Кельты, "кельты" и протогойделы бронзового века

Feb 15, 2010 10:14

Моё последнее эссе из цикла «Докельтское население Европы» появилось в первых числах января этого года, и с тех пор продолжений не было. В нём я остановился на проблеме отождествления с кельтами археологических культур Европы. С одной стороны, если известны наиболее поздние археологические культуры кельтов, уже исторического периода, и если ( Read more... )

кельты, доисторическая Европа, кельтские языки, археология, гойдельские языки

Leave a comment

Comments 25

(The comment has been removed)

dmitri_lytov February 15 2010, 08:06:09 UTC
А разве бритты или галлы относились к гойдельской ветви? Речь в статье - про невключённость протогойделов в античное понятие "кельты".

Reply

(The comment has been removed)

dmitri_lytov February 15 2010, 10:19:21 UTC
Возможно, у них была религиозная общность или по крайней мере близость культов. Но об этом лучше спросить профессиональных кельтологов.

Reply


satai February 15 2010, 09:24:30 UTC
> раз взаимопонимание утрачено - откуда было взяться чувству
> принадлежности к «кельтской общности»?

Вы исключаете возможность разделения одной культуры несколькими языковыми группами, почему?

Reply


satai February 15 2010, 09:28:06 UTC
И второй вопрос, если можно: почему Вы считаете возможным отождествлять преемственность археологических культур с языковой и этнической преемственностью?

Reply

dmitri_lytov February 15 2010, 10:18:23 UTC
Ну почему же? Как раз в предыдущем эссе:
http://dmitri-lytov.livejournal.com/26492.html
я довольно подробно разбирал вопрос о неоднозначности отождествления археологических культур с лингвистическим и антропологическим материалом.

Но, с другой стороны, доисторические языки не в воздухе витали, и вопрос об их носителях рано или поздно решать приходится. Видимо, британцы, понимая неблагодарность этой темы для них самих (как американцы с расами), великодушно переложили этот вопрос на исследователей других стран. Хотя, когда речь идёт об очень древних археолого-лингвистических реконструкциях, британцы в них охотно участвуют (см., например, известную дискуссию Ренфрю, Аткинсона и Грэя против Мэллори и Адамса о прародине индоевропейцев).

Reply

satai February 15 2010, 10:50:18 UTC
> Как раз в предыдущем эссе

Собственно, я и пытаюсь осторожно указать на некоторые нестыковки между данным эссе и предыдущим. С учётом вот этого фрагмента:
«Но культура... не есть этнос. Археологическая культура тоже нередко бывает полиэтничной. Что касается Гальштатской культуры - да, в ней доминировали кельты, но в свою орбиту влияния она захватила отнюдь не только кельтов»,
откуда берётся тезис о том, что «носители гойдельских языков не должны были входить ни в состав гальштатской, ни в состав латенской культур»?

Reply

dmitri_lytov February 16 2010, 09:22:56 UTC
Тезис берётся, в частности, из существования в железном веке островного кельтского (бритто-гойдельского) языкового союза параллельно с континентальным кельтским языкам.

Получается, что гойделы, отделившись от прочих протокельтоязычных народов, лингвистически развивались отдельно от них вплоть до прихода бриттов на Британские острова.

Reply


hrosh February 16 2010, 21:42:55 UTC
Если взять, к примеру, ирландский эпос, письменно зафиксированный в Х-ХII веках н.э., и скандинавский, зафиксированный примерно тогда же, то в глаза бросится (при существенном сходстве в поэтике, весьма выразительном на фоне типологически родственного героического эпоса других окрестных народов) главное отличие - это ощутимое присутствие "неарийского субстрата" в ирландском и весьма слабое - в скандинавском. Вплоть до того, что первое имя "величайшего из всех мужей Ирландии" Кухулина - не гойдельское и даже не ИЕ (Сетанта). Лиц с неИЕ именами там хватает, особенно женщин. Вообще, чтобы национальный эпос включал такое количество неродных имен - даже не знаю, с кем сравнить. А верховного короля величают по матушке - Конхобар сын Несс. И если древнегерманский эпос крутится вокруг известного события, то у ирландцев совсем другие проблемы. Ирландские кельты вынуждены то переламывать, то приспосабливаться к совершенно чуждой им социальной системе (матрилокальной). При этом, судя по эпосу, основные занятия кельтов - скотоводство, охота, ( ... )

Reply

dmitri_lytov February 18 2010, 09:30:14 UTC
Оно, конечно, так, только генетически ирландцы куда однороднее, чем германцы. И откуда из ирландского эпоса видно, что матрилокальная система им чужда? И где можно прочитать об этимологии ирландских имён? Дело в том, что бронзовый век Ирландии связан с однозначно ИЕ народом, и если это не протогойделы - то где следы этого ИЕ субстрата в гойдельских языках?

Reply

hrosh February 18 2010, 18:49:42 UTC
> И откуда из ирландского эпоса видно, что матрилокальная система им чужда ( ... )

Reply

dmitri_lytov February 18 2010, 19:16:28 UTC
Бронзовый век Британских островов (в том числе Ирландии) - это полный, кардинальный разрыв с неолитом, это прибытие новых племён.

Reply


nataliaabelian June 21 2010, 14:01:09 UTC
Прочитала и статью и комментарии.Все очень-очень интересно и для меня, как дилетанта сродни открытию.Особенно благодарна за развите британо-ирландской темы. Вопрос.Есть ли у вас публикации на эту тему? Если да,то не могли бы вы дать ссылку или название публикаций.
Что вы думаете по-поводу находки в районе Тувы в 2001-м году скифского захоронения(золото в данный момент хранится в Эрмитаже)700 года до.н.э. Звериный мотив совершенно идентичен пиктским мотивам.

Reply

dmitri_lytov June 22 2010, 13:18:48 UTC
Мне кажется бесперспективным сравнивать скифские мотивы (подробнее о них - в статье Википедии "Ордосская культурная традиция") с пиктскими. Равно как и корейские дольмены - с западноевропейскими. Это вполне могли быть случайные совпадения.

Reply

whitecitizen June 9 2012, 11:30:45 UTC
а я диплом пишу на эту тему.
"Скифо-кельтские аналогии. Погребальный обряд, вооружение, мифология".
Правда сравнение в основном с континентальными кельтами идёт. Период - VII-III века до н.х.э.

Reply


Leave a comment

Up