Apr 26, 2010 09:21
Преп. Иоанн Дамаскин. Второе похвальное слово на Успение Богоматери, 19
===========
Итак, сотворим нашу память хранилищем для Богоматери.
Как это может быть? Она Сама Дева, и любит девство. Она Сама чиста и любит чистоту. Посему если мы очистим вместе с телом и память, то обретем Ее благодать обитающей в нас. Ибо она избегает всякой [скверны] и отвращается нечистых страстей, гнушается чревоугодия, враждует с прелюбодейством, отвергает оскорбительные речи, избегает непристойные помыслы как порождения ехидны, ненавидит порывы гнева, не допускает бесчеловечности, зависти и раздоров; отвергает суетное тщеславие, противостоит, как враг, всякой гордости, ненавидит злопамятство, враждебное спасению, всякое зло считает ядом смертоносным и радуется противному ему (ведь противное есть лекарство от противного). Услаждается Она постом, воздерживанием и псаломским пением; радуется чистоте, девству к целомудрию, хранит с ними вечный мир и ласково их лобызает; обнимает мирное и кроткое помышление; любовь, милость и смирение охватывает руками, как своих кормилиц. Говоря вкратце, Она всякому злу печалится и огорчается, всякой добродетели радуется, как своему дару.
Итак, если мы со всей ревностью уклонимся от прежних пороков, а добродетели возлюбим всем сердцем и обретем их собеседниками, то Она, привлекая с Собой собрание всех благ, часто будет приходить к Своим служителям вместе со Христом, Ее Сыном и всех Царем и Господом, дабы Он вселился в сердца наши (Еф. 3:17).
===========
В этом отрывке о Богородице говорится так, как обычно говорится о благодати Святого Духа, Который является благочестиво живущим и освящает их. Всё же, я полагаю, это сходство не простирается до веры в Её божественные свойства, тем более что сам преп. Иоанн в том же слове подчёркивает (15):
===========
Итак, зная эту Деву как Матерь Бога, мы празднуем Ее успение, но не именуем Ее богиней, - прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем
===========
Тем не менее, если учесть поздневизантийское мнение о предопределённости Богородицы к Богоматеринству и Её полной безгрешности, тенденция к сравнению Её со Христом кажется логичной. Как Христос явил в Себе добродетель в совершенстве, так и Она. Как Христос Своей земной жизнью преподал людям божественное учение, так и Она - Своей непорочной чистотой. О Богородице нельзя говорить как о богине, поскольку Она претерпела смерть - но ведь и Христос претерпел смерть плотью. Поэтому если о Христе можно говорить как о вселяющемся в сердца наши, то понятно желание говорить это и о Богородице.
Вопросы вызывают некоторые молитвы к Богородице, об этом несколько позже...