Единственный цыпленок минувшего года. Отдаю на заклание.

Jan 28, 2015 14:05

Цыпленок, правда, сильно отстал от положенной осени.
В общем, рискнул я высказаться на довольно горячую тему

богословское, авторское, христианство, православие

Leave a comment

Comments 59

olgaw January 28 2015, 11:20:26 UTC
Не поняла. Открыла по ссылке - высветилось только начало текста.
Сборник Богословие личности у меня есть, там не только православные авторы.
В чем собственно проблема?

Reply

dmatveev January 28 2015, 11:27:03 UTC
Там справа желтенькая кнопка "скачать".
Статья в 1-ю очередь о направлении, инициированном Лосским, связанном с отождествлением понятий "личность" и "ипостась". В сборнике большая часть статей на эту тему, и аннотация вдохновлена именно этой идеей.

Reply

olgaw January 29 2015, 15:10:24 UTC
Спасибо, скачала и прочла
С автором согласится не могу, если тексты Предания допускают современную интерпретацию - их и надо интерпретировать современным образом. Если мы серьезно считаем, что через Предание, как и через Писание говорит Бог, можно и должно давать современные интерпретации независимо от того, что при этом думали сами авторы. И православие, как и любая иная конфессия, на месте стоять и не должно, и не стоит.
В общем, указанные автором проблемы явно не мои.
У меня тут другая проблема. Поскольку понятие личность фактически не определено, имеется две тенденции. Первая - каждый человек есть личность. Вторая - каждый человек есть индивидуальность, а личностью он должен стать. В сборнике представлены оба взгляда, но второго значительно больше. Но когда персоналисты пишут - личность для нас священна - у меня к ним вопрос? А ребенок, 5 лет? А индеец в джунглях Амазонки? А атеист?

Reply

dmatveev January 29 2015, 19:05:11 UTC
1.Автор призывает ни в коем случае не понимать его текст в смысле ненужности современной интерпретации текстов Предания. Он просто обращает внимание на замеченные очень многими некорректности, допущенные в рамках "тринитарно-персоналистской" интерпретации.

2.Да, налицо обе эти интерпретации. Я, с одной стороны, склоняюсь к первой: личность - это обозначение человека с его способностью иметь внутренний опыт, рефлексировать его, принимать на его основе решения. Но, с другой стороны, хотим мы его или нет, человека во многом "делает" культура. Соответственно, в культуре, предполагающей сравнительно большее развитие рефлексии, больше и возможностей раскрытия потенциала личности. Воспитать с младенчества индейца из джунглей Амазонки в современной культуре - у него будет по крайней мере больше шансов реализовать этот личностный потенциал.

Reply


(The comment has been removed)

dmatveev January 28 2015, 11:51:36 UTC
Между прочим, считаю эту характеристику понятия "личность" корректной. Только заменил бы "после грехопадание" на "в условиях греха", поскольку кто его знает, как во всем этом время завязано.
Корректна она потому, что других данных у нас нет.
Ну,а насчет упокоения - это уже дело вкуса. Одним нравится статика, другим - динамика.

Reply

mikhail_bar January 29 2015, 18:57:20 UTC
мне не кажется корректной формулировка.
для "индивида" - да. для "личности"=уникальности,несводимости к природе - нет.

Reply

dmatveev January 29 2015, 19:07:28 UTC
Для личности как самоосознающего и способного к решению конечного индивида, наверное, будет работать.

Reply


victor_a_k January 28 2015, 11:48:58 UTC
за рамками религии вся тема умещается в пару абзацев:

богословие есть применение научного метода как он понят богословом к священным текстам и преданию.поэтому тертулиан сразу выбрасывается так как несистематичен и не имеет четких определений.

остаются дамаскин и фома взявшими аристотеля(которые единственный и разработал хоть какую то схему познания, которой мы и сейчас пользуемся) и понявшими его каждый по своему. имхо дамаскин более научен, фома более магичен ( как результат схоластика, бунт против схоластик рждение чистого научного метода светского.)

и весь персонализм сводится уже к текущему восприятию человека и научного метода которым владеет богослов.

вот и все....

спасительностьнеспасительность лежит вообще в области метафизики евангелия для христиан или проще говоря "что там сказал Христос". к самому богословию это параллельно.

Reply

dmatveev January 28 2015, 11:56:41 UTC
>>богословие есть применение научного метода<<
Это не единственный подход к пониманию богословия. Можно шире понимать.

Reply

victor_a_k January 28 2015, 12:23:16 UTC
да тащемта он единственный если богословие это наука...

что есть богословие то

Reply

dmatveev January 28 2015, 12:26:06 UTC
Ну, можно сказать, просто разумное выражение веры.
Наука же достаточно локальный феномен, область разумной речи - шире, чем наука.
Хотя, конечно, исторически в христианстве богословие обрело научные черты.

Reply


(The comment has been removed)

dmatveev January 29 2015, 18:51:57 UTC
Ну так вроде второе и обуславливает первое. Раз "модус нерелевантен", то и незачем.

Reply

(The comment has been removed)

dmatveev January 30 2015, 22:51:04 UTC
Такая постановка вопроса возможна, но мне не кажется, что серьезные религиозные движения способны возникнуть из простого "мне хочется". Я думаю, что за лютеровой актуализацией Павла и опыт стоит соответствующий.

Reply


triglochin January 31 2015, 08:58:22 UTC
чтобы больше не засорять академическую дискуссию: вспомнила, что начала читать о соборах именно Карташева, и почему перестала - стало грустно, что в жизни церкви столько взаимной вражды (один друг как-то в шутку "непочтительно" высказался о соборах, что "эти греки друг друга таскали за бороды" - с одной стороны, не хочется соглашаться, с другой стороны, не покидает чувство, что это все очень далеко от Евангелия).Из комментариев в facebook, впрочем, можно сделать вывод, что по крайней мере что-то было весьма важно для жизни людей и церкви в целом - христология и признание важности человеческой природы.

После длинного вступления :) вопрос, раз зашла речь о писаниях Святых Отцов: это именно догматика, и есть какой-то определенный "список литературы"? Мне кажется, что часто имеют в виду скорее аскетическую литературу, когда говорят о "чтении отцов". Это просто более широкое понятие, или ошибка?

Reply

dmatveev February 1 2015, 16:08:45 UTC
Конечно, все двойственно, как жизнь в целом. Совместное осмысление Евангелия (образа Христа в нем) не всегда проходило у духе Евангелия. Страсти кипели. Самый плодотворный собор - Халкидонский, выработавший блестящую формулу на языке того времени - уже под надзором полиции проходил ( ... )

Reply

triglochin February 1 2015, 18:21:04 UTC
спасибо!

Reply


Leave a comment

Up