Александрийцы и новоникейцы

Sep 19, 2010 14:17

В своём толковании на Евангелие от Иоанна св. Кирилл Александрийский, рассуждая о триадологических вопросах, во многом сближается с каппадокийцами. Как и те, он полемизирует как с Евномием, так и с теми, кто отрицает предвечное существование Сына в отдельной от Отца ипостаси. Но, в отличие от каппадокийцев, св. Кирилл не говорит об отдельных от ( Read more... )

Leave a comment

dmitri_kapustin September 29 2010, 06:55:46 UTC
Логос можно понимать просто как принадлежность природы, как способность совершать действия во времени или как предвечный замысел Бога о твари. В этом смысле Логос неизменен.

А можно понимать Логос как само действие во времени. В этом смысле Логос действительно изменчив - Он воплощается, Он снисходит, Он возвращается к славе после восприятия образа раба и т. д.

Reply

vvkap September 29 2010, 07:02:48 UTC
Эти изменения не являются изменениями "внутренними", - наверное, можно так сказать, хотя на таком пути как раз и появляются соблазны.

Reply

dmitri_kapustin September 29 2010, 07:14:26 UTC
Такое различение неизбежно в любой категориальной системе. С одной стороны, Бог в Себе неизменен. С другой стороны, Бог действует в твари во времени. В обсуждаемой нами системе Бог Отец совершенно неизменен, а Логос с одной стороны неизменен, с другой - изменчив.

Reply

vvkap September 29 2010, 07:19:30 UTC
Если считать воплощение изменением (и я не знаю, правильно ли это), то да, иначе бы невозможно было сказать, что Логос воплотился.

Reply

dmitri_kapustin September 29 2010, 07:24:18 UTC
Воплощение - это изменение в том смысле, что произошло во времени, но это не изменение способности совершать действия и не изменение предвечного замысла Бога.

Reply


Leave a comment

Up