Вчера по работе пришлось съездить в Петербург. Бывал в юности, вот уже более 15 лет не сподоблялся.
Возможно, кого-то своими высказываниями огорчу, кому-то покажусь диким, кто-то даже почувствует себя оскорбленным. Заранее прошу простить и признаюсь откровенно: город Санкт-Петербург как явление - историческое, архитектурное, эстетическое, «идеологическое» и какое угодно еще - это то, что вызывает во мне стойкое неприятие и отторжение.
…Петербург для меня был и останется материальным воплощением вызова, брошенного Петром I попираемой Святой Руси.
Я не знаток ни архитектуры, ни градостроительства, ни изобразительного искусства, и потому я не всегда могу четко и детально описать, что именно вызывает неприятие. Отторжение идет на каком-то инстинктивном, подсознательном уровне, причем оно проявлялось у меня еще тогда, в юности - когда я не имел никакого отношения к староверию. Сейчас оно стало проявляться острее и осознаннее: я замечаю конкретные проявления антисвяторусского вызова, вдохновлявшего Петра и на века предавшего своеобразный «идейный налет» городским пейзажам. Я воочию вижу смакование чуждых русскому сердцу форм и символов. Я кожей ощущаю присутствие «чужого»: вражеский, разрушительный вирус, который был насильно привит русскому организму и за 400 лет исковеркал его до неузнаваемости…
...Дел у меня было всего на пару часов, но всё-таки была возможность выбить командировку на два дня с ночевкой в гостинице - тогда успел бы побродить по достопримечательностям. Я сознательно отверг эту идею, заказав билеты на «Сапсан» туда и обратно, оставляя на пребывание в северной столице «чистых» 4 часа.
…Петербург и как город-символ, и как историческое явление давит меня безысходностью. Он безжалостно напоминает о непреодолимости того разрыва, разделения (если угодно - РАСКОЛА), который лежит на теле русского общества и - увы - русского православия. Я прекрасно осознаю, что уже давно не пребываю в ЕДИНСТВЕ с многими моими родственниками и знакомыми, которые восторгаются этим городом и ездят сюда любоваться некой абстрактной «красотой». Сегодня для подавляющего большинства русских Петербург является «культурной столицей». Я выбираю другую «культуру» и остаюсь в исчезающем меньшинстве. Кто-то пытается (как и я сам когда-то) совместить несовместимое - в результате получается то самое третье, которое умные люди именуют «постмодерн» - такое возможно лишь при полной профанации смыслов и первого, и второго… Нет, возможен лишь сознательный выбор: или - или.
… Зашел в Александро-Невскую лавру поклониться святыне. Еще заходя в ворота, проходя мимо некрополя, настроил себя на волну: «ничему не раздражайся» - действительно, из истории не вычеркнешь. Но все же не обошел препону (специально не искал, видит Бог). При входе в Троицкий собор, в котором пребывают мощи св.князя Александра, занес было привычно руку ко лбу и… замер. Вместо Креста или образа Троицы над церковными дверьми узрел нечто совершенно непонятное: некий вензель с девизом «за труды и отечество», поддерживаемый «ажурными» херувимами, а над ним - непонятный барельеф, где, как я понял, изображено некое ветхозаветное жертвоприношение; все это - без малейшего намека на традиционную христианскую символику. Позднее (вернувшись в Москву и залезши в интернет) при помощи популярной энциклопедии я выяснил, что же именно изображено: барельеф «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; вензель - «скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского»… Но на тот момент я этого знать не мог и, признаюсь, не решился совершить крестное знамение и поклониться непонятным изображениям. Зашел внутрь и поклонился уже там, в виду мощей святого благоверного князя.
…Увы, я прекрасно понимаю, что общего, или хотя бы массового ВОЗВРАЩЕНИЯ не будет. Вчерашняя недолгая прогулка укрепила в этом убеждении. Общество, сегодняшний народ уже не сможет отказаться от всех этих «рюшек», идеалы Московской Руси давно стали непонятными и даже антипатичными. И как говорит мой близкий родственник, «синодальный период из истории Церкви уже не вычеркнешь». Нельзя повернуть историю вспять. Однако, если история раздвоилась, то можно - самому, путем личного выбора - вырваться из нового, «генерального» русла и выбрать оставшееся… Это лучше, чем раздваиваться самому.
…Понятно, что девиз «за труды и отечество» весьма похвален - но не орденскому девизу христианин должен кланяться при входе в храм Божий. И барельеф с ветхозаветным сюжетом тоже допустим - сам по себе, однако он не уместен, провокационен и даже подозрителен в том случае, когда демонстративно вытеснил традиционные надвратные православные образы Креста, Спаса, Св.Троицы. Невольно вспомнишь о «болезненной теме» - символике Соломонова храма в некоторых средневековых сообществах… Зачем это было сделано в городе на Неве?
Ситуация с вензелем и барельефом явилась для меня, безспорно, знаковым моментом во всей поездке. «Художественная композиция» вместо поклонного Образа над дверями храма - насколько же удачно символизирует весь Петербург! На самом верху карты Руси - этот нелепый в своей чуждой красоте город, символ подмены смысла и содержания. И трудно удержаться от порыва развернуться на пороге и уйти. Слава Богу, вовремя вспоминаешь, что там, внутри, за барьерами «рюшек» и «вензелей» - мощи святорусского князя… Князь остался самим собой, его не подменишь. И я надеюсь остаться с ним.