ограды.
Кованые ворота у узденского костёла
Кроме этого, Казимир Завиша построил на городском кладбище ещё одно удивительное сооружение - родовую часовню-усыпальницу. Удивительна для наших краёв она была тем, что была исполнена в форме пирамиды. В этой пирамиде было два уровня: наверху размещалась потайная комнатка для молитв, а внизу - собственно склеп.
Часовня-усыпальница Завишей
Захоронение осуществлялось в гробах в нишах стен, которых насчитывалось целых три ряда. У одной из стен склепа был установлен небольшой алтарик, над которым в нише стояла евангельская скульптура.
Внутри усыпальницы
История православной церкви в Узде ещё древнее. Именно к православной вере принадлежали в 15 веке самые первые владельцы местечка магнаты Корсаки (к которым обращён привелей 1465 года), а узденская церковь известна по источникам с 1519 года! Уже тогда она носила то же самое «имя», что и теперь - святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Род Корсаков продолжал поддерживать церковь даже тогда, когда само местечко уже перестало им принадлежать. Так, в 1590 году Марина Корсак подарила узденской церкви 2,5 волоки земли и разное ценное имущество.
До 19 века узденские церкви были деревянными. Лишь в 1848 году на средства Тадеуша Завиши был построен каменный храм, а рядом с ним колокольня на три колокола. Позже, в 1905 году, церковь была значительно перестроена, благодаря чему она обрела нынешний уютный вид, в котором гармонично сочетаются черты неорусского стиля и классицизма.
Церковь св. Петра и Павла
Интересный факт для тех, кто любит сравнивать положение православной и католической конфессий: в середине 19 века узденская Петропавловская церковь имела дохода в год 80 рублей. В то же время узденский костёл Отыскания Святого Креста имел за такое же время 200 рублей дохода. Кстати, обе эти суммы, в свою очередь, - сущий мизер перед доходами главных землевладельцев узденщины рода Завишей.
В 20 веке узденскую церковь ожидали очень тяжёлые времена. Но именно они оказались также подлинно украшенными прекрасным подвигом во имя Христовой веры, который совершил священник Михаил Новицкий, который служил в Узде в тяжёлые первые годы советской власти. Об этом добром, мужественном человеке читайте наш рассказ ниже. Здесь же мы лишь упомянем, что в середине 1930-х гг. узденская церковь, как это было «принято» в те годы, была превращена в зерносклад. Во время нацистской оккупации прихожане снова открыли церковь и после 1945 года её уже не закрывали. Правда стояла она так, чтобы не мозолить глаз советским чиновникам - в зарослях ветвистых деревьев, и уже без своей колокольни, которая была снесена - видимо идеологи советского режима посчитали, что православным она всё равно не понадобится, ведь колокольные звоны в СССР были под запретом.
Узденскому костёлу также сильно не повезло. В его помещении при советской власти был размещён дом культуры. Была снесена костёльная башня, а архитектура изуродована бессвязными пристройками. Даже красота храмовой колокольни не остановила безбожных варваров - аналогично православной церковной звоннице, было уничтожена звонница и в узденском костёле. Самое отвратительное, что таковое положение сохраняется в Узде по сей день! Районные власти почему-то не захотели вернуть католической церкви когда-то отнятое у неё здание. Сегодня в христианской святыне скрашивает свой досуг дискотеками узденская молодёжь (см. фото).
Бывший костёл Отыскания Святого Креста.
Разве что позволили установить рядом крест, который служит грустной памяткой о долгой и богатой истории этого храма. Годы грубой и небрежной эксплуатации совершенно износили здание 18 века. Боюсь, что былой облик ему уже никогда не вернуть, и в ближайшее время его предназначат к сносу. Понятно, что трухлявые доски двухвековой давности мало кому нужны, но интересно, что будет с теми же уникальными коваными воротами из костёльной ограды? Может и их, как у нас водится, выбросят или переплавят?..
