Монотеизм арифметический и не очень

May 25, 2018 16:12


Продолжение темы, инициированной pretre_philippe
В прошлый раз мы пытались развивать следующий тезис: то, что  монотеизм лучше, чем политеизм, равносильно тому, что  это «моно», единство Бога -  не цифра, не количественная единица, а качественная характеристика. Иначе непонятно, зачем отдавать единобожию предпочтение.  Опираясь на Тиллиха и Бибихина, мы пришли к ( Read more... )

Leave a comment

alexander_konev May 28 2018, 11:50:15 UTC
Пару лет назад я написал постинг о различии теологических моделей Тиллиха и Ранера, где главная мысль моя была о том, что если в теологии Тиллиха движение идёт исключительно "снизу вверх", то в модели Ранера два встречных движения. Вы тогда спорили со мной, и утверждали, что в модели Тиллиха тоже есть движение "сверху вниз". Но вот я прочитал Ваш нынешний постинг, и мне кажется, что так, как Вы поставили проблему, её можно ставить только в том случае, если движение односторонне направлено от человека к Богу. Если это не так, то объясните, какое влияние движение "сверху вниз" оказывает на постановку Вами проблемы?

Reply

alexander_konev May 31 2018, 13:36:41 UTC
Чтобы благодать оставалась даром, она не должен быть гарантирована. Имею в виду не "веру без дистанции", а устраняющее веру снятие дистанции.

Reply

dmatveev June 1 2018, 08:53:19 UTC
Ну, это устремление к "эсхатологическому снятию дистанции" можно "перевести" как свойственное человеку стремление к истине и полноте...

Reply

alexander_konev June 1 2018, 09:31:53 UTC
Так вот тут и собака зарыта. Есть истина объективная, а есть объективно-субъективная, личностная. Редукция второго вида к первому является источником для многих теологических и философских заблуждений.

Reply

dmatveev June 1 2018, 19:19:46 UTC
Вроде бы из эсхатологического подхода не следует редукции к объективному, эсхатон необязательно можно мыслить как объективный...

Reply

alexander_konev June 1 2018, 19:43:44 UTC
Не из самого эсхатологического подхода, а из представления, что в эсхатоне не останется личностной дистанции, не останется места для риска и свободы (ведь если мы уверены, что положительный ответ нам гарантирован, то значит, мы отрицаем свободу для "Ты ( ... )

Reply

dmatveev June 7 2018, 06:03:17 UTC
>>рационалистически редуцировать личность<<
А кого из теологов ХХ - XXI вв. Вы видите наиболее свободным от подобного редукционизма? Ранера? Лонергана?

Большой вопрос, конечно, в том, где видеть грань между рациональностью и рационализмом.

Reply

alexander_konev June 7 2018, 07:25:06 UTC
Естественно, всегда труднее всего провести грань. Опять же: между конкретностью и всеобщностью, между изменением и тождественностью. Это трудная работа мысли.

В общем, да, Ранер и особенно Лонерган в ХХ в. остаются оптимальными атворами, на мой взгляд. Ранер, правда, больше традиционный теолог модерна, а Лонерган больше философ теологии. Оценивая их с философской точки зрения, то, хотя они и ровесники, Лонерган кажется жившим лет на 20, а то и 30 позднее Ранера.

Reply


Leave a comment

Up