"Религиозный человек жаждет реального" - это хорошее определение религиозности, данное Мирчей Элиаде («Священное и мирское»). Сегодня, похоже, просматриваются по меньшей мере две распространенные ошибки верующего разума (или разума верующего) на этом пути прорыва к реальному:
1. Реально только то, о чем можно сказать буквально. Если об этом нельзя
(
Read more... )
Comments 199
Reply
Рекомендую еще его давнюю работу "София и черт".
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Из трех вопросов, если разобраться только на первый можно дать хоть как-то объективно обоснованный однозначный ответ. Остальные два - за гранью.
Reply
Reply
Мы имеем феномен: свидетельство людей о том, что этот Человек КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ не умер для них самих.
Reply
Reply
Reply
Это что постгностицизм?
Reply
Во-вторых, он показал мне, что верующий в Бога - это не значит верующий во всякое волшебство. А вера в волшебство это для меня вера в абсурд, она насилует разум ("Систематическая теология", "Динамика веры"). Вера - это прежде всего отношение к реальности как к тому, что имеет некие глубину, тайну и смысл.
Что такое "постгностицизм" я не понимаю. Я бы сказал, что у Тиллиха зрелая либеральная теология.
Reply
Reply
Все относительно.
Но так как ни у кого нет четких здесь аргументов против буквального воскресения, может по-крайней мере оставить вероятность его? И на том успокоится?
Reply
Здесь имеется в виду, что конечная, смертная реальность - не совсем реальность. Религиозные люди не смиряются с ней и жаждут безусловной, непреходящей реальности. Тиллих, в общем, понимает религиозность так же (эта жажда у него называется "предельная забота").
>>может по-крайней мере оставить вероятность его? И на том успокоится?<<
Да, если "вероятность", то нет проблем. Поскольку это тайна, думать об этом можно очень по-разному. Проблемы начинаются при навязывании какой-то одной модели.
Reply
Против того, что приписывается религиозному человеку. Или просто я расширил рамки определения такого человека.
"""""Тиллих, в общем, понимает религиозность так же (эта жажда у него называется "предельная забота")"""" Интересно. "Забота" о чем?
""""""при навязывании какой-то одной модели."""""
Да человеческая свобода конечно любит, чтобы ему давали эдакую кашу, и чтобы из этой каши , хаоса идей всегда торжествовала она - правда, чистая и многогранная. То есть Вы как и я - за многогранность? А какая же многогранность, когда вероятность воскресения отвергается? По-моему воскресение в такой трактовке становится плоским. Оно теряет реалистичность, становится эфимерным, умозрительным. А значит также и кровь Христа становится "магометянским спектаклем" . Мне спектакли не нравятся. Тут пахнет подлогом и масками, бутафорией.
Reply
Забота о бытии. Человека заботит то, что его бытие конечно, он жаждет неиссякающего бытия. В этом Тиллих видит смысл религиозности.
>>А какая же многогранность, когда вероятность воскресения отвергается?<<
Паки & паки реку: ничего не отвергается. Все под вопросом. Взгляд Тиллиха тоже. Я думаю, что Иисус останется загадкой навсегда до эсхатона.
Reply
Leave a comment