Узденские католики в отсутствии исторического здания костёла были вынуждены построить новое. Это было сделано в 2000 году. Новый костёл разместился непосредственно позади старого и был освящён в честь Воздвижения Креста Господнего.
Костёл Воздвижения Креста Господнего
Петропавловская церковь также открыла в новейшее время новую страницу своей жизни. Будучи когда-то нещадно гонимой, она по удивительному провидению в 2000 году дала герб всему городу Узда! Теперь символами и гербовыми святыми покровителями местечка стали апостолы Пётр и Павел. И если образ апостола Петра уже не раз встречался в гербах белорусских городов (Борисов, Шерешово), то фигуры двух святых, которых часто изображают вместе, как величайших проповедников христианства, встречается впервые. На гербе Узды и Узденского района апостолы стоят рядом, в полный рост, со своими атрибутами, как принято их изображать в христианском искусстве: апостол Петр с ключом и книгой, апостол Павел - с мечом. Будем надеяться, что под их святым покровительством в Узде будет бережно сохранятся и слово Божие, и слово о славной истории древней узденской земли!
Герб Узды
Священномученик протоиерей Михаил Новицкий
В роду о.Михаила и его жены было восемь священников, трое из них были репрессированы. Протоиерей Михаил вырастил троих сыновей, погибших впоследствии в годы Великой Отечественной войны, причем один их них посмертно стал героем Советского Союза, закрыв вражескую амбразуру своим телом.
Священномученик протоиерей Михаил Новицкий родился 26 июля (по ст. ст.) 1889 года в деревушке на Мозырщине в многодетной семье священника Константина и матушки Степаниды Новицких. У них было тринадцать детей.
Когда отец Константин скончался, вся забота о детях легла на плечи матушки.
Михаил после окончания гимназии отправился в Санкт-Петербург для поступления в Императорский университет и вскоре стал студентом историко-филологического факультета. Жизнь в столице оказалась для него нелегкой, поскольку денег не хватало, особенно в первые месяцы учебы, когда он не получал стипендии. За полкопейки студент покупал стакан чая, присоединял к нему хлеб с горчицей, которые были бесплатными в студенческой столовой. Этим и питался.
Окончив университет в 1913 году, Михаил женился на дочери священника Зиновии Корзун. Впоследствии она всегда поддерживала мужа и была готова на любые испытания ради Христа.
Вскоре началась Первая мировая война, Михаил из-за близорукости был освобожден от воинской повинности, и молодая семья Новицких вынуждена была эвакуироваться в г.Омск. Там Михаил Константинович начал работать преподавателем. Через год в семье произошло радостное событие: родился первенец Георгий.
В начале 1919 года семья решила поселиться в Минске, но город был занят польскими войсками, Новицким пришлось остановиться в г. Велиже Смоленской области. Там 23 апреля 1919 года родился второй сын Новицких Николай, будущий герой Советского Союза. В конце того года им все же удалось вернуться в Минск, где Михаил Константинович впоследствии закончил Духовную семинарию. В 1920 году, приняв сан священника, он был направлен в местечко Узда, где прослужил благочинным Петропавловской церкви до своей мученической кончины. В 1921 году у Новицких родилась дочь Наталья, а через два года сын Василий. О. Михаил никогда не имел своего жилья: семья скиталась, снимала комнаты в чужих квартирах. С батюшкой всегда жила его мать, а когда арестовали брата, который потом работал на лесоповале, приютил двух племянниц, поскольку девочки не могли учиться в школе. Односельчане любили и уважали своего добросердечного священника и его приветливую матушку, многие давали их имена после крещения своим детям. Плата за крещение была мизерной, а иногда просто соответствовала буханке хлеба. Все хорошо знали, что батюшка никогда не откажет причастить больного, и обращались к нему в любое время дня и ночи. Отец Михаил принимал всех с любовью, и поэтому часто неверующие люди приходили к нему: кто посоветоваться о своих скорбях, а кто побеседовать о вере. Семья священника жила открыто и просто: в трудах и заботах о ближнем..
Когда начались гонения на Церковь и власти стали душить общину налогами, батюшка всеми силами боролся за сохранение храма, а его прихожане, чтобы священник мог заплатить налог, помогали, чем только могли. Бывали случаи, когда люди продавали для этого свое последнее имущество.
Узденская церковь, в которой служил о. Михаил Новицкий
В то время, почти всегда, когда о. Михаил возвращался домой, на него сыпались оскорбления, которые дерзко выкрикивали мальчишки. Горсовет, который тогда называли Нацсовет, поощрял подобное явление. Семья батюшки смиренно терпела все трудности, и никто не роптал, когда на обед подавали котлеты из крапивы. В это время, чтобы родные могли выжить, матушка стала стегать одеяла. Этому непростому ремеслу ее научили монахини. Для этого были сделаны специальные пяльцы, на которые натягивалась ткань, а наверх ее расстилалась шерсть. Все это частями сшивалось, а затем вышивалось. За работу платили пять рублей, а стегать одеяло приходилось не менее недели. Старшего сына батюшки Георгия из школы выгнали, и о. Михаил обучал его дома до пятого класса, а потом его отвезли в местечко Могильно, где удалось скрыть, что он сын священника, это дало ему возможность закончить семилетку. Дочь Наталью в школе учительница игнорировала, не замечала, не вызывала на уроках.
В эти годы священника Михаила постоянно вызывали в НКВД: грозили закрыть храм, требовали отказаться от веры, предлагали отречься от сана, а взамен получить хорошую работу. Батюшка категорически отказывался.
Несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, в 1933 году храм закрыли, а о. Михаилу разрешили служить в сторожке, которая находилась в церковной ограде, куда батюшка и переселился. Тяжелые условия выживания, постоянные вызовы в НКВД, подорвали здоровье священника, но он продолжал нести свой крест служения Господу.
Приближалась Пасха 1935 года - последнее Светлое Христово Воскресение Господа для о. Михаила в этой земной жизни.
В Великий четверг батюшка ходил за Плащаницей, пройдя пешком 15 верст, а вечером, лишь иногда ненадолго присаживаясь, стоя прочитал 12 Евангелий. В Великую пятницу с утра он исповедовал своих прихожан, а встать на вынос Плащаницы не смог, потому что накануне Великой субботы поздно ночью в сторожку явились два человека (один из них, кстати, когда-то даже служил при церкви!) и потребовали от батюшки золота, а когда получили отказ, то зверски избили его, что и послужило причиной кончины.
Батюшка молчал о случившимся, и никто не сказал об этом ни матушке, ни детям.
Великую субботу он, лежа в постели, освещал пасхи и куличи. Вечером брат матушки, иерей Александр (его родная сестра Анастасия - вдова расстрелянного иерея Валериана Новицкого), приехал исповедовать, причастить и соборовать батюшку. Силы оставляли его, встать с постели он не мог, и Божественную литургию на день Светлого Христова Воскресения мученик служил, лежа в постели. Маленькое помещение сторожки не могло вместить всех желающих, поэтому люди стояли на улице, а чтобы можно было слышать богослужение и пение хора, открыли два окна. На третий день Пасхи, 30 апреля в 14 часов 20 минут под пение "Христос воскресе" о. Михаил отошел ко Господу.
Вход на узденское кладбище, где похоронены и владельцы местечка Завиши и о.Михаил Новицкий. Скульптурная работа узденского резчика Петра Глебки - тёзки известного поэта
Через три месяца после похорон всю семью батюшки выслали. А через несколько лет, уже на смертном одре оба человека, избивавшие батюшку до смерти, признались в своем злодеянии. В 2000 году от Белорусского Экзархата протоиерей Михаил Новицкий был прославлен в лике святых новомучеников, а митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил привести в порядок могилу священномученика. Теперь всегда на третий день Пасхи священнослужители и миряне совершают к могиле новомученика крестный ход.
Могила священномученника Михаила Новицкого
(По материалам публикаций о канонизации белорусских новомучеников